Файл: 1 Рабпрограмма общмед.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА






«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

по учебно-методической и воспитательной работе

профессор А.А. Шортанбаев

«_____»_______2008 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ -1 PF-1 БДО 2211

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 051301 «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»


Объем часов - 108:


Лекции_________________


Практические занятия ___________



18 часов


54 часа


Всего аудиторных

72 часа


Самостоятельная (внеаудиторная)

работа _________________


36 часов







Курс ____________________


Семестр_________________

Второй


четвертый



Форма контроля


экзамен - IV семестр






Алматы, 2008






Рабочая программа составлена профессором А.Н. Нурмухамбетовым, профессором Т.П. Ударцевой, доцентами Рыспековой Н.Н., Жуйко Н.В. на основании типовой программы по патологической физиологии - 1 для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования от «_______»________________2008

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры патологической физиологии от «______»_________2008г., протокол №__________


Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.


Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией по медико-биологическим проблемам КазНМУ

Протокол № ___ от «____» ______________2008 г.



Председатель ЦМК, профессор ___________________________________________Юй Р.И.



Одобрено Советом (центральным методическим советом) КазНМУ___________


(факультета, ВУЗа)


«_____»_______________200___г. Председатель ___________________________________

(Ф.И.О., подпись)


















1. Общие сведения:

Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра патологической физиологии

Дисциплина " Патологическая физиология -1», PF-1 БДО 2211

Специальность: 051301 "Лечебное дело»

Объем учебных часов - 108 часов

Курс и семестр изучения - 2 курс; 4 семестр


2. Программа:

2.1 Введение

Патологическая физиология является фундаментальной дисциплиной для подготовки врачей любого профиля. Она создает теоретическую базу для понимания нарушений функций органов и систем при патологических процессах и болезни. Патологическая физиология как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина направлена на создание методологической основы клинического мышления.


2.2 Цель дисциплины: формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней.



2.3 Задачи дисциплины:

  • сформировать знания по общей нозологии и типовым патологическим процессам

  • научиться правильно осмысливать отклонения функций органов и систем при патологии с учетом реактивности организма

  • научиться различать в патогенезе патологических процессов явления повреждения и защиты

  • выработать навыки моделирования патологических процессов и болезней, а также проведения экспериментальной терапии

  • развивать основы клинического мышления


2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

  • значение причины, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе патологических процессов и болезней

  • основные понятия общего патогенеза (первичное и вторичное повреждение, причинно-следственные отношения в патогенезе, ведущее звено, «порочный круг»)

  • механизмы развития типовых патологических процессов, их проявления и значение для организма

  • значение моделирования и экспериментальной терапии в изучении этиологии и патогенеза патологических процессов и болезней


Студент должен уметь:

  • применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности

  • интерпретировать результаты клинико-лабораторных исследований

  • распознавать основные типовые патологические процессы, являющиеся компонентами различных болезней

  • планировать эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов

  • самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой.


Студент должен владеть навыками:

  • проведения нагрузочных проб для выявления предболезни

  • моделирования некоторых патологических процессов (экзогенной и гемической

гипоксии, артериальной и венозной гиперемии, ишемии, эмболии, воспаления)


2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология-1, гистология-1, микробиология

2.6 Постреквизиты: патологическая физиология-2, патологическая анатомия-2, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия.


2.7 Тематический план лекций


недели

Тема лекции

Форма проведения

часы

1.

Введение в курс патофизиологии. Общая нозология

Презентация.

2

2.

Общая этиология. Общий патогенез

Презентация. Обзорная лекция.

2

3.

Роль реактивности организма в патологии

Презентация. Обзорная лекция

2

4.

Нарушение водно-электролитного обмена

Презентация. Обзорная лекция

2

5.

Нарушения углеводного обмена

Презентация

2

6.

Гипоксия

Презентация


2

7.

Воспаление

Презентация. Проблемная лекция

2

8.

Аллергия

Презентация. Обзорная лекция

2

9.

Опухоли

Презентация. Проблемная лекция

2


Итого


18



2.7 Тематический план практических занятий


недели

Тема





Форма проведения

Продол.

в час

1.

Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология

Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, блиц-игра, решение кроссворда.

Задания : 1. Моделирование кинетоза

2. Выявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче).

3

2.

Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного барометрического давления

Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.

Задание: 1. Моделирование высотной болезни или просмотр видеофильма

3

3.

Роль реактивности организма и наследственности в патологии.

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.

Задание: 1. Влияние возраста, видовой принадлежности, функционального состояния центральной нервной системы в реактивности или просмотр видеофильма

3

4.

Общая патология клетки.

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.

Задание: 1. Изучение в эксперименте повреждающего действия на клетки физических и химических факторов

3

5.

Общие реакции организма на повреждение

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, изучение схем патогенеза.

Задание: 1. Влияние иммобилизационного стресса на температуру тела крыс

3

6.

Рубежный контроль – 1

Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 1-5, СРС №№ 1-3)

3

7.

Нарушения водно-электролитного обмена

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, составление схем патогенеза отеков

Задание: 1. Изучение патогенетических факторов отеков в эксперименте

3

8.

Нарушения кислотно-основного состояния (КОС)

Составление схем патогенеза нарушений КОС, или работа с обучающей программой (мультимедийная презентация нарушений КОС), решение тестовых заданий

Задание: 1. Составление схем патогенеза по нарушениям КОС

2. Решение ситуационных задач

3

9.

Нарушения углеводного обмена

Дискуссия, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий

Задание: 1. Моделирование гипогликемической комы у крыс

3

10.

Нарушения белкового и жирового обмена. Голодание

Дискуссия, выполнение тестовых заданий, конференция, составление эссе, их защита и рецензирование


3

11.

Гипоксия

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий и ситуационных задач

Задание: 1.Моделирование экзогенной и гемической гипоксии в эксперименте или просмотр видеофильма

3

12.

Рубежный контроль – 2

Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 7-11)

3

13.

Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение задач, тестовых заданий.

Задание: 1. Моделирование в эксперименте артериальной, венозной гиперемий, ишемии, тромбоза, эмболии.

3

14.

Воспаление

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, кроссворда.

Задания: 1. Альтерация на языке лягушки.

2. Опыт Конгейма. 3. Изучение морфологической картины гнойного экссудата.

4. Изучение стадий фагоцитоза.

3

15.

Лихорадка

Выполнение заданий, оформление протоколов, решение тестовых заданий.

Задания: 1. Формализованное моделирование лихорадки. 2. Определение типов температурных кривых

3

16.

Аллергия

Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий.

Задания: 1. Моделирование анафилактического шока у морской свинки или просмотр видеофильма. 2. Исследование реакции перитонеальных тучных клеток на антиген


3

17.

Опухоли

Выполнение и обсуждение практических работ, решение тестовых заданий и кроссворда.

Задания: 1. Заполнение «немых» графов

2. Изучение мазков асцитной карциномы

3

18.

Рубежный контроль - 3

Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 13-17, СРС №№ 3-6)

3


ВСЕГО


54



2.7. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема самостоятельной работы

Форма проведения

Прод.

в часах

1.

Болезнетворное действие на организм некоторых внешних этиологических факторов (механических факторов, шума, электрического тока, ионизирующего излучения, гипокинезии)

Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий

8

2.

Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Выполнение тестовых заданий. Подготовка эссе или мультимедийной презентации темы

7

3.

Биологические, медицинские и социальные аcпекты старения. Теории старения.

Самостоятельное изучение

материала. Заполнение

«немых» графов по теориям

старения, анкеты –

калькулятора Томаса

Перлза. Выполнение

тестовых заданий.

6

4.

Патофизиология инфекционного процесса. Сепсис

Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза

8

5.

Аутоиммунные заболевания. Патология соединительной ткани.

Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий.

7


ВСЕГО


36


2.8 Методы обучения и преподавания

  • Лекции: обзорные, проблемные

  • Практические занятия: выполнение экспериментальных работ (опыты на лабораторных животных, освоение патофизиологических методик, работа с аппаратурой, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов), заполнение «немых» графов, составление схем патогенеза, решение кроссвордов), работа в малых группах, блиц-игра.

  • Самостоятельная работа студентов - работа с литературой, электронными базами данных, самостоятельное изучение учебного материала с последующим тестированием и самооценкой, решение тестовых заданий, подготовка презентаций, эссе, заполнение «немых» графов, составление схем патогенеза

2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий контроль: тестовые задания, устный опрос, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

Рубежный контроль: коллоквиум (тестовый и устный или письменный)

Итоговый контроль: экзамен, включающий проверку знаний, навыков и умений (тестирование/собеседование, решение ситуационных задач)


2.10 Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

1. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.

2. Патологическая физиология //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с.

3. Патологическая физиология // Под ред. Адо А.Д. -Москва:Триада-Х, 2000 - 574 с.

4. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с.


5. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с.


Дополнительная:

  1. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Том 1 – Общая патофизиология. Том 2 - Основы патохимии - Санкт-Петербург, 2005 - 624 с

  2. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию.- М,. 2000 – 71 с.

  3. Крыжановский Г.Н. Дизрегуляционная патология // Патофизиология и экспериментальная терапия № 3, 2002, с. 2-18

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология Том 1- Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2006 - 752 с.

  5. Маянский Д.Н. Хроническое воспаление. М.: Мед. 1991 – 272 с..

  6. Мороз Б.Б. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции) Москва: Медицина, 2002– 421 с.

  7. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза., Алматы, 1998.– 175с.

  8. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001 – 716с.

  9. Нурмухамбетов А.Н. Стресс и его роль в адаптации организма и развитии заболеваний. Учебно-методическое пособие. Алматы, 1998. – 23 с.

  10. Особенности реактивности детского организма. Жуйко Н.В. Алматы, 2006 - 68

  11. Патологическая физиология. Том 1, 2 //Под ред. Воложина А.И., Порядина Г.В. – М.: «МЕДпресс», 2005 - 576 с.

  12. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии//Пат.физиол. и экспер. Терапия.-2000.-№ 2.-С.24-31; № 3.-С.20-26.

  13. Рыспекова Н.Н. Патофизиология опухолевого роста (методическое пособие для студентов). Алматы, 2002.-58с.

  14. Ударцева Т.П. Механизмы адаптации к совместному воздействию свинца и ограничения движений.-Алматы, 2001 - 226с.

  15. Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004 -308 с.


На казахском языке

Негізгі әдебиет:

1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2007 – 698 б

2. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.

Қосымша

1. Нұрмұхамбетов Ә., Патофизиология: оқулық – Алматы, 2000 – 568 б

2. Момынов Т., Рақышев А. Медицинский словарь-Медициналық сөздік-Алматы:ЖШС «Кітап баспасы» - 2003 – 352 б

3. Орысша - қазақша- медициналық (физиологиялық) сөздік. Русско-казахский медицинский (физиологический) словарь г. Алматы: Эверо. 2007 - 904 с

4. «Ұрық дамуы мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы» проф. А.Н. Нурмухамбетов (2006) - 192

На английском языке:

Основная:

  1. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007 – 1525р

  2. Vinay Kumar, Ramsi S. Cotran, Stanley L. Robbins. Basic Pathology, 6th edition,1997 – 775р

Дополнительная:

1. Harsh Mohan-Textbook of pathology - 2004


стр. 9 из 9