Файл: Протокол 1 30 августа 2022 г. Утверждаю Директор моу Усогорская сош с уиоп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования муниципального района «Удорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и принята Методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии Протокол № 1 «30» августа 2022 г. | Утверждаю Директор МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» _______________ Л.Я. Ванеева «_____»__________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
(наименование предмета) |
основное общее образование, 5 класс |
(уровень образования, классы) |
1 год |
(срок реализации программы) |
Примерной программы по изобразительному искусству применительно к авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 5-7 классы» |
(наименование программы, автор) |
Игнатова Ирина Ивановна, учитель ИЗО
|
(кем составлена программа) |
пгт. Усогорск, 2022
-
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -
Федеральный государственный стандарт, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями. -
Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». -
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г.). -
Основная образовательная программа ООО МОУ «Усогорская СОШ с УИОП». -
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МОУ «Усогорская СОШ с УИОП».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в основную школу постановлением Министерства образования народов РФ с 1 сентября 2015 г. Перед образовательными организациями была поставлена задача формирования у обучающихся в основной школе:
- знаний об основных нормах морали, культурных традициях народов России, об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Данная предметная область является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. При изучении «Основ духовно-нравственной культуры народов России» учитываются региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения
–чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
–организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг».
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Место предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 5 классе основной школы отводится 0,5 часа в неделю в течение года, всего 17 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это
-Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;
-Принятие норм нравственного поведения;
-Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
-Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
-Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
-Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
-знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.