ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 886
Скачиваний: 9
рН 7,39
рСО2 28 мм рт. ст.
SB 16,5 ммоль/л
ВЕ -12,0 ммоль/л
Какое нарушение КОС имеется у ребенка? Какова причина нарушения КОС? Объясните механизмы изменения показателей КОС.
Демонстрационный материал – ситуационные задачи
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 747-764
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 176-187.
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 63 - 67
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 288-296
-
Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 215-227.
-
Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 205 -214
Дополнительная
-
Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 60-76.
-
Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 262-278.
-
Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С.349-358
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 405-447.
Контроль
Заключения по ситуационным задачам
Тема № 9 Формирование практических навыков по теме: «Нарушения углеводного обмена» (2час)
Цель занятия:
-
Формирование практических навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
-
Формирование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения
-
Сформировать практические навыки интерпретации клинико-лабораторных данных при нарушениях углеводного обмена
-
Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных при нарушениях углеводного обмена.
Задания:
Решить ситуационные задачи
Задача № 1
У ученика 1-го класса на уроке физкультуры после забега на 100 м развился приступ слабости и судорог, которые затем самостоятельно купировались. Судороги повторялись при любой попытке физической нагрузки «взрывного характера». При этом физическое напряжение иного характера не вызывала приступов. Уровень глюкозы крови и секреция инсулина нормальные, уровень молочной кислоты после физической нагрузки не увеличивается. При окрашивании мышечных биоптатов и электронной микроскопии находят скопления гликогена между миофибриллами и под сарколеммой. В мышцах больных активность фермента фосфоризазы составляет менее 10% от нормы. После приступов слабости и судорог в моче определяется миоглобин.
Вопросы:
1. Какова вероятна причина приступов?
2. Какие рекомендации можно дать больному?
Задача № 2.
У поступивших в клинику двух монозиготных близнецов грудного возраста обнаружены увеличение печени (гепатомегалия), сниженный уровень глюкозы плазмы крови (ГПК) натощак (гипогликемия), содержание ГПК в ответ на введение адреналина повышается не значительно, в печеночных клетках резко снижена активность фосфорилазы и повышено содержание гликогена.
Вопросы:
-
Какой патологический процесс развился у близнецов? Обоснуйте ответ
-
Каковы возможные причины этого патологического процесса?
-
Каковы механизмы формирования данного патологического состояния гепатоцитов? Каков механизм развития гепатомегалии, гипогликемии и слабого гипергликемического эффекта на введение адреналина?
Задача №3 Обследуемый голодал в течение 10 дней (голодание с водой). Ежедневно в крови определялась концентрация глюкозы, которая в течение периода голодания оставалась в пределах нижней границы нормы.
Объясните механизм поддержания нормогликемии в организме голодающего.
Задача № 4. У больного в крови выявлена гипогликемия, увеличение С-пептида. При ультразвуковом исследовании внутренних органов обнаружено новообразование в поджелудочной железы.
Для какого заболевания характерны эти изменения. Ответ обоснуйте
Задача № 5. При обследовании больного А., концентарция глюкозы крови натощак 7,26 ммоль/л. Уровень С-пептида повышен. Концентрация инсулина повышена. Гликолизированный гемоглобин повышен.
Что такое С-пептид и гликолизированный гемоглобин?
Какова их диагностическая ценность?
О каком заболевании можно думать?
Задача № 6. Больная С., 18 лет, обратилась к врачу с жалобами на сильную слабость, ощущение сухости во рту, жажду, частые мочеиспускания и судороги в икроножных мышцах, исхудание, фурункулез. При обследовании было обнаружено: температура тела больной - 37,2 °С, в легких дыхание везикулярное, пульс -80 в минуту, АД - 120/80 мм рт.ст., живот мягкий, безболезненный, на спине и лице фурункулы.
|
Каков предположительный диагноз заболевания?
Какие дополнительные исследования необходимо провести?
Каков механизм клинических проявлений заболевания?
Задача № 7.
В стационар по скорой помощи доставлена больная М., 27 лет, без сознания. По словам родственников, страдает сахарным диабетом в течение 6 лет. Утром, в день госпитализации, после введения инсулина больная стала проявлять беспокойство, агрессивность, а затем потеряла сознание. Кожа влажная, покрыта липким потом, лицо бледное. Тонус мышц повышен, отмечаются тонические и клонические судороги. Пульс - 100 в минуту. АД не удается измерить из-за резких судорог. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Содержание глюкозы в крови - 2,1 ммоль/л. После внутривенного вливания 1000 мл 5% раствора глюкозы больной стало значительно лучше.
Как можно охарактеризовать состояние пациентки?
Что является основным звеном его патогенеза?
Какой клинический тип сахарного диабета можно предположить у данной больной?
Задача № 8.
Пациент 60 лет доставлен в приёмное отделение больницы в бессознательном состоянии. Из опроса родственницы, сопровождавшей его, выяснилось, что пациент длительное время страдает СД, принимал небольшие дозы пероральных сахаропонижающих средств, жаловался на постоянную жажду и частое обильное мочеиспускание. Объективно: кожные покровы сухие, тургор кожи и тонус глазных яблок снижены, дыхание частое, поверхностное, пульс — 96, АД — 70/50 мм рт.ст., периодически наблюдаются судорожные сокращения мышц конечностей и лица.
Экспресс‑анализ крови выявил значительную гипергликемию (17 ммоль/л, рН –7,32, МК — 5,2 ммоль/л (норма 0,5-2,0ммоль/л)
Вопросы:
1. Какое состояние развилось у пациента? Ответ аргументируйте.
2. Каковы основные звенья патогенеза этого состояния? Какие из имеющихся у пациента симптомов подтверждают Вашу версию
3. Каковы принципы терапии этого состояния? Ответ обоснуйте.
Задача № 9. Больная инсулинозависимым сахарным диабетом поступила в больницу в коматозном состоянии. Оцените состояние КОС до и после лечения инсулином и гидрокарбонатом натрия. Надо ли продолжить лечение гидрокарбонатом натрия и почему?
Норма |
До лечения |
После лечения |
рН 7,35-745 рСО2 35-45 мм рт. ст. SB 20-27 ммоль/л АВ 19-25ммоль/л ВВ 40-60 ммоль/л ВЕ +2,5; - 2,5 ммоль/л |
рН 7,3 рСО2 25мм рт. ст. SB 14 ммоль/л АВ 17ммоль/л ВВ 30 ммоль/л ВЕ - 14 ммоль/л |
рН 7,44 рСО2 45 мм рт. ст. SB 30 ммоль/л АВ 27ммоль/л ВВ 52 ммоль/л ВЕ +4 ммоль/л |
Задача № 10. У пациента, находящегося в коматозном состоянии, были выявлены следующие лабораторные показатели: уровень глюкозы крови 55, 5 ммоль/л. Осмоляльность пламы повышена, рН крови 7,4. Лактат крови 1, 3 ммоль/л.
О каком заболевании можно думать?
Каков механизм развития комы?
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 568-620
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 111-127.
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 67-69
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 251-269
-
Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 129-139.
-
Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 163 - 174
Дополнительная
-
Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 52-60
-
Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 228-238.
-
Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 271-293.
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 266-301.
-
Г.В.Зайчик и др. Основы патохимии. – М: Медицина, 2000.
-
Вагнер Ф., Роусс Г. Введение в клиническую биохимию. Санк-Петербург,1998- 402с.
Контроль
-
Выводы по задачам
Тема. Формирование практичесикх навыков по теме «Нарушения белкового и жирового обмена. Голодание» (2 час)
Цель занятия:
-
Формирование навыков работы с литературой и источниками internet
-
Формирование навыков краткого изложения материала, умения выделять главное при написании эссе.
-
Формирование навыков выступления на научных конференциях
Задачи обучения
● Научиться пользоваться источниками литературы и internet
●Научиться составлять эссе.
● Приобрести навыки выступления на конференции.
Форма проведения
Конференция
Задания
Подготовить эссе по по одному из вопросов и выступить с докладом:
-
Ожирение, виды, патогенез.
-
Истощение и кахексии, причины, механизмы развития.
-
Наследственные нарушения жирового обмена у детей.
-
Голодание, виды, причины, периоды голодания. Изменения обмена веществ и физиологических функций в разные периоды голодания.
-
Белково-калорийная недостаточность, причины, патогенез, значение для организма.
-
Патофизиологические основы лечебного голодания.
-
Патофизиологические основы вегетарианства.
Раздаточный материал: мультимедийнвая презентация темы
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 621-682, 522-568
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 - С. 128-136; С. 137-146.
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 69 -72
-
Патологическая физиология п/р Н.Н. Зайко, Ю.В.Быця. – М.: «Медпресс – информ», 2004. – С. 269 – 288, 311- 324.
-
Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 139 – 166, 227-237
-
Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 174 – 188, 214 - 221
Дополнительная
-
Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 139 – 156.Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: «Триада-Х», 2000. – С. 210-224.
-
Патологическая физиология п/р В.В Новицкого и Е.Д. Гольдберга. – Томск: «Изд-во Том. Ун-та», 2006. - С. 293 - 314.
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология.- т.1, М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003. - С. 301 – 326.
-
Клиническая биохимия. Маршалл В. Дж./ Пер. с англ. – М. СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект», 2000, с. 24 – 47, с. 212 – 260, с. 301 – 307.
-
Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия. Пер. с англ. – М.: «ГЭОТАР МЕДИЦИНА», 2000. – 119 с.
-
Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах п/р В.А. Фролова, Г.А. Дроздовской, Д.П. Билибина. – М.: «Медицинское информационное агенство», 2003. – 392 с.
-
Патологическая физиология п/р А.И. Воложина, т.1, М.: «Медицина», 1995. - С. 286 – 294; С. 313 - 325.
-
Долгих В.Т. Патофизиология обмена веществ. Н. Новгород: «НГМА», 2002. – 152 с.
-
Аблаев Н.Р. Биохимия в схемах и рисунках. Второе издание – Алматы: Издательский дом «Наука и жизнь», 2005. – С. 4 –67; 138 – 180.
-
Жангелова М.Б., Плешкова С.М. Клинические лабораторные исследования (референс диапазоны).Учебное пособие для студентов, интернов и ординаторов. Алматы, 2005.–26с.
-
Брэгг П.С. Чудо голодания.- Екатеринбург, 1991
-
Бенджамен Г. Популярный справочник естественного лечения «Вегетарианство – здоровье физическое и духовное. М. Педагогика, пресса, 1994
-
БМЭ, т.4 с.158-160, т. 6, с.875-879, т.17 с. 215-221.
КОНТРОЛЬ
Умение составлять эссе
Умение выступать с докладом
Тема № 11. Формирование практических навыков по теме «Гипоксия» (2час)
Цель занятия:
-
Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по теме занятия
-
Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения:
-
Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
-
Научиться пользоваться медицинскими терминами, используемыми при разборе темы
-
Совершенствовать навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади
ЗАДАНИЯ:
Кейс-стади
Задача № 1
При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду снизилась с 4 до 2 об. %.
-
О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?
-
Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии
-
Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии
Задача № 2
При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду возросла с 5 об. % до 7 об. %.
-
О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?
-
Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии
-
Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии
Задача № 3
Больной К., 45 лет, длительно страдающий язвенной болезнью, доставлен в клинику с желудочным кровотечением. При поступлении предъявляет жалобы на нарастающую слабость, тошноту, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами. Больной бледен. Обращает на себя внимание выраженная одышка.
В эпигастральной области умеренная болезненность. АД — 100/70 мм рт. ст. Пульс — 95 уд/мин.
1. Перечислите признаки гипоксии, имеющиеся у больного.
2. Какие типы гипоксии имеют место у больного?
3. Как изменятся показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, артерио-венозная разность по кислороду) у данного больного?
Задача № 4
Работница производства анилиновых красителей доставлена в здравпункт с клинической картиной отравления анилином. Преобладают симптомы гипоксии: головная боль, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, слабость, сонливость. Обращает на себя внимание серо-землистая окраска слизистых и кожи.
-
Что будет обнаружено у больной при исследовании крови?
-
Какой вид гипоксии развился у больной?
3. Какие изменения газового состава крови характерны для данного типа гипоксии?
Задача №2
Больной доставлен в стационар с тяжелой формой ботулизма. Какой вид гипоксии развивается при указанной патологии в первую очередь? От чего погибают больные ботулизмом?