Файл: 4 ОМ.ПАТФИЗ-1 СРСП 01.13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 843

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рН 7,39

рСО2 28 мм рт. ст.

SB 16,5 ммоль/л

ВЕ -12,0 ммоль/л

Какое нарушение КОС имеется у ребенка? Какова причина нарушения КОС? Объясните механизмы изменения показателей КОС.

Демонстрационный материал – ситуационные задачи

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 747-764

  2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 176-187.

  3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 63 - 67

  4. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 288-296

  5. Әұрмұхамбетулы. Патофизиология.Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 215-227.

  6. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 205 -214

Дополнительная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 60-76.

  2. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 262-278.

  3. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С.349-358

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 405-447.

Контроль

Заключения по ситуационным задачам


Тема № 9 Формирование практических навыков по теме: «Нарушения углеводного обмена» (2час)

Цель занятия:

  • Формирование практических навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач

  • Формирование коммуникативных навыков работы в группе


Задачи обучения

  • Сформировать практические навыки интерпретации клинико-лабораторных данных при нарушениях углеводного обмена

  • Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе


Форма проведения

Работа в малых группах: патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных при нарушениях углеводного обмена.

Задания:

Решить ситуационные задачи


Задача № 1

У ученика 1-го класса на уроке физкультуры после забега на 100 м развился приступ слабости и судорог, которые затем самостоятельно купировались. Судороги повторялись при любой попытке физической нагрузки «взрывного характера». При этом физическое напряжение иного характера не вызывала приступов. Уровень глюкозы крови и секреция инсулина нормальные, уровень молочной кислоты после физической нагрузки не увеличивается. При окрашивании мышечных биоптатов и электронной микроскопии находят скопления гликогена между миофибриллами и под сарколеммой. В мышцах больных активность фермента фосфоризазы составляет менее 10% от нормы. После приступов слабости и судорог в моче определяется миоглобин. 

Вопросы:

1. Какова вероятна причина приступов?


2. Какие рекомендации можно дать больному?


Задача № 2.

У поступивших в клинику двух монозиготных близнецов грудного возраста обнаружены увеличение печени (гепатомегалия), сниженный уровень глюкозы плазмы крови (ГПК) натощак (гипогликемия), содержание ГПК в ответ на введение адреналина повышается не значительно, в печеночных клетках резко снижена активность фосфорилазы и повышено содержание гликогена.

Вопросы:

  1. Какой патологический процесс развился у близнецов? Обоснуйте ответ

  2. Каковы возможные причины этого патологического процесса?

  3. Каковы механизмы формирования данного патологического состояния гепатоцитов? Каков механизм развития гепатомегалии, гипогликемии и слабого гипергликемического эффекта на введение адреналина?


Задача №3 Обследуемый голодал в течение 10 дней (голодание с водой). Ежедневно в крови определялась концентрация глюкозы, которая в течение периода голодания оставалась в пределах нижней границы нормы.

Объясните механизм поддержания нормогликемии в организме голодающего.


Задача № 4. У больного в крови выявлена гипогликемия, увеличение С-пептида. При ультразвуковом исследовании внутренних органов обнаружено новообразование в поджелудочной железы.

Для какого заболевания характерны эти изменения. Ответ обоснуйте


Задача № 5. При обследовании больного А., концентарция глюкозы крови натощак 7,26 ммоль/л. Уровень С-пептида повышен. Концентрация инсулина повышена. Гликолизированный гемоглобин повышен.

Что такое С-пептид и гликолизированный гемоглобин?

Какова их диагностическая ценность?

О каком заболевании можно думать?



Задача № 6. Больная С., 18 лет, обратилась к врачу с жалобами на сильную слабость, ощущение сухости во рту, жажду, частые мочеиспускания и судороги в икроножных мышцах, исхудание, фурункулез. При обследовании было обнаружено: температура тела больной - 37,2 °С, в легких дыхание везикулярное, пульс -80 в минуту, АД - 120/80 мм рт.ст., живот мягкий, безболезненный, на спине и лице фурункулы.


Каков предположительный диагноз заболевания?

Какие дополнительные исследования необходимо провести?

Каков механизм клинических проявлений заболевания?


Задача № 7.

В стационар по скорой помощи доставлена больная М., 27 лет, без сознания. По словам родственников, страдает сахарным диабетом в течение 6 лет. Утром, в день госпитализации, после введения инсулина больная стала проявлять беспокойство, агрессивность, а затем потеряла сознание. Кожа влажная, покрыта липким потом, лицо бледное. Тонус мышц повышен, отмечаются тонические и клонические судороги. Пульс - 100 в минуту. АД не удается измерить из-за резких судорог. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Содержание глюкозы в крови - 2,1 ммоль/л. После внутривенного вливания 1000 мл 5% раствора глюкозы больной стало значительно лучше.


Как можно охарактеризовать состояние пациентки?

Что является основным звеном его патогенеза?

Какой клинический тип сахарного диабета можно предположить у данной больной?


Задача № 8.

Пациент 60 лет доставлен в приёмное отделение больницы в бессознательном состоянии. Из опроса родственницы, сопровождавшей его, выяснилось, что пациент длительное время страдает СД, принимал небольшие дозы пероральных сахаропонижающих средств, жаловался на постоянную жажду и частое обильное мочеиспускание. Объективно: кожные покровы сухие, тургор кожи и тонус глазных яблок снижены, дыхание частое, поверхностное, пульс — 96, АД — 70/50 мм рт.ст., периодически наблюдаются судорожные сокращения мышц конечностей и лица.

Экспресс‑анализ крови выявил значительную гипергликемию (17 ммоль/л, рН –7,32, МК — 5,2 ммоль/л (норма 0,5-2,0ммоль/л)

Вопросы:

1. Какое состояние развилось у пациента? Ответ аргументируйте.

2. Каковы основные звенья патогенеза этого состояния? Какие из имеющихся у пациента симптомов подтверждают Вашу версию

3. Каковы принципы терапии этого состояния? Ответ обоснуйте.


Задача № 9. Больная инсулинозависимым сахарным диабетом поступила в больницу в коматозном состоянии. Оцените состояние КОС до и после лечения инсулином и гидрокарбонатом натрия. Надо ли продолжить лечение гидрокарбонатом натрия и почему?

Норма

До лечения

После лечения

рН 7,35-745

рСО2 35-45 мм рт. ст.

SB 20-27 ммоль/л

АВ 19-25ммоль/л

ВВ 40-60 ммоль/л

ВЕ +2,5; - 2,5 ммоль/л

рН 7,3

рСО2 25мм рт. ст.

SB 14 ммоль/л

АВ 17ммоль/л

ВВ 30 ммоль/л

ВЕ - 14 ммоль/л

рН 7,44

рСО2 45 мм рт. ст.

SB 30 ммоль/л

АВ 27ммоль/л

ВВ 52 ммоль/л

ВЕ +4 ммоль/л


Задача № 10. У пациента, находящегося в коматозном состоянии, были выявлены следующие лабораторные показатели: уровень глюкозы крови 55, 5 ммоль/л. Осмоляльность пламы повышена, рН крови 7,4. Лактат крови 1, 3 ммоль/л.

О каком заболевании можно думать?

Каков механизм развития комы?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 568-620

  2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 111-127.

  3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 67-69

  4. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 251-269

  5. Әұрмұхамбетулы. Патофизиология.Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 129-139.

  6. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 163 - 174

Дополнительная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 52-60

  2. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 228-238.

  3. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 271-293.

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 266-301.

  5. Г.В.Зайчик и др. Основы патохимии. – М: Медицина, 2000.

  6. Вагнер Ф., Роусс Г. Введение в клиническую биохимию. Санк-Петербург,1998- 402с.


Контроль

      1. Выводы по задачам



Тема. Формирование практичесикх навыков по теме «Нарушения белкового и жирового обмена. Голодание» (2 час)


Цель занятия:

  • Формирование навыков работы с литературой и источниками internet

  • Формирование навыков краткого изложения материала, умения выделять главное при написании эссе.

  • Формирование навыков выступления на научных конференциях

Задачи обучения

Научиться пользоваться источниками литературы и internet

Научиться составлять эссе.

Приобрести навыки выступления на конференции.

Форма проведения

Конференция

Задания

Подготовить эссе по по одному из вопросов и выступить с докладом:

  1. Ожирение, виды, патогенез.

  2. Истощение и кахексии, причины, механизмы развития.

  3. Наследственные нарушения жирового обмена у детей.

  4. Голодание, виды, причины, периоды голодания. Изменения обмена веществ и физиологических функций в разные периоды голодания.

  5. Белково-калорийная недостаточность, причины, патогенез, значение для организма.

  6. Патофизиологические основы лечебного голодания.

  7. Патофизиологические основы вегетарианства.


Раздаточный материал: мультимедийнвая презентация темы

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 621-682, 522-568

  2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 - С. 128-136; С. 137-146.

  3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 69 -72

  4. Патологическая физиология п/р Н.Н. Зайко, Ю.В.Быця. – М.: «Медпресс – информ», 2004. – С. 269 – 288, 311- 324.

  5. Әұрмұхамбетулы. Патофизиология.Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 139 – 166, 227-237

  6. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 174 – 188, 214 - 221

Дополнительная

  1. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 139 – 156.Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: «Триада-Х», 2000. – С. 210-224.

  2. Патологическая физиология п/р В.В Новицкого и Е.Д. Гольдберга. – Томск: «Изд-во Том. Ун-та», 2006. - С. 293 - 314.

  3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология.- т.1, М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003. - С. 301 – 326.

  4. Клиническая биохимия. Маршалл В. Дж./ Пер. с англ. – М. СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект», 2000, с. 24 – 47, с. 212 – 260, с. 301 – 307.

  5. Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия. Пер. с англ. – М.: «ГЭОТАР МЕДИЦИНА», 2000. – 119 с.

  6. Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах п/р В.А. Фролова, Г.А. Дроздовской, Д.П. Билибина. – М.: «Медицинское информационное агенство», 2003. – 392 с.

  7. Патологическая физиология п/р А.И. Воложина, т.1, М.: «Медицина», 1995. - С. 286 – 294; С. 313 - 325.

  8. Долгих В.Т. Патофизиология обмена веществ. Н. Новгород: «НГМА», 2002. – 152 с.

  9. Аблаев Н.Р. Биохимия в схемах и рисунках. Второе издание – Алматы: Издательский дом «Наука и жизнь», 2005. – С. 4 –67; 138 – 180.

  10. Жангелова М.Б., Плешкова С.М. Клинические лабораторные исследования (референс диапазоны).Учебное пособие для студентов, интернов и ординаторов. Алматы, 2005.–26с.

  11. Брэгг П.С. Чудо голодания.- Екатеринбург, 1991

  12. Бенджамен Г. Популярный справочник естественного лечения «Вегетарианство – здоровье физическое и духовное. М. Педагогика, пресса, 1994

  13. БМЭ, т.4 с.158-160, т. 6, с.875-879, т.17 с. 215-221.



КОНТРОЛЬ

Умение составлять эссе

Умение выступать с докладом


Тема № 11. Формирование практических навыков по теме «Гипоксия» (2час)

Цель занятия:

  • Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по теме занятия

  • Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе


Задачи обучения:

  • Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных

  • Научиться пользоваться медицинскими терминами, используемыми при разборе темы

  • Совершенствовать навыки работы в группе


Форма проведения

Работа в малых группах: кейс-стади

ЗАДАНИЯ:

Кейс-стади


Задача № 1

При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду снизилась с 4 до 2 об. %.

    1. О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?

    2. Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии

    3. Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии


    Задача № 2

    При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду возросла с 5 об. % до 7 об. %.

    1. О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?

    2. Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии

    3. Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии


    Задача № 3

    Больной К., 45 лет, длительно страдающий язвенной болезнью, доставлен в клинику с желудочным кровотечением. При поступлении предъявляет жалобы на нарастающую слабость, тошноту, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами. Больной бледен. Обращает на себя внимание выраженная одышка.

    В эпигастральной области умеренная болезненность. АД — 100/70 мм рт. ст. Пульс — 95 уд/мин.

    1. Перечислите признаки гипоксии, имеющиеся у больного.

    2. Какие типы гипоксии имеют место у больного?

    3. Как изменятся показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, артерио-венозная разность по кислороду) у данного больного?


    Задача № 4

    Работница производства анилиновых красителей доставлена в здравпункт с клинической картиной отравления анилином. Преобладают симптомы гипоксии: головная боль, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, слабость, сонливость. Обращает на себя внимание серо-землистая окраска слизистых и кожи.

      1. Что будет обнаружено у больной при исследовании крови?

      2. Какой вид гипоксии развился у больной?



    3. Какие изменения газового состава крови характерны для данного типа гипоксии?


    Задача №2

    Больной доставлен в стационар с тяжелой формой ботулизма. Какой вид гипоксии развивается при указанной патологии в первую очередь? От чего погибают больные ботулизмом?