ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 883
Скачиваний: 9
-
Какой синдром развился у молодых членов экипажа?
-
Какие стадии выделяют в развитии данного состояния?
Задача 3. Группа монтажников, недавно окончивших училище и приступивших к работе, согласилась на исследование параметров гормонального фона, регистрируемых непосредственно во время рабочего дня. У молодых рабочих, по мере увеличения высоты, на которой им приходится работать, увеличивалась концентрация катехоламинов в крови в 2-3 раза. По мере увеличения рабочего стажа это явление становилось менее выраженным.
-
Развитие какого синдрома вызывало повышение содержания катехоламинов в крови рабочих?
-
Почему это происходило?
-
Какие стадии наблюдались в ходе развития данного синдрома? Объясните патогенез.
Задача 4. У студента 20 лет во время сессии после неудачной сдачи экзамена образовалась язва двенадцаперстной кишки.
-
К какой группе болезней можно отнести это заболевание?
-
Каковы возможные механизмы возникновения данного заболевания?
Задача 5. У мужчины 28 лет множественные переломы костей конечностей и ушибы туловища в результате автомобильной катастрофы. В стационар доставлен через час после травмы в тяжёлом состоянии: сознание спутанное, он бледен, покрыт «холодным» липким потом, зрачки узкие со слабой реакцией на свет, дыхание редкое, поверхностное, тоны сердца приглушены, пульс едва прощупывается, АД 60/40 мм рт.ст., признаков наружной или внутренней кровопотери нет.
1. Какое состояние развилось у пациента в результате травмы? На какой стадии его развития находится пациент?
2. Каковы возможные варианты дальнейшего развития этого состояния у данного пациента?
3. Каков патогенез дыхательных и циркуляторных расстройств у пациента?
4. Какие методы неотложной терапии необходимо проводить для «выведения» пациента из этого состояния?
Задача 6. Больной Т., 29 лет получил ожоги 2 степени кистей рук, передней поверхности туловища и лица. Площадь поражения составила 30%. Пациент возбужден, отмечает сильно выраженную болевую реакцию, озноб, жажду. Объективно: сознание сохранено, память не нарушена, ориентируется в пространстве и времени. Ад 150/90 мм РТ.ст. Через 15 минут АД снизилось до 90/60, сознание стало хзаторможенным.
-
Какое состояние наблюдается у больного?
-
Назовите стадии развития данного состояния и объясните их патогенез.
Задача 7. Больной Р., 28 лет доставлен в хирургическое отделение через 15 минут после огнестрельного ранения. Больной находится в сознании, много и громко говорит, просит о помощи, временами стонет, пытается соскочить с кушетки. Лицо бледное, покрыто холодным потом. Зрачки расширены, давление 140/100 мм РТ.ст., пульс 90 в минуту, напряженный, дыхание 30 в минуту.
Определите стадию процесса, объясните патогенез.
Задача 8. Больной Д., 24 л страдающий сахарным диабетом, после инъекции инсулина потерял сознание. Рефлексы отсутствуют.
Охарактеризуйте развившееся состояние, объясните патогенез повреждения нейронов
Демонстрационный материал: ситуационные задачи
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 197-231
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 264-293
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 73-77.
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С.442-447, 564-568.
-
Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-89, 115-130.
-
Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 81 -96
Дополнительная
-
Патофизиология в таблицах и схемах под/ред. А.Н.Нурмухамбетова. Алматы: - 2004, С. 230 - 234.
-
Патологическая физиология под/ред. А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А. Владимирова. М.: Триада-Х.-2002, С.48- 70.
-
Патофизиология под/ред. П.Ф.Литвицкого. М.: «ГОЭТАР-мед». Т.1 , 2003, с.689 - 721.
-
Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С.90 – 101, 444 – 446, 465 - 467
-
Нурмухамбетов А.Н. Стресс и его роль в адаптации организма и развитии заболеваний. Учебно-методическое пособие. Алматы, 1998. – 23 с.
-
Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии//Пат.физиол. и экспер. Терапия.-2000.-№ 2.-С.24-31; № 3.-С.20-26.
-
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.- 254 с.
-
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 125 с.
-
Останин А.А., Черных Е.Р. Эффективность цитокинотерапии в комплексном лечении хирургических инфекций. СПб: издательство СПб университета, 2002, 28 с.
Контроль: проверка заключений по ситуаицонным задачам
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 1 (2час)
Темы: «Предмет, задачи, методы. Общая нозология», «Этиология и патогенез», «Роль реактивности и наследственности в патологии», «Общая патология клетки», «Общие реакции организма на повреждение».
Цель:
-
оценить знания студентов по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы
-
оценить практические навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
-
оценить правовые знания приказов МЗ РК по проведению медико-биологического эксперимента
-
оценить коммуникативные навыки в ходе обсуждения ситуационных задач
Вопросы контроля знаний студентов:
-
Патологическая физиология, задачи, методы исследования. Значение эксперимента в патофизиологии (преимущества и недостатки).
-
Основные положения Приказа МЗ РК № 697 от 12 ноября 2009 г. «Об утверждении правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических исследований (неклинических) и клинических исследований». Приказа Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения
-
Здоровье и болезнь, определение. Основные критерии болезни. Принципы классификации болезней.
-
Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние, понятия, примеры. Понятие о типовых патологических процессах, характеристика.
-
Стадии болезни, характеристика. Стадии развития инфекционной болезни.
-
Понятие о предболезни. Выявление предболезни нагрузочными пробами.
-
Смерть, периоды умирания, характеристика.
-
Основные принципы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, патогенез.
-
Этиология, определение. Роль причины и условий в возникновении болезни. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезни.
-
Влияние на организм пониженного барометрического давления. Этиология и патогенез высотной болезни.
-
Классификация этиологических факторов. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней.
-
Роль наследственности в возникновении болезней. Классификация болезней в зависимости от роли наследственности и факторов внешней среды в этиологии. Наследственные и врожденные болезни, причины.
-
Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.
-
Патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Примеры.
-
Причинно-следственные отношения в патогенезе. Примеры.
-
Ведущее звено и «Порочные круги» в патогенезе. Патогенетический принцип лечения болезней. Особенности процессов компенсации и восстановления функций в детском организме.
-
Реактивность и резистентность организма, определение. Формы ответной реакции организма на раздражитель, примеры.
-
Виды реактивности, характеристика. Значение реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.
-
Роль возраста в реактивности организма.
-
Роль пола в реактивности организма.
-
Диатезы у детей, определение, классификация, характеристика
-
Конституция организма, определение, классификация конституциональных типов (Сиго, Кречмер, М.В.Черноруцкий, И.П.Павлов). Роль конституции организма в реактивности.
-
Повреждение клетки, этиология. Резистентность клетки к повреждению.
-
Виды повреждения клетки. Стадии острого и хронического повреждения клетки.
-
Специфические и неспецифические проявления повреждения клетки. Изменение ионного состава клетки при повреждении, патогенез, последствия.
-
Патогенез нарушения энергообеспечения клетки, последствия.
-
Основные механизмы повреждения мембран клеток. Активация ПОЛ как основной механизм повреждения мембран клеток. Последствия повреждения цитоплазматических мембран.
-
Основные механизмы повреждения мембран клеток. Активация мембранных фосфолипаз и др. гидролаз, осмотическое повреждение, иммунное повреждение.
-
Апоптоз, понятие, патогенез. Компенсаторные реакции в клетке при повреждении.
-
Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма.
-
Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития.
-
Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.
-
Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции в различные стадии шока.
-
Кома, виды, механизмы развития.
Форма проведения:
1 этап – тестирование (см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-95; Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – С. 6-80)
2 этап – практические навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных (см. задачи к занятиям и раздел УМК «Контрольно-измерительные средства»)
Тема № 6: Формирование практичесикх навыков по теме: «НАРУШЕНИЕ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА» (2час)
Цель занятия:
-
Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
-
Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения:
-
Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по патофизиологии водно-электролитного обмена
-
Научиться пользоваться медицинскими терминами, используемыми при анализе задач
-
Совершенствовать навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади
ЗАДАНИЯ:
Кейс-стади:
Задача 1. Ребенок 3 мес., поступил в клинику со следующими симптомами: беспокойство, возбуждение, судороги, частый водянистый стул, неукротимая рвота. Объективно: западение большого родничка, сухость слизистых, кожи и языка, мышечная гипотония и парез кишечника. АД 70/40 мм РТ.ст. В анализе крови имеет место увеличение эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов. Диурез 300 мл. Жажда отсутствует.
-
Какое нарушение водно-электролитного обмена наблюдается у ребенка?
-
Каков патогенез основных проявлений?
Задача 2. При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция легких. К какому нарушению водно-элктролитного обмена это может привести? Какое нарушение водно-элктролитного обмена может возникнуть, если утолять жажду приемом воды без соли?
Задача 3. Больной, проведший значительное время без пресной воды, был доставлен в реанимационное отделение без сознания. Объективно кожа и слизистые сухие, тургор снижен. Лабораторные данные: гематокрит 0,48л/л (норма 0,35-0,45 л/л), натрий – 160 ммоль/л (норма 135-150 ммоль/л), калий 6 ммоль/л (норма 3,5-5, 5 ммоль/л), нормогликемия.
-
Какое нарушение водно-электролитного обмена развилось у больного?
-
Объясните патогенез наблюдаемых изменений
-
Предложите методы патогенетической терапии развившегося состояния
Задача № 4. Больному 42 лет в стационаре был поставлен диагноз «миокардиодистрофия в стадии декомпенсации». Объективно: вынужденное полусидячее положение, одышка, акроцианоз, выраженная пастозность нижних конечностей, застойные хрипы в легких. Обнаружено скопление жидкости в брюшной полости, печень увеличена. Ударный и минутный объем сердца снижены. Диурез снижен. В крови обнаружено увеличение уровня ренина и натрия.
Вопросы:
1. Имеются ли признаки нарушения водного обмена?
2. Какой тип дисгидрии имеется у больного?
3. Объясните патогенез скопления жидкости в подкожной клетчатке, брюшной полости и в легких?
4.Оцените значение отека для организма больного, предложите патогенетическую терапию
Задача № 5.У больной 22 лет спустя 2 недели после перенесенной в тяжелой форме ангины развился острый гломерулонефрит. За последнюю неделю она прибавила в массе тела 11,5 кг. Объективно: лицо бледное, веки набухшие, глазные щели сужены. Голени и стопы пастозны. Диурез резко снижен, в моче – эритроциты и белок.
Вопросы:
-
Каковы механизмы развития данного типа отека?
Задача 6. У больного И., 5 лет имеются отеки в области лица, промежности и конечностей суточный диурез 0,6 л, указанные явления развились постепенно.
Какие лабораторные исследования необходимо провести для определения природы отеков у больного И?
Задача 7. Больной К., 52 лет, госпитализирован с признаками печеночной недостаточности. Объективно: печень уменьшена, плотная на ощупь, селезенка увеличена, живот увеличен, перкуторно определяются признаки свободной жидкости в брюшной полости.
Какой вид отека сформировался у больного? Каковы механизмы его развития?
Задача 8. Больной Д., 42 лет, вернулся из длительной командировки в одну из стран Африки. На протяжении нескольких недель отмечались серии коротких приступов лихорадки с ознобом. Черещз некоторое время присоединились явления лимфаденита нижних конечностей, отечность ног. Объективно: значительные отеки нижних конечностей, наружных половых органов, кожа ног гиперемирована, в области бедер, паха и мошонки пальпируются плотные эластичные тяжи под кожей.
Какова вероятная причина и механизм развития отеков в данном случае?
Задача 9. Пациентке К., 40 лет была сделана расширенная опкрация по удалению левой молочной железы вместе с региональными лимфатическими узлами. На следующий день у нее появился отек левой руки без изменения окраски кожи. Каков механизм развития отека?
Демонстрационный материал: ситуационные задачи
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 682-746
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 147-175
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 59-63
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 296-311.
-
Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 166-183.
-
Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 188 - 205
Дополнительная
-
Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 42-52.
-
Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 315-334.
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 340-380.
-
Б.Дж. Ролс, Э.Т.Ролс «Жажда». – М.: Медицина, 1984 г.
КОНТРОЛЬ
Заключения по ситуационным задачам
Тема № 8. Формирование практических навыков по теме: «Нарушения КОС» (2час)
Цель занятия:
-
Формирование практических навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
-
Формирование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения
-
Сформировать практические навыки интерпретации клинико-лабораторных данных при нарушениях КОС
-
Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: анализ нарушений КОС
Задания
Задача № 1. Пациент поступил в клинику с предварительным диагнозом «острый
инфаркт миокарда».
рН 7,32
рСО2 38 мм рт. ст.
SB 18,0 ммоль/л
ВВ 36,0 ммоль/л
ВЕ -6,5 ммоль/л
Mолочная кислота крови- 2,8ммоль/л
Титрационная кислотность - 200 мл/сутки
Заключение:
Задача № 2. Пациент в коматозном состоянии.
рН 7,172
рСО2 50 мм рт. ст.
SB 15,0 ммоль/л
ВВ 38,0 ммоль/л
ВЕ -13 ммоль/л
Кетоновые тела - 250 мкмоль
Титрационная кислотность - 270 мл/сутки
Заключение:
Задача №3
Больному был введен внутривенно раствор бикарбоната натрия. Охарактеризуйте нарушение КОС у данного больного. Объясните патогенез изменений.
рН 7,42
рСО2 40,5 мм рт. ст.
SB 28,0 ммоль/л
АВ 31,0 ммоль/л
ВЕ +6,5 ммоль/л
Задача № 4. У больного сотрясение головного мозга, сопровождающееся неукротимой рвотой и одышкой. Охарактеризуйте нарушение КОС у данного больного. Объясните патогенез изменений.
рН 7,56
рСО2 26 мм рт. ст.
SB 24,0 ммоль/л
АВ 17,0 ммоль/л
ВЕ +4,0 ммоль/л
Задача № 5.У больного диффузный гломерулонефрит. Охарактеризуйте нарушение КОС у данного больного. Объясните патогенез изменений
рН 7,23
рСО2 34 мм рт. ст.
SB 16,0 ммоль/л
АВ 13,0 ммоль/л
ВЕ - 11,0 ммоль/л
ТК мочи: 8 мл щёлочи
Аммиак мочи: 8 ммоль/л
Задача № 6. Охарактеризуйте нарушение КОС у данного больного. Объясните патогенез изменений, укажите возможную причину.
рН 7,42
рСО2 30 мм рт. ст.
SB 20,5 ммоль/л
АВ 18,0 ммоль/л
ВЕ -4,0 ммоль/л
Задача № 7. Больному производится операция с применением искусственной вентиляции лёгких. Охарактеризуйте нарушение КОС у данного больного. Объясните патогенез изменений.
рН 7,24
рСО2 69 мм рт. ст.
SB 18,5 ммоль/л
АВ 28,0 ммоль/л
ВЕ -8,0 ммоль/л
Задача № 8. У больного хронической почечной недостаточностью обнаружено развитие остеопороза (снижение массы костной ткани), концентрация кальция в плазме крови снижена, при исследовании КОС обнаружено состояние компенсированного негазового ацидоза.
Каковы возможные механизмы ацидоза и остеопороза у данного больного?
Задача 9. У человека высоко в горах возникает одышка. Объясните механизм возникновения одышки в данном случае. Как изменится КОС, почему?
Задача 10. Ребенок М.. 4 лет доставлен в больницу в связи с повышением температуры тела, частым водянистым стулом. При осмотре видны признаки умеренной дегидратации организма, одышка. Показатели КОС: