Файл: Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 89 классов общеобразовательной школы на 20202021 учебный год составлена в соответствии с требованиями следующих документов Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения: – читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов планируемое учителем | Контроль | ||
8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 12 | | | |
| Происхождение денег | 3 | | | |
| Источники денежных средств | 3 | | | |
| Контроль семейных расходов | 3 | | | |
| Построение семейного бюджета | 3 | | | |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 | | | |
| Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | | | |
| Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния | 4 | | | |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 10 | | | |
| Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 4 | | | |
| Риски в мире денег | 6 | | | |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | | 16 | | |
| Банки и их роль в жизни семьи | | 5 | | |
| Собственный бизнес | | 5 | | |
| Валюта в современном мире | | 6 | | |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | | 14 | | |
| Налоги и их роль в жизни семьи | | 6 | | |
| Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | | 8 | | |
| Осуществление проектной работы, проведение контроля | 5 | 4 | 5 | 4 |
ИТОГО: | 33 | 34 | 5 | 4 |
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 класс
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Тема НРЕО | Коррекционное обучение 7 вид | Контроль | |
план | факт | ||||||
8 класс (33ч) | |||||||
Управление денежными средствами семьи (12ч) | |||||||
Происхождение денег (3ч) | |||||||
1 | Деньги: что это такое? | 1 | | | | Лекция-беседа | Текущий контроль |
2-3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 2 | | | | | Текущий контроль |
Источники денежных средств (3ч) | |||||||
4 | Какие бывают источники доходов | 1 | | | Источники финансирования Челябинской области | | Текущий контроль |
5-6 | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | | | | | Текущий контроль |
Контроль семейных расходов (3ч) | |||||||
7-8-9 | Как контролировать семейные расходы | 3 | | | | Источники дохода моей семьи | Текущий контроль |
Построение семейного бюджета (3ч) | |||||||
10 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | | | | | Текущий контроль |
11-12 | Как оптимизировать семейный бюджет | 2 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 1. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (1ч) | |||||||
13 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» | 1 | | | | Реферат «Мои источники дохода» | Защита проекта Финансовая викторина по разделу 1. |
Способы повышения семейного благосостояния (6ч) | |||||||
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2ч) | |||||||
14 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | | | Финансовые организации Челябинской области | | Текущий контроль |
15 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 1 | | | | | Текущий контроль |
Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния (4ч) | |||||||
16-17 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 2 | | | | | Текущий контроль |
18-19 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 2. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) | |||||||
20-21 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» | 2 | | | | Реферат «Способы повышения благосостояния моей семьи» | Защита проекта Финансовая викторина по разделу 2. |
Риски в мире денег (10ч) | |||||||
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (4ч) | |||||||
22-23 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы | 2 | | | | | Текущий контроль |
24-25 | Чем поможет страхование | 2 | | | | | Текущий контроль |
Риски в мире денег (3ч) | |||||||
26-27-28 | Какие бывают финансовые риски | 3 | | | | | Текущий контроль |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) | |||||||
29-30 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» | 1 | | | | Реферат «Особые жизненные ситуации случившиеся с моей семьей» | Защита проекта |
Риски в мире денег (3ч) | |||||||
31-32 | Что такое финансовые пирамиды | 2 | | | Финансовые пирамиды в Челябинской области | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 3. |
33 | Повторение пройденного материала за курс 8 класса | 1 | | | | | Финансовая викторина по разделу 3. |
9 класс (34ч) | |||||||
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (16ч) | |||||||
Банки и их роль в жизни семьи (5 ч) | |||||||
1 | Повторение пройденного материала за курс 8 класса | 1 | | | | | Текущий контроль |
2-3 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 2 | | | Банки Челябинской области | | Текущий контроль |
4-5 | Польза и риски банковских карт | 2 | | | | | Текущий контроль |
Собственный бизнес (5ч) | |||||||
6-7 | Что такое бизнес | 2 | | | Распространенные бизнес-идеи Южного Урала | | Текущий контроль |
8-9-10 | Как создать свое дело | 3 | | | | | Текущий контроль |
Валюта в современном мире (6ч) | |||||||
11-12-13 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 3 | | | | | Текущий контроль |
14-15-16 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 3 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 4. Финансовая викторина по разделу 4. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) | |||||||
17-18 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 2 | | | | Реферат «Мой собственный бизнес» | Защита проекта |
Человек и государство: как они взаимодействуют (14ч) | |||||||
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (8ч) | |||||||
19-20-21 | Что такое пенсия | 3 | | | Установленный размер пенсии Челябинской области | | Текущий контроль |
22-23-24-26-27 | Как сделать пенсию достойной | 5 | | | | | Текущий контроль |
Налоги и их роль в жизни семьи (3ч) | |||||||
27-28-29 | Что такое налоги и зачем их платить | 3 | | | Налоги и коэффициенты Уральского региона | | Текущий контроль |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) | |||||||
30-31 | Промежуточная аттестация. Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 2 | | | | Реферат «Польза накопительной пенсии» | Защита проекта Контрольная работа по разделу 5. |
Налоги и их роль в жизни семьи (3ч) | |||||||
32-33 | Какие налоги мы платим. | 2 | | | Налоги и коэффициенты Уральского региона | | Текущий контроль |
34 | Повторение пройденного материала за курс 9 класса | 1 | | | | | Текущий контроль Финансовая викторина по разделу 5. |
Приложение № 1
Темы проектов по технологии для учащихся 8-9 классов.
1. | «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» |
2. | «Мой первый бизнес-проект» |
3. | «История звонкой монеты» |
4. | «Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность) |
5. | «Денежные реформы в истории России» |
6. | «СМС-мошенничества» |
7. | «Финансовые пирамиды» |
8. | «Жизнь в кредит: за и против» |
9. | «Карманные деньги» |
10. | «Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея) |
11. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
12. | «Памятные монеты России» |
13. | Тема «денег» в русской литературе |
14. | «История меценатства в России» |
15. | «Меценаты Великого Новгорода» |
16. | «Самые необычные налоги мира» |
17. | «Необычные виды страхования» |
18. | «История пенсий в России» |
19. | «С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам» |
20. | «Стиль банковского сотрудника» |
21. | «Банковский этикет» |
21. | «Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода» |
23. | «Способы защиты российской банкноты» |
24. | «Киберугрозы в банковской сфере» |
25. | «Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси» |
26. | «10 новых профессий в финансовой сфере» |
27. | «Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм» |
28. | «Какими будут банки будущего» |
29. | «Самые дорогие монеты мира» |
31. | «Города России на банкнотах разного достоинства» |
32. | «Деньги в Древней Руси» |
33. | Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России» |
34. | «Самые известные финансовые мошенники в истории» |
35. | «Самые необычные деньги в мире» |
36. | Тема «Денег в живописи» |
37. | «Формирование имиджа банка» |
38. | «Достопримечательности на купюрах» |
39. | «Казнь через казну» |
40. | «Детские сказки о деньгах и торговле» |
41. | «В мире профессий: Финансовый директор |
42. | «Банковский этикет» |
43. | «Стиль банковского сотрудника» |
44. | «Денежная роль золота в истории человечества» |
45. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
46. | «История бумажных денег в Царской России» |
47. | «Портреты на деньгах» |
48. | «История появления векселя» |
49. | «История благотворительности в России» |
50. | «Семь веков в истории Казначейства в России» |
Приложение № 2
Защита проектов. 8-9 класс.
№ п/п | № урока | Тема |
8 класс | ||
1 | 13 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» |
2 | 20 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» |
3 | 29 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» |
9 класс | ||
4 | 17 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» |
5 | 30 | Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Перечень контрольных работ и финансовых викторин 8-9 класс
№ п/п | Контрольная работа, финансовая викторина | Страница в КИМ |
8 класс | ||
| Контрольная работа по разделу 1. | Стр. 4-14 |
| Финансовая викторина по разделу 1. | Стр. 14 |
| Контрольная работа по разделу 2. | Стр. 23-26 |
| Финансовая викторина по разделу 2. | Стр. 26 |
| Контрольная работа по разделу 3. | Стр. 31-35 |
| Финансовая викторина по разделу 3. | Стр. 35 |
9 класс | ||
| Контрольная работа по разделу 4. | Стр. 40-44 |
| Финансовая викторина по разделу 4. | Стр. 44 |
| Контрольная работа по разделу 5. | Стр. 50-53 |
| Финансовая викторина по разделу 5. | Стр. 53 |
Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения
– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).
– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.
– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.
Защита проектов. 9 класс.
№ п/п | № урока | Тема |
1 | 8 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» |
2 | 14 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» |
3 | 21 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» |
4 | 29 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» |
5 | 33 | Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Перечень контрольных работ и финансовых викторин 9 класс
№ п/п | Контрольная работа, финансовая викторина | Страница в КИМ |
| Контрольная работа по разделу 1. | Стр. 4-14 |
| Финансовая викторина по разделу 1. | Стр. 14 |
| Контрольная работа по разделу 2. | Стр. 23-26 |
| Финансовая викторина по разделу 2. | Стр. 26 |
| Контрольная работа по разделу 3. | Стр. 31-35 |
| Финансовая викторина по разделу 3. | Стр. 35 |
| Контрольная работа по разделу 4. | Стр. 40-44 |
| Финансовая викторина по разделу 4. | Стр. 44 |
| Контрольная работа по разделу 5. | Стр. 50-53 |
| Финансовая викторина по разделу 5. | Стр. 53 |
Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения
– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).
– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.
– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.
Приложение № 3
Оценочный лист проекта
Ученик ________класса
ФИ___________________________________________________________________________