Файл: Рабочая программа по истории России для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами Федеральный закон от 29. 12. 2012 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Описание изменений, внесенных педагогом в содержание рабочей программы:
В содержание рабочей программы по истории для 5-х классов внесена интеграция с курсом
«Основы духовно – нравственной культуры народов России», в том числе региональный компонент, общий объём которых не превышает 15%:
Учебный раздел
Дидактическая единица
Объем учебного материала
Обоснование корректировки
Первобытность Искусство первобытных людей. Первые художники
Сибири
1
Реализация регионального компонента
Древний мир
Что такое религия, её роль в жизни общества и человека
1
Основы духовно – нравственной культуры народов России
Итого
2
Тематический план
№
Основные разделы
Кол-во часов количество письмен- ные практи- ческие работы проектна я работа
1. Введение
1 1
1 1
2. Первобытные собиратели и охотники
3 1
1 1
3. Земледельцы и скотоводы
2 1
0 1
4. Повторение
1 1
1 1
5. Древний Восток
8 1
1 1
6. Западная Азия в древности
7 1
0 1
7. Индия и Китай в древности
4 1
1 1
8. Древнейшая Греция
5 1
1 1
9. Полисы Греции и их борьба с Персией
7 1
1 1
10.
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
5 1
1 1
11.
Македонские завоевания в IV в. до н.э.
4 1
0 1
12. Возникновение Рима
3 1
0 1
13.
Рим
– сильнейшая держава
Средиземноморья
3 1
0 1
14. Гражданские войны в Риме
4 1
0 1
15.
Римская империя в первые века нашей эры
5 1
1 1
16. Падение Западной Римской Империи
2 1
1 1
17. Повторение
4 1
1 1
Итого
68
18
11
17
Описание программно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
1. Примерная программа основного общего образования по истории для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2021 год.
2. Рабочая программа для 5 класса составлена с учётом авторской программы по истории для предметной линии учебников под редакцией А.А. Искендерова
Учебник, учебное пособие
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под редакцией А.А.
Искандерова. «История Древнего мира», 5 класс
Рабочая тетрадь для обучающихся к учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под редакцией
А.А. Искандерова. «История Древнего мира», 5 класс
Электронное приложение к
УМК
Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер,
И.С. Свенцицкая под редакцией А.А. Искандерова. «История Древнего мира», 5 класс
Дидактический материал
Исторические задачи по темам. Иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, графики, макеты, тексты (законы, статьи из газет, журналов),
Материалы для контроля.
«История России. Контрольные работы», И. А. Артасов, М.:
«Просвещение», 2021.
ЭЦОР http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm.
Исторические источники по истории древнего мира.
Библиотека Исторического факультета МГУ.
ТО
Интерактивная доска
Компьютер, мобильный класс
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 5 класса.
Образовательные технологии, используемые
на учебных занятиях
Основные формы организации
деятельности учащихся на учебных
занятиях
1. Здоровьесбережения
2. Информационно-коммуникационные
3. Проектная деятельность
4. Игровые технологии
5. Проблемное обучение
6. Музейная педагогика
1. Групповая работа.
2. Коллективная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Парная работа.
5. Индивидуальная работа.
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Содержание предмета с формированием
основных видов учебной деятельности
Введение (1 ч)
1
Исторические источники
Введение в предмет. Формирование знаний об исторических источниках и о древней истории.
Первобытные собиратели и охотники – (3 ч)
2
Древнейшие люди
Развитие картографических способностей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст
3
Родовые общины охотников и собирателей
4
Возникновение искусства и религии. Первые художники
Сибири учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
Земледельцы и скотоводы – (2 ч)
5
Возникновение земледелия и скотоводства
Развитие картографических умений. находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения.
6
Появление неравенства и знати
Повторение – (1 ч)
7
Счет лет в истории
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет до н. э. и н. э., используя линию времени.
Древний Восток – (8 ч)
8
Государство на берегах Нила
Развитие картографических умений. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
9
Как жили земледельцы и ремесленники
10
Жизнь египетского вельможи
11
Военные походы фараонов
12
Религия древних египтян
13
Искусство Древнего Египта
14-
15
Письменность и знания древних египтян. Достижения древних египтян
Западная Азия в древности – (7 ч)
16
Древнее Двуречье
Развитие картографических умений. Показывать на карте древние города и государства Восточ- ного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллю- стративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.
17
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
18
Финикийские мореплаватели
19
Библейские сказания
20
Дреевнееврейское царство
21
Ассирийская держава
22
Персидская держава «царя царей»
Индия и Китай в древности – (4 ч)
23
Природа и люди Древней Индии
Развитие картографических умений
Объяснять значение понятий.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае и Индии.
Называть изобретения и культурные достижения, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
24
Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций
25
Первый властелин единого Китая
26
Вклад народов в мировую историю и культуру
Древнейшая Греция – (5 ч)
27
Греки и критяне
Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.
28
Микены и Троя
29
Поэма Гомера «Илиада»
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.
Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
30
Поэма Гомера «Одиссея»
31
Религия древних греков
Полисы Греции и их борьба с Персией – (7 ч)
32
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и
Спарта).
Объяснять значение понятий.
Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.
33
Зарождение демократии в Афинах
34
Древняя Спарта
35
Основание греческих колоний
36
Олимпийские игры в древности
37
Победа греков в Марафонской битве
38
Нашествие персидских войск на
Элладу
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии – (5 ч)
39
В гаванях афинского порта Пирей
Характеризовать афинскую демократию при
Перикле. Объяснять, что означало в Древней
Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
40
В городе богини Афины
41
В афинских школах и гимнасиях
42
В театре Диониса
43
Афинская демократия при Перикле
Македонские завоевания в IV в. до н.э. – (4 ч)
44
Города Эллады подчиняются
Македонии
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.
Составлять исторический портрет
(характеристику) Александра Македонского.
Объяснять причины распада державы Александра
Македонского, а также эллинистических государств
Востока.
Раскрывать значение понятия эллинизм.
45
Поход Александра Македонского
46
В древней Александрии
Египетской
47
Вклад древних эллинов в мировую культуру
Возникновение Рима – (3 ч)
48
Древнейший Рим
Развитие картографических умений. Находить и показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий.
49
Завоевание Римской Италии
50
Устройство Римской республики
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – (3 ч)
51
Вторая война Рима с Карфагеном
Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.
Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий.
52
Установление господства Рима в
Средиземноморье
53
Рабство в Древнем Риме
Гражданские войны в Риме – (4 ч)
54
Земельный закон братьев Гракхов
Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в
Древнем
Риме, положении трудового населения, рабов.
55
Восстание Спартака
56
Единовластие Цезаря в Риме
57
Установление империи в Риме
Римская империя в первые века нашей эры – (5 ч)
58
Соседи Римской империи в начале н.э.
Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.
59
В Риме при императоре Нероне
60
Первые христиане и их учение
61-
62
Расцвет Римской империи во II веке. «Вечный город» и его жители
Падение Западной Римской Империи – (2 ч)
63-
64
Римская империя при
Константине. Взятие Рима готами
Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в
Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Повторение – (4 ч)
65
Особенности цивилизации Греции и Рима
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.
66
Вклад народов древности в мировую культуру
67
«Семь чудес света»
Защита проектов
68
Повторительно-обобщающий урок Основные вопросы курса.
Предоставляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
Учитель истории и обществознания
А.А. Джалалова