Файл: Реферат по теме Особо охраняемые природные территории России Дисциплина Экология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Калужский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана(национальныйисследовательскийуниверситет)»

(КФМГТУим.Н.Э.Баумана)
ФАКУЛЬТЕТ МК «Машиностроительный»
КАФЕДРА МК11 «Ресурсосберегающие энергосистемы и технологии»

Реферат

по теме: Особо охраняемые природные территории России
Дисциплина: Экология


Выполнил: студент гр. МК1-61

________________ ( Шишков М.А.)

(Подпись) (Ф.И.О.)




Проверил:

(Кусачева С.А.)

(Подпись) (Ф.И.О.)




Дата сдачи (защиты): Результаты сдачи (защиты):









  • Балльная оценка:

  • Оценка:




Калуга , 2023 г.

Содержание

Введение ________________________________________________________3

  1. Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России _____________________________________5

  2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)__________________10

    1. Заповедники_______________________________________________10

    2. Национальные парки________________________________________13

    3. Лесоохотничьи хозяйства____________________________________16

  3. Охрана животного и растительного мира в ООПТ___________________19


Заключение_____________________________________________________23

Список литературы______________________________________________24

Введение

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 28.06.2022 г., "Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния".

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки, биосферные резерваты и федеральные заказники. Всего в России в настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тыс. кв. км в 84 из 89 субъектах федерации (нет ООПТ федерального уровня только в г. Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае и Коми-Пермяцком АО). Из них: 101 являются заповедниками, 35 национальными парками и 68 федеральными заказниками РФ [1].

Опыт последних десяти лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы заповедников и национальных парков и продемонстрировал необходимость решения многих существенных проблем, препятствующих стабильному и эффективному функционированию заповедников и национальных парков в принципиально новых политических и социально-экономических условиях, определяющих уклад современной России. Настоящие Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2023 года подготовлены с учетом опыта и основных итогов развития системы заповедников и национальных парков за последний период той же продолжительности и направлены на совершенствование их природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской и иной деятельности [9].



Рис.1 – Особо охраняемые территории России.

Целью данной работы является выяснение значения и важности системы особо охраняемых природных территорий в России. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: изучить понятие ООПТ, их виды и задачи, исследовать современное состояние сети ООПТ России и рассмотреть направления развития государственной сети ООПТ России.



Среди задач, при изучении темы работы, можно выделить:

  1. Изучить современной системы государственных природных заповедников и национальных парков России.

  2. Изучить особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России.

  3. Рассмотреть, как охраняется животный и растительный мира в ООПТ.



  1. Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России

Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалась свыше 85 лет и включает (см. рисунок 1):

- 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га;

- 35 национальных парков площадью 7 млн. га;

- 68 федеральных заказников РФ.

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся свыше 8 тысяч штатных работников. Все 35 национальных парков и 95 (из 100) государственных природных заповедников находятся в ведении и управлении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника функционируют в системе Российской Академии наук, 1 заповедник - в системе Министерства образования Российской Федерации

Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание: 27 российских заповедников и 3 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
Региональные отличия охраняемых природных территорий играют существенную роль при построении их сети. Местоположение, число, размеры, развитие сети ООПТ коррелирует с прогрессом в освоении территорий. Площади существенно возрастают по ходу продвижения освоенности с запада на восток и с юга на север в плохо освоенные арктические пояса. Большинство крупных по площади ООПТ (более 1млн. га) находятся в практической или арктической зонах. В ряде регионов страны процент критически низок, а в других дота точно высок (Карачаево - Черкессия - 34%) (см. приложение А). Крупные ООПТ дают возможность обеспечить как саморегуляцию экологических систем и процессов, так и постоянство экологической обстановки, что обозначает существенную роль сети в России и ее преимущество среди других государств. С другой стороны, разбросанность ООПТ, нередко их островной характер снижают эффективность невозможностью организации единых систем [4].


Настоящее законодательство делит ООПТ на 6 категорий, которые различны по режиму, целям, уровням управления. На сегодняшний день некоторое количество ООПТ частично не соответствуют своему формальному статусу, что связано с изменениями к подходу их выделения за длительную историю их развития в России. Например, в начале 20 века для защиты отдельных видов животных создавались заповедники, что в современности более подходит к категории заказников. В цели многих заповедников включались развитие рекреации и туризма, т.к. в законодательстве Российской Федерации такая категория как национальные парки отсутствовала длительный период. Учитывая эти несоответствия была прията новая редакция ФЗ о ООП, которая предусматривает переход государственных заповедников в национальные природные парки. Преобразование можно провести до 31 декабря 2015 года, имея положительные результаты государственной экологической экспертизы [2].


Снижение результативности использования ФЗ о ООПТ связано с некоторыми несоответствиями гражданскому, земельному и лесному законодательству РФ. Одно из противоречий гражданскому законодательству состоит в том, что по ФЗ о ООПТ особо охраняемые природные территории являются как территориями (по основному определению), так и юридическими лицами (например, заповедник - федеральное государственное учреждение), несмотря на то, что термины "учреждение" и "территория" приурочены к различным сферам правового урегулирования.

Согласно определению Закона об ООПТ особо охраняемые природные территории - «участки земли». Отдельные статьи Закона об ООПТ посвящены порядку образования ООПТ, режиму особой охраны их территорий. В данном случае понятие «ООПТ» трактуется как «территория». В то же время, например, государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. При этом к задачам государственных природных заповедников отнесены, в том числе, осуществление охраны природных территорий, организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы, осуществление экологического мониторинга, экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды, что является задачами учреждений, а не территорий.


Таким образом, рядом статей Закона об ООПТ понятие «ООПТ» трактуется как «учреждение». При этом многие вопросы ООПТ как учреждений остаются юридически непроработанными. Ввиду того, что понятие «ООПТ» как территория и учреждение не разведены, нормы Закона об ООПТ оказываются «недописанными», имеются внутренние противоречия между положениями отдельных статей Закона об ООПТ. Для сохранения водных объектов животного и растительного мира и среды их обитания Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не предусмотрено создания ООПТ, которые признаны мерами охраны природных объектов статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусмотрены подпунктом «д» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и Законом об ООПТ. Такая юридическая не проработанность норм Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приводит к конкуренции норм различных отраслей законодательства при регулировании вопросов сохранения водных биоресурсов, путанице при выборе вида особо охраняемой территории и препятствует эффективной реализации норм указанных законодательных актов.

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившими в силу с 1 апреля 2010 года, государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков лишены права составления протоколов в охранных зонах заповедников и национальных парков и других ООПТ, находящихся в ведении заповедников и национальных парков. Эти изменения фактически лишили инспекторов возможности контролировать прилегающие к заповедникам и национальным паркам территории, что естественно повлекло за собой рост браконьерства и разрушения ценных природных комплексов [12].

К сожалению, в последние годы органы власти различных уровней приняли большое количество решений, направленных на разрушение особо охраняемых природных территорий России, в том числе, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти решения направлены как на разрушение (изменение границ, изъятие территории, вовлечение в интенсивную хозяйственную деятельность) отдельных ООПТ, так и на ослабление законодательной защиты системы ООПТ в целом, прав должностных лиц, осуществляющих их охрану, ухудшение кадрового состава руководителей системы. 2 сентября 2010г. был создан Утришский заповедник, но решением Правительства в его территорию не вошли наиболее ценные участки можжевелово-фисташковых средиземноморских лесов. Именно те, где предполагается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для Управления делами Президента. В 2010 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Она предполагает строительство железнодорожной линии Кисловодск - Черкесск - Адлер, автодороги Черкесск-Адлер, а также реализацию проекта «Высота 5642». Все эти проекты посягают на территории заповедников Кавказского, Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Тебердинского, национальных парков «Алания» и «Приэльбрусье». Утверждено строительство еще одного горнолыжного курорта - прямо на территории участка всемирного природного наследия «Западный Кавказ» (плато Лагонаки, территория Кавказского заповедника). В 2009 году из территории первого российского объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО национальный парк "Югыд ва" незаконно вырезали «кусок», где в настоящее время идет добыча золота. Как и во всех предыдущих случаях, власть игнорирует протесты российских экологов и ЮНЕСКО. В 2011 году WWF России провел анализ расположения лицензионных участков в Национальном парке «Русская Арктика» Роснефти и BP в южной части Карского моря.