Файл: Протокол 1 30 августа 2022 г. Утверждаю Директор моу Усогорская сош с уиоп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования муниципального района «Удорский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов»



Рассмотрена и принята

Методическим объединением учителей

ИЗО, музыки, технологии

Протокол № 1

«30» августа 2022 г.


Утверждаю

Директор МОУ «Усогорская СОШ с УИОП»

_______________ Л.Я. Ванеева

«_____»__________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(наименование предмета)


основное общее образование, 5 класс

(уровень образования, классы)


1 год

(срок реализации программы)



Примерной программы по изобразительному искусству применительно к авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусст­во. 5-7 классы»

(наименование программы, автор)

Игнатова Ирина Ивановна, учитель ИЗО




(кем составлена программа)


пгт. Усогорск, 2022

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный стандарт, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

  4. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г.).

  5. Основная образовательная программа ООО МОУ «Усогорская СОШ с УИОП».

  6. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МОУ «Усогорская СОШ с УИОП».


Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в основную школу постановлением Министерства образования народов РФ с 1 сентября 2015 г. Перед образовательными организациями была поставлена задача формирования у обучающихся в основной школе:

- знаний об основных нормах морали, культурных традициях народов России, об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Данная предметная область является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. При изучении «Основ духовно-нравственной культуры народов России» учитываются региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения

–чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

–организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг».

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.



В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 5 классе основной школы отводится 0,5 часа в неделю в течение года, всего 17 часов.

Результаты изучения курса

Личностные результаты представлены двумя группами.


Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это


-Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;

-Принятие норм нравственного поведения;

-Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

-Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

-Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье;

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

-Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;


-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

-знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.