Файл: Сенсорные эталоны как основа познавательного развития дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Боброва А.А., МБДОУ ЦРР «Детский сад № 16»

г. Лысково Нижегородской области
Аннотация.В статье раскрываются особенности такой современной проблемы, как выстраивания процесса дошкольного образовательного в соответствии с пониманием о тесной взаимосвязи познавательного развития с формированием сенсорных эталонов на этапе дошкольного детства. Недостаточная педагогическая компетентность и подготовленность педагогов дошкольного образовательного процесса и просвещения родителей в вопросах важности развития сенсорики и познавательной сферы, а так же значимости этих процессов на этапе младшего дошкольного возраста. Так же в статье объяснена необходимость постоянного процесса повышения педагогической компетентности в реальных условиях современной действительности.

Ключевые слова:сенсорные эталоны, сенсорное воспитание, познавательная активность, познавательное развитие, дошкольная педагогика, педагоги дошкольного образовательного процесса, ДОО.

SENSORY STANDARDS AS A BASIS FOR THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Annotation. The article reveals the features of such a modern problem as building the preschool educational process in accordance with the understanding of the close relationship of cognitive development with the formation of sensory standards at the stage of preschool childhood. Insufficient pedagogical competence and readiness of teachers of the preschool educational process and education of parents in matters of the importance of sensory and cognitive development, as well as the significance of these processes at the stage of younger preschool age. The article also explains the need for a constant process of improving pedagogical competence in the real conditions of modern reality.

Keywords: sensory standards, sensory education, cognitive activity, cognitive development, preschool pedagogy, teachers of the preschool educational process, preschool educational institutions.

Несмотря на то, что педагогика уже достаточно долго изучает проблемные вопросы процессов познавательного развития у детей дошкольного возраста, она и сегодня является актуальной. В соответствии с ФГОС ДОО [2] познавательное развитие представляет собой избирательную ориентацию, отвечающую за понимание событий и явлений окружающего мира, предметов и их свойств. Именно учась избирательно ориентироваться, у ребенка активизируются психические процессы, формируются познавательные возможности, активизируется деятельность. Давно доказано, что процесс познавательного развития на этапе дошкольного детства имеет тесную взаимосвязь с формированием сенсорных эталонов, которые и позволяют получить детям необходимый опыт чувственного познания, научиться ощущать и воспринимать окружающий их мир.


Важность изучения вопросов взаимосвязи процесса формирования сенсорных эталонов и познавательного развития на протяжении всего этапа дошкольного детства неоспорима.

Понятие сенсорных эталонов – включает целый комплекс слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, а так же процессы формирования представления, считающихся элементарными. Сенсорными эталонами в дошкольном возрасте являются разновидности: величин (длина, ширина, толщина, высота), размеров (большой, средний, маленький), форм (квадрат, круг, прямоугольник, овал), цветов (красный, синий, белый, зеленый, желтый), высоты музыкальных звуков и человеческих голосов [10, с. 8].

М.В. Карнаухова и С.И. Манохина отмечают, что именно в период дошкольного детства у детей не только накапливаются разные впечатления, но у них расширяется и чувственный опыт, именно так дети учатся ориентироваться в том мире, который их окружает. Поэтому именно на этапе дошкольного детства познавательная активность детей велика, что в первую очередь относится к развитию сенсорики [5, с.78].

Н.Е. Веракса приводит следующее определение познавательного развития дошкольников – «познавательное развитие дошкольников – это педагогический процесс, основанный на проведение педагогической работы по развитию познавательной деятельности дошкольников. В результате которой, должен сформироваться определенный уровень личностного опыта ребенка, его ценностное отношение к миру, сформироваться потребности в знании и познании [3, с.24].

По мнению И. В. Мелехиной, усвоить все сенсорные эталоны детям дошкольного возраста достаточно трудно, поэтому это достаточно сложный и длительный процесс, который конечно не должен ограничиваться только рамками дошкольного возраста [5, с.137].

В исследованиях С. И. Огородник и О. П. Пановой говориться о том, что усвоение любого сенсорного эталона, не заключается в умении правильно назвать определенное свойство предмета [9, с.120]. Дети должны получить четкие представления о совокупности представлений о всех видах свойств, то есть каждого из них в отдельности. И это не все, главное дошкольники должны научиться использовать эти усвоенные ими представления при анализе и выделение свойств объектов при разных условиях и ситуациях.



Н. П. Сакулина выражает точку зрения о процессе усвоения сенсорных эталонов следующим образом: «Усвоить сенсорный эталон – это научиться адекватно использовать его в качестве «единицы измерения» в процессе проведения оценки определенного свойства вещества» [11, с. 51].

По утверждению Т.В. Горшениной, если дошкольник научиться воспринимать и использовать сенсорные эталоны, то соответственно быстрее овладеет перцептивными действиями, и соответственно это ускорит его познавательное развитие (он сможет более расчленено и полно воспринимать окружающее). Дошкольники должны научиться не просто смотреть или слушать, а наблюдать, рассматривать, прислушиваться – это стадия появления произвольной регуляции сенсорного процесса (одномоментные акты внимания - превращаются в процессы) [4, с.170].

Рассмотрим более очевидные проблемы, которые возникают в практике детских дошкольных организаций, непосредственно влияющих на усвоение сенсорных эталонов и соответственно затрудняет эффективность процесса познавательного развития.

Основная практическая проблема при работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что познавательное развитие – это развитие восприятие, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д., а детям достаточно трудно решать целый ряд задач (зрительные, осязательные, слуховые), которые необходимы при формировании сенсорных эталонов. В этом то и состоит главная задача педагогического процесса. Педагоги дошкольного образовательного процесса должны, начиная работу по сенсорному развитию с детьми младшего дошкольного возраста приложить немало усилий, так как самые простые – вербальные методы, имеют очень низкую эффективность. Маленькие дети еще не могут понять словесные инструкции, поэтому и плохо регулируют собственные действия. Слова должны сопровождаться реальными действиями – показом, примером.

Педагоги должны все свои объяснения сопровождать яркой интонационной окраской, сопровождать все объяснения движениями и жестами. На практике не все педагоги выполняют данные условия, что сказывается и на детях. Так же практика показывает, что многие педагоги используют в большинстве случаев занятия фронтального типа, что не просто не эффективно, но и опасно для маленьких детей.

Другой проблемой является то, что многие педагоги используют в работе методы и способы, которые устоялись за многие десятилетия. Они бояться привносить в свою работу новые более современные приемы, формы, средства, которые являются более интересными для детей. То есть при работе с детьми даже младшего дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные интересы и стремиться к развитию познавательной активности, а не тормозить этот естественный по своей природе процесс. Формируя сенсорные эталоны в задачи воспитателей входит не просто научить различать свойства объектов и явления окружающего мира, но и вызвать познавательную активность.


Так же необходимо отметить, что к настоящему времени дошкольная педагогика уже накопила большой объем различных материалов, о методах, содержании и средствах формирования сенсорных эталонов, так же уже разработаны достаточно четкие и полные требования, которые предъявляются к материалам дидактического характера, методикам руководства различными упражнениями и играми в сенсорном и познавательном воспитании. Но в реальной практике при работе с дошкольниками крайне недостаточно используются многие научные достижения [7, с.84].

Что касается процесса формирования сенсорных эталонов в реальной практике, то необходимо отметить, что многие педагоги дошкольного образовательного процесса редко учитывают и понят о том, что является основой познавательного развития. И закрепляя определенные сенсорные эталоны, довольствуются тем, что дошкольники умеют называть определенные свойства. То есть на процессы развития анализа, синтеза, обобщения и прочих процессов обращается недостаточное количество внимания, в результате этого каждый второй ребенок испытывает большие трудности на этапе начального школьного обучения.

Следует обратить внимание на еще одну сегодня очень значимую проблему. На полках детских магазинов появляется огромное количество детских дидактических пособий и материалов, различных игрушек и полифункциональных материалов, которые направлены на развитие сенсорных эталонов и соответственно сферу познания. И надо отметить, что государство сейчас предоставляет возможность детским садам получать все это, к тому же существенную материальную помощь в данном направлении оказывают родители детей дошкольного возраста. Однако, некоторые из этих пособий, игрушек и материалов используется при работе с детьми спонтанно, так как к ним отсутствуют методические рекомендации, которые должны учитывать возможности детей в соответствии с возрастными особенностями. Очевидно, что процесс ознакомления и педагогов и родителей с новыми методиками и материалами должен быть эффективно и целенаправленно организован [6, с.132].

То есть необходимо отметить, что несмотря на то, что процессы сенсорного и познавательного развития дошкольников давно находятся в центре внимания педагогики, проблем в реальной практике все еще много. К тому же мир не стоит на месте, в результате развития возникают и новые проблемы.


Таким образом, воспитание сенсорных эталонов способствует формированию у ребенка полноценного восприятия окружающей их действительности, это основа познания, первой ступенью которого выступает чувственный опыт. Поэтому развитие сенсорных эталонов в дошкольном возрасте – это основной способ и возможность научиться чувствовать, понимать и видеть, и накопить опыт, который предопределяет дальнейшую успешность умственного, физического, эстетического, интеллектуального и других сфер развития личности.

Список литературы:



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  3. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса// Учебное пособие. – М: Детство-Пресс, 2019, 189 с.

  4. Горшенина, Т.В. Создание развивающего образовательного пространства в ДОО посредством современных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО /Т.В. Горшенина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 169-170.

  5. Карнаухова, М.В. Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников/ М.В. Карнаухова, С.И. Манохина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 78-80.

  6. Кареш, Г. Исследование развивающих игр и эффекта игрушек во время обучения детей дошкольного возраста/ Г. Кареш, Е. Тезель // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 130-135.

  7. Купирова, Е.Л. Развитие дошкольника как субъекта познавательной деятельности/Е.Л. Куприянова, Е.П. Суворова // Начальная школа, 2011. № 7. - С. 84.

  8. Мелехина И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014.- С. 136-139.

  9. Огородник, С. И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. И. Огородник, О. П. Панова // Молодой ученый. - 2017. - № 37 (171). - С. 119-122.

  10. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 120 с.

  11. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.