Файл: Особенности управления в органах госу дарственной и муниципальной власти.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: «Особенности управления в органах госу- дарственной и муниципальной власти»
2
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования государственного управления и вопросы его эффективности в новых реалиях
5 1.1. Государственное управление: сущность и специфика в усло- виях реформирования государственной службы
5 1.2. Проблема эффективности государственного управления и необходимость в новом содержании региональной политики
8
Глава 2. Анализ сущности местного самоуправления, его акту- альных проблем и необходимости в модернизации в современ- ных условиях развития общества
12 2.1. Местное самоуправление: сущность, особенности и необхо- димость в модернизации в условиях постиндустриального обще- ства
12 2.2. Основные проблемы развития местного самоуправления
18
Глава 3. Теоретико-методологические и правовые основы взаи- модействия государственного управления и местного само- управления в современной России
24 3.1. Механизмы, принципы и специфика взаимодействия орга- нов государственного управления и органов местного само- управления в РФ
24 3.2 Гарантии взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само- управления
29
Заключение
34
Список литературы
37
3
Введение
В условиях кризисной ситуации в экономике и социальной сфере, обост- ряются и проблемы государственного и муниципального управления. Приори- тетными направлениями развития для власти становятся вопросы местного са- моуправления. Государственными органами управления декларируется рас- ширение полномочий местного самоуправления и новые подходы к управле- нию и взаимодействию на всех уровнях власти.
Актуальность исследования. Вопрос взаимодействия органов государ- ственного управления и местного самоуправления является одним из цен- тральных при характеристике основ организации территориального управле- ния в Российской Федерации. Он связан с политико-правовой природой госу- дарственной власти, национальными управленческими традициями в Россий- ской Федерации, а также доставшейся в наследство от десятилетий централи- зованного управления психологией государственных чиновников. Научное осмысление различных аспектов взаимодействия государственного управле- ния и местного самоуправления имеет богатую историю, но остается актуаль- ным вопросом теоретико-практического изучения и координирования соци- альных процессов, происходящих и назревающих в ходе модернизации рос- сийского общества.
Степень научной разработанности проблемы. При изучении выбранной проблемы исследования были исследованы труды отечественных авторов, по- священные анализу различных аспектов развития государственного управле- ния и местного самоуправления, а также вопросам их взаимодействия.
Объектом исследования выступают государственное управление и мест- ное самоуправление в современных условиях развития общества.
Предметом исследования являются особенности функционального взаи- модействия государственного управления и местного самоуправления.
Цель данной работы заключается в анализе теоретико-методологических и правовых аспектов взаимодействия государственного управления и мест- ного самоуправления в Российской Федерации.
4
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены такие за- дачи, как: изучить сущность и специфику государственного управления в условиях реформирования государственной службы; обозначить проблемы эффективности государственного управления и необходимости в новом содер- жании региональной политики; исследовать сущность, особенности местного самоуправления и необходимость в его модернизации в условиях постинду- стриального общества; рассмотреть основные проблемы развития местного са- моуправления; проанализировать существующие механизмы, принципы и специфику взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в Российской Федерации; привести классификацию гарантий взаимодействия органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации и органов местного самоуправления.
Методологической основой исследования выступают положения, сфор- мулированные в рамках трудов отечественных ученых в области политологии, права, государственного и муниципального управления. Особое внимание уделяется идеям, концептуализирующим вопросы совершенствования и повы- шения эффективности взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления. Методологическую основу исследования соста- вили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод сравнительного анализа, метод классификации, а также исто- рический, логический и иные методы.
Обоснованность выводов данного исследования обеспечивается систем- ным подходом к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов и методик, адекватных задачам исследования. В качестве источников исследования послужили монографии, учебные пособия, научные публикации в периодических изданиях отечественных авторов, нормативно-правовые акты РФ, материалы научно-теоретических и научно-практических конферен- ций, а также информация из открытых источников в сети Интернет.
Структура данного исследования обусловлена его целью и задачами и со- стоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов, заключе- ния, списка использованных источников и литературы.
5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования государ-
ственного управления и вопросы его эффективности в новых реалиях
1.1 Государственное управление: сущность и специфика в условиях ре- формирования государственной службы
Рассматривая сущность и специфику государственного управления в со- временных условиях, прежде всего, необходимо дать определение этому по- нятию. Итак, в широком смысле — государственное управление — это дея- тельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании — подзаконная, юридически властная деятельность орга- нов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осу- ществлению возложенных полномочий.
Государственное управление, как правило, рассматривается отечествен- ными учеными как целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. как реализация государствен- ной власти во всех её формах и методах. В рамках данного подхода профессор
Г.В. Атаманчук объясняет государственное управление как «практическое, ор- ганизующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу». И.А. Василенко определяет государственное управление как «систему принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата».
Современная российская система государственного управления нахо- дится в данный момент времени на переломном этапе трансформировании ее базовых основ, на этапе повышения требований к ее модернизации со стороны всех ячеек общества. И в этой связи нельзя не отметить, что результаты и по- казатели эффективности реформирования государственной службы, государ-
6 ственного управления в большей степени достигаются посредством повыше- ния роли инновационных методов управления в практике деятельности совре- менных представителей государственного аппарата.
Между тем, развитие демократических, правовых основ устройства обще- ства и государства, а также процесс формирования современного граждан- ского общества, порождает кардинальное совершенствование системы госу- дарственного управления. В нашей стране реформирование государственного управления рассматривается, чаще всего, как составная часть административ- ной реформы. В настоящее время проблема создания современной высокоэф- фективной инновационной модели государственного управления находится в центре внимания как Президента, так и правительственных структур. От ре- шения этой ключевой проблемы во многом зависит, состоится ли экономиче- ское, политическое и социально-культурное формирование Российской Феде- рации как демократического, экономически развитого и правового государ- ства.
Особое значение в реформировании системы государственного управле- ния занимает преобразование государственной службы как административ- ного института власти. Государственный аппарат — важнейший элемент со- циума. Поэтому от его модернизации зависит многое в развитии государства и гражданского общества.
Государственная служба неразрывно связана с государством и правом.
Государство выполняет свои функции через служащих. Как отмечает в своих трудах В.Ю. Войтович, фактически «…государственная служба сложилась в период создания и действия буржуазных конституций. Однако нельзя сказать, что до принятия писанных конституций в буржуазных государствах государ- ственной службы не существовало».
Следует также отметить важное замечание группы исследователей си- стемы государственной и муниципальной службы под руководством профес- сора В.И. Петрова, которые считают, что государственная служба представ- ляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществле- нии целей и функций государства посредством исполнения обязанностей по
7 должности в конкретном государственном органе. И как справедливо замечает профессор МИУ МГИМО(У) МИД России Г.В. Атаманчук, — «именно в рам- ках государственной службы формируются властно-управленческие взаимо- отношения между государством и обществом, государственным органом и управляемыми им объектами».
В настоящее время в Российской Федерации реформирование системы государственной службы официально признано приоритетным направлением в области государственного строительства важным условием ускорения соци- ально-экономического развития страны.
С начала XXI века перестройка государственного управления и государ- ственной службы Российской Федерации идет одновременно с администра- тивной реформой, являясь ее центральным элементом. Проводимая админи- стративная реформа наряду с совершенствованием структур государственной власти должна оптимизировать деятельность государственного аппарата, при- вести его полномочия в соответствие реальным властным функциям.
Правительство России и Президент РФ В.В. Путин делают энергичные шаги к преодолению кризиса, снижению социально-экономической напряжен- ности в обществе, не смотря на жесткость кризиса. Это уже привело к ради- кальному изменению психологии руководителей. Если ранее, до кризиса, счи- талось, что денег в стране много и нет проблем с их вложением, то сегодня стало ясно — их катастрофически не хватает. Эта деталь, если можно так вы- разиться, является той существенной особенностью, которая характеризует нынешнее положение дел в сфере государственного управления, и суще- ственно мешает реформированию государственной службы на принципах ин- новационного подхода.
На основе анализа научной литературы по выбранной проблеме исследо- вании, удалось установить, что специфической чертой, которая существенно затормаживает внедрение в практику деятельности государственных служа- щих инновационной модели государственного управления и современных тех- нологий принятия решений, — является, ни много ни мало, внутренний
8 настрой самих чиновников, а именно, их нежелание избавляться от консерва- тивных методов в работе, и перенимать так называемые «ноу-хау», которые могли бы существенно повысить эффективность всей системы государствен- ный службы в целом. В очередной раз, на пути успешности реформ, стано- вится, как это не парадоксально, — человеческий фактор.
В этой связи, уместно будет процитировать отечественных исследовате- лей проблем государственного управления, — Е.Н. Дубиненкову
1.2. Проблема эффективности государственного управления и необходи- мость в новом содержании региональной политики
Проблема эффективности государственного управления является посто- янной доминантой в оценке результатов деятельности органов власти в любом типе современного государства, будь оно демократическим или авторитар- ным. Согласно ныне господствующим в мире теориям общественного про- гресса, демократическое (с развитой рыночной экономикой и правовыми сво- бодами личности) государство в сравнении с авторитарным создает возмож- ность для достижения более высокой эффективности государственного управ- ления. Однако, следует принимать во внимание и тот факт, что это не склады- вается само собой, а требует целенаправленных действий органов государ- ственной власти.
Как указывают В.А. Ильин, А.И. Поварова, — «В современной науке сло- жилось несколько теоретико-методологических подходов к определению сущ- ности и содержания эффективности государственного управления. Это поня- тие в общей трактовке рассматривается как отношение усилий деятельности органов власти, затраченных на свою деятельность, к последствиям этой дея- тельности. Однако эта общая постановка различается в конкретных подходах к оценке эффективности государственного управления. Так, подход, основан- ный на концепции лидерства, базируется на сравнении удельных затрат ресур- сов и результативных показателей анализируемого государства и страны-ли- дера. Экономический подход связывает эффективность государственного
9 управления с наличием механизмов обеспечения конкуренции, внедрения ин- новаций, социальной защищенности и т. п. Подход, основанный на теории ра- циональной бюрократии, опирается на выявление степени оптимальности иерархической структуры органов государственного управления, на соблюде- ние принципов профессиональной деятельности государственных служащих».
Применяется также подход, при котором определяется успешность государ- ственного управления путем соотнесения результатов развития с публично установленными целями.
По нашему мнению, главным критерием эффективности государствен- ного управления в современной России является способность государства по- вышать качество жизни граждан, удовлетворять их интересы на основе повы- шения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста и увеличе- ния реальных доходов населения. Конкретные значения показателей этого критерия определяются актуальными проблемами текущего и перспективного развития страны.
В России проблема повышения эффективности государственного управ- ления резко актуализировалась, так как осуществляемые более двадцати лет рыночные трансформации не дают желаемых результатов. В связи с этим воз- растает необходимость углубленного изучения влияния на государственное управление различных внутренних и внешних факторов, меняющих экономи- ческую, социальную и политическую среду в стране.
Логично будет предположить, что государство, обладая серьезными ры- чагами влияния на бизнес, могло бы более активно задействовать в региональ- ной политике корпоративный ресурс. Однако на практике складывается другая ситуация, когда политика, проводимая в отношении крупных собственников, не способствует решению проблем регионального развития, решению про- блем муниципальных образований и местного самоуправления. Более того, по оценке ряда экспертов, такая политика становится фактором роста напряжен- ности в обществе, так как не обеспечивает реализации принципов социальной справедливости.
10
В связи с указанными проблемами, явно дестабилизирующими соци- ально-экономическую ситуацию в стране, и никак не способствующих полно- ценном взаимодействию всех уровней власти и управления, представляется более чем уместным замечание Е.С. Третьяковой и С.А. Светлаковой, которые предлагают следующее: «Современная Россия нуждается в эффективной си- стеме государственного управления, в частности для создания условий, кото- рые смогут повысить конкуренцию на мировых рынках и сформировать в Рос- сии инвестиционный климат, привлекательный для отечественного капитала и инвесторов, что будет способствовать укреплению авторитета государства на мировой арене. Управляющее воздействие осуществляет аппарат управле- ния, а потому, с целью совершенствования государственного управления необходимо:
1) оптимизировать структуру и численность государственного аппарата и подведомственных организаций;
2) оптимизировать обязанности и исполнение функций исполнительной власти на основе результатов функционального обзора;
3) оптимизировать деловые процессы и внедрить административные ре- гламенты и стандарты государственных услуг;
4) создать условия для благоприятного организационно-правового обес- печения государственной службы;
5) внедрить новые методы планирования, финансирования, стимулирова- ния и оценки деятельности государственных служащих, рационально исполь- зовать ресурсы в системе государственной службы;
6) обеспечить открытость государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
7) повысить прозрачность и открытость органов государственной власти;
8) усилить систему внешней подотчетности».
На наш взгляд, целесообразно будет на первоначальном этапе разрабо- тать определенный базис для повышения эффективности государственного управления, который бы снижал риск расширения бюрократических схем
11 управления в понимании классической теории менеджмента. Главным поня- тием модели может стать эффективность государственного управления, кото- рая станет движущей силой развития управления, учитывающей изменчивость целей и ценностей, чувствительной к воздействиям внешней и внутренней среды, имеющей развитый механизм взаимодействия с управляемым социу- мом в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Стоит признать ценность доминирования структурного и процедурного управления, не выходя при этом за его рамки для развития творческого потенциала управленцев. Следует также отметить, что особенности государственного устройства России тре- буют согласованного развития национальной хозяйственной системы не только с точки зрения макроэкономических структур, но и в аспекте реализа- ции интересов региональных сообществ, муниципальных образований и мест- ного самоуправления. Нарастание социально-экономических диспропорций, связанных с возможностями реализации интересов региональных сообществ, муниципальных образований и местного самоуправления, все больше актуа- лизирует вопрос о необходимости совершенствования института региональ- ной политики в области взаимодействия интересов субъектов в границах схемы: капитал-регионы государство. Новое содержание региональной поли- тики должно учитывать такое важное обстоятельство, как собственные инте- ресы региональных сообществ. Региональная политика формируется и реали- зуется как федеральными, так и региональными органами власти, что обуслов- ливает возникновение двух ее вариантов, воплощающих государственные ин- тересы в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов.