Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии
Психоаналитические теории развития.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
План лекции
1.Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1
2.Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3
3.Ключевые понятия 4
4.Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии 6
Биогенетический подход. 6
Психоаналитические теории развития. 7
Бихевиоризм и теория социального научения. 10
Когнитивная теория развития 11
5.Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии 13
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития. 13
Периодизация психического развития Л. С. Выготского. 14
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева 15
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина. 15
6.Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени 16
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.). 16
Младенчество (до 1 года). 17
Раннее детство (1-3 года). 18
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет) 19
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет). 20
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет) 21
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет) 23
Ранняя взрослость (18-20- 40 лет) 23
Зрелость (40-60 лет) 25
Поздняя взрослость (60 и более лет) 27
-
Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко).
Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).
Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития
, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Задачи возрастной психологии:
-
Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. -
Периодизация психического развития в онтогенезе. -
Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. -
Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. -
Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. -
Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. -
Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. -
Возрастная и клиническая диагностика. -
Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. -
Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).
Связь возрастной психологии с другими науками.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
В общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.
В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., Возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии.
Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце ХIХ в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец ХIХ века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».
Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.
В начале ХХ века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной