Файл: Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 89 классов общеобразовательной школы на 20202021 учебный год составлена в соответствии с требованиями следующих документов Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личностные характеристики и установки:

Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание: – устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;


– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения: – читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;



– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов планируемое учителем

Контроль

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

12













Происхождение денег

3













Источники денежных средств

3













Контроль семейных расходов

3













Построение семейного бюджета

3










Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6













Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2













Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния

4










Раздел 3

Риски в мире денег

10













Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4













Риски в мире денег

6










Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем




16










Банки и их роль в жизни семьи




5










Собственный бизнес




5










Валюта в современном мире




6







Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют




14










Налоги и их роль в жизни семьи




6










Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости




8










Осуществление проектной работы, проведение контроля

5

4

5

4

ИТОГО:

33

34

5

4







  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-9 класс



Название темы, раздела

Кол-во часов

Дата

Тема НРЕО

Коррекционное обучение 7 вид

Контроль

план

факт

8 класс (33ч)

Управление денежными средствами семьи (12ч)

Происхождение денег (3ч)

1

Деньги: что это такое?

1










Лекция-беседа

Текущий контроль

2-3

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

2













Текущий контроль

Источники денежных средств (3ч)

4

Какие бывают источники доходов

1







Источники финансирования Челябинской области




Текущий контроль

5-6

От чего зависят личные и семейные доходы

2













Текущий контроль

Контроль семейных расходов (3ч)

7-8-9

Как контролировать семейные расходы

3










Источники дохода моей семьи

Текущий контроль

Построение семейного бюджета (3ч)

10

Что такое семейный бюджет и как его построить

1













Текущий контроль

11-12

Как оптимизировать семейный бюджет

2













Текущий контроль

Контрольная работа по разделу 1.

Осуществление проектной работы, проведение контроля (1ч)

13

Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи»

1










Реферат «Мои источники дохода»

Защита проекта

Финансовая викторина по разделу 1.

Способы повышения семейного благосостояния (6ч)

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2ч)

14

Для чего нужны финансовые организации

1







Финансовые организации Челябинской области




Текущий контроль

15

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1













Текущий контроль

Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния (4ч)

16-17

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2













Текущий контроль

18-19

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2













Текущий контроль

Контрольная работа по разделу 2.

Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч)

20-21

Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния»

2










Реферат «Способы повышения благосостояния моей семьи»

Защита проекта

Финансовая викторина по разделу 2.


Риски в мире денег (10ч)

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (4ч)

22-23

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы

2













Текущий контроль

24-25

Чем поможет страхование

2













Текущий контроль

Риски в мире денег (3ч)

26-27-28

Какие бывают финансовые риски

3













Текущий контроль

Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч)

29-30

Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»

1










Реферат «Особые жизненные ситуации случившиеся с моей семьей»

Защита проекта


Риски в мире денег (3ч)

31-32

Что такое финансовые пирамиды

2







Финансовые пирамиды в Челябинской области




Текущий контроль

Контрольная работа по разделу 3.

33

Повторение пройденного материала за курс 8 класса


1













Финансовая викторина по разделу 3.

9 класс (34ч)

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (16ч)

Банки и их роль в жизни семьи (5 ч)

1

Повторение пройденного материала за курс 8 класса

1













Текущий контроль

2-3

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

2







Банки Челябинской области




Текущий контроль

4-5

Польза и риски банковских карт

2













Текущий контроль

Собственный бизнес (5ч)

6-7

Что такое бизнес

2







Распространенные бизнес-идеи Южного Урала




Текущий контроль

8-9-10

Как создать свое дело

3













Текущий контроль

Валюта в современном мире (6ч)

11-12-13

Что такое валютный рынок и как он устроен

3













Текущий контроль

14-15-16

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

3













Текущий контроль

Контрольная работа по разделу 4.

Финансовая викторина по разделу 4.

Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч)

17-18

Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

2










Реферат «Мой собственный бизнес»

Защита проекта


Человек и государство: как они взаимодействуют (14ч)

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (8ч)

19-20-21

Что такое пенсия

3







Установленный размер пенсии Челябинской области




Текущий контроль

22-23-24-26-27

Как сделать пенсию достойной

5













Текущий контроль

Налоги и их роль в жизни семьи (3ч)

27-28-29

Что такое налоги и зачем их платить

3






Налоги и коэффициенты Уральского региона




Текущий контроль

Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч)

30-31

Промежуточная аттестация. Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют»


2










Реферат «Польза накопительной пенсии»

Защита проекта

Контрольная работа по разделу 5.

Налоги и их роль в жизни семьи (3ч)

32-33

Какие налоги мы платим.

2







Налоги и коэффициенты Уральского региона




Текущий контроль


34

Повторение пройденного материала за курс 9 класса

1













Текущий контроль

Финансовая викторина по разделу 5.




Приложение № 1
Темы проектов по технологии для учащихся 8-9 классов.


1.

«Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев»

2.

«Мой первый бизнес-проект»

3.

«История звонкой монеты»

4.

«Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность)

5.

«Денежные реформы в истории России»

6.

«СМС-мошенничества»

7.

«Финансовые пирамиды»

8.

«Жизнь в кредит: за и против»

9.

«Карманные деньги»

10.

«Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея)

11.

«Золотые монеты в истории династии Романовых»

12.

«Памятные монеты России»

13.

Тема «денег» в русской литературе

14.

«История меценатства в России»

15.

«Меценаты Великого Новгорода»

16.

«Самые необычные налоги мира»

17.

«Необычные виды страхования»

18.

«История пенсий в России»

19.

«С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам»

20.

«Стиль банковского сотрудника»

21.

«Банковский этикет»

21.

«Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода»

23.

«Способы защиты российской банкноты»

24.

«Киберугрозы в банковской сфере»

25.

«Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси»

26.

«10 новых профессий в финансовой сфере»

27.

«Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм»

28.

«Какими будут банки будущего»

29.

«Самые дорогие монеты мира»

31.

«Города России на банкнотах разного достоинства»

32.

«Деньги в Древней Руси»

33.

Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России»

34.

«Самые известные финансовые мошенники в истории»

35.

«Самые необычные деньги в мире»

36.

Тема «Денег в живописи»

37.

«Формирование имиджа банка»

38.

«Достопримечательности на купюрах»

39.

«Казнь через казну»

40.

«Детские сказки о деньгах и торговле»

41.

«В мире профессий: Финансовый директор

42.

«Банковский этикет»

43.

«Стиль банковского сотрудника»

44.

«Денежная роль золота в истории человечества»

45.

«Золотые монеты в истории династии Романовых»

46.

«История бумажных денег в Царской России»

47.

«Портреты на деньгах»

48.

«История появления векселя»

49.

«История благотворительности в России»

50.

«Семь веков в истории Казначейства в России»



Приложение № 2
Защита проектов. 8-9 класс.


№ п/п

№ урока

Тема

8 класс

1

13

Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи»

2

20

Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния»

3

29

Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»

9 класс

4

17

Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

5

30

Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют»


Перечень контрольных работ и финансовых викторин 8-9 класс

№ п/п

Контрольная работа, финансовая викторина

Страница в КИМ

8 класс



Контрольная работа по разделу 1.

Стр. 4-14



Финансовая викторина по разделу 1.

Стр. 14



Контрольная работа по разделу 2.

Стр. 23-26



Финансовая викторина по разделу 2.

Стр. 26



Контрольная работа по разделу 3.

Стр. 31-35



Финансовая викторина по разделу 3.

Стр. 35

9 класс



Контрольная работа по разделу 4.

Стр. 40-44



Финансовая викторина по разделу 4.

Стр. 44



Контрольная работа по разделу 5.

Стр. 50-53



Финансовая викторина по разделу 5.

Стр. 53


Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения

– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).

– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.

– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

Защита проектов. 9 класс.


№ п/п

№ урока

Тема

1

8

Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи»

2

14

Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния»

3

21

Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»

4

29

Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

5

33

Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют»


Перечень контрольных работ и финансовых викторин 9 класс

№ п/п

Контрольная работа, финансовая викторина

Страница в КИМ



Контрольная работа по разделу 1.

Стр. 4-14



Финансовая викторина по разделу 1.

Стр. 14



Контрольная работа по разделу 2.

Стр. 23-26



Финансовая викторина по разделу 2.

Стр. 26



Контрольная работа по разделу 3.

Стр. 31-35



Финансовая викторина по разделу 3.

Стр. 35



Контрольная работа по разделу 4.

Стр. 40-44



Финансовая викторина по разделу 4.

Стр. 44



Контрольная работа по разделу 5.

Стр. 50-53



Финансовая викторина по разделу 5.

Стр. 53


Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения

– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).

– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.

– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

Приложение № 3

Оценочный лист проекта

Ученик ________класса

ФИ___________________________________________________________________________