Файл: Учебное пособие по эксплуатационным материалам предна значено для лабораторных занятий студентов инженерного фа культета по специальностям.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
Антикоррозионные
-
0,2 0,1
-
-
-
ZDDP
0,6 0,8 1,0 1,3 1,3 1,4
Всего
4,0 7,0 9,7 8,7 9,3 10,9
Обозначения и знаки API.
Масла, соответствующие требованиям действующих кате- горий качества и прошедшие официальные испытания API - SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) – «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в ко- тором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.
Рисунок 2.4 - Товарные знаки API
Рисунок 2.5 - Символы обслуживания ILSAC и API
Новейшие категории масел, сертифицированные API, в слу- чае соответствия требованиям ILSAC обозначаются «Символом
48
Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостями SAE 0W-...,
5W-... и 10W-... . Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества
Американских Масел (EOLCS).
Системы API - ILSAC предназначены для удовлетворения требований к маслам, используемым в двигателях американских и японских автомобилей. Требования европейских автопроизво- дителей несколько отличаются по причине конструктивных осо- бенностей европейских двигателей. Несмотря на это, большин- ство моторных масел, поступающих на европейский рынок, мар- кируются знаками соответствия категориям качества API и, в редких случаях, даже «Символом Обслуживания API» (API Ser- vice Symbol).
2.3.
Классификация масел по ACEA
Классификация ACEA - Association des Constructeurs Eu-
ropeens
de
L'Automobile
(Ассоциация
Европейских
Производителей Автомобилей). ACEA принята в Европе взамен существовавшей ранее CCMC в 1995 году. Эта классификация устанавливает новую, более жесткую по сравнению с CCMC, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.
В объединение ACEA входят следующие компании: BMW,
Volkswagen, Daimler-Chrysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault,
SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco,
DAF, GM-Europe.
Классификация «ACEA European Oil Sequences for Service
Fill Oils 1998» состоит из трех классов последовательности испытаний - A, B, E. Каждый класс в свою очередь подразделяется на категории, обозначенные арабскими цифрами.
Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе, более позднее, издание данной нормы.
А - бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5);
49
В - дизельные двигатели малой мощности, устанавливае- мые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1,
В2, ВЗ, В4 и B5);
Е - дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2,
ЕЗ, Е4, Е5 и Е7).
Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью, т.е. «топливосберегающим». Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.
Европейская комиссия управления качества для моторных масел EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management
System) служит для гарантированного обеспечения качества про- дукции моторных масел в Европе на основе надежных методов испытаний при контролируемых условиях.
Каждый производитель (поставщик масел), который хочет рекламировать и сбывать свои продукты в соответствии со стан- дартами качества ACEA, обязан проводить испытания в соответ- ствии с требованиями EELQMS. Все испытательные лаборатории должны быть сертифицированы в соответствии со стандартом
ISO 9001, испытательные стенды должны быть сертифицированы с требованиями EN 45001. Процесс испытаний регистрируется в
European Registration Centre (ERC), но именных сертификатов при этом не выдается.
Таблица 2.5 - Описание классов и категорий ACEA
Обозначение класса
Описание
1 2
A1
Масла с особо низкой вязкостью.
При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это спе- циально рекомендовано производителем двигателя
A2
Масла с нормальными эксплуатационными свойствами.
Пригодны для использования во многих бензиновых двига- телях при обычной периодичности смены масла
50
A3
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками.
Пригодны при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade)
Продолжение табл. 2.5 1
2
B1
Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температу- рах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применя- ются только в тех случаях, если это специально рекомендо- вано производителем двигателя
B2
Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском при обычной пери- одичности смены масла
B3
Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском, пригодны также при более длительных интервалах смены масла и для при- менения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью.
Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade)
B4
Преимущественно используются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, если для них реко- мендованы масла данного качества
E1
Используются в безнаддувных дизельных двигателях (атмо- сферных) и в турбодвигателях с небольшим наддувом при легких и средних условиях эксплуатации и обычном интер- вале смены масла
E2
Используются в безнаддувных дизельных двигателях и в турбодвигателях при условиях эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при обычных интервалах смены мас- ла
E3
Масла, специально предназначенные для обеспечения осо- бой чистоты поршня и образования зеркальной поверхности
(bore polishing), уменьшают износ и образование нагара.
Стойкие к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя
E4
Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса
Е3.
Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при очень тяжелых условиях эксплуатации.
Могут использоваться при более длительных интервалах смены
51 масла в соответствии с предписаниями производителя.
Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade)
Таблица 2.6 - Описание классов и категорий ACEA с 1996 года
Обозначение класса
Описание
1 2
A1-96
Масла с максимальным эффектом экономии топлива для бензи- новых двигателей (без турбонаддува) легковых автомобилей и микроавтобусов.
Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью (при 150°С) в условиях высоких скоростей сдвига (2,9…3,5 МПа·с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива.
Для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами.
Недопустимо применение масел этой категории для двигателей, требующих HTHSRV > 3,5 МПа· с.
Этот класс не имеет аналогов в ранее принятой классификации
CCMC
A2-96
Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов, соответствующие группе API не ниже SG, а также существовавшей до 1996 года и отмененной в настоящее время классификации CCMC G-4.
Это многофункциональные моторные масла SAE 10W-40, 15W-
40, 20W-40, 20W-50 с ограниченными потерями на испарение.
Универсальные масла, допускаемые к применению в большин- стве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает доста- точной степени защиты высоко-форсированных двигателей
A2-96, выпуск 2
Требования к качеству остались без изменений (в сравнении с
АСЕА А2-96)
A3-96
Стандартный класс масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов с турбонаддувом и без, соответ- ствующих группе API не ниже SH и классификации CCMC G-5.
Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и энергосберегающими свойствами.
К ним относятся нетрадиционные легкоходовые полусинтетиче- ские моторные масла SAE 10W-30, 10W-40 с ограниченными по- терями на сдвиг и испарение.
Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свой- ствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей.
При указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные ин-
52 тервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации
Продолжение табл. 2.6 1
2
B1-96
Топливосберегающие масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. Это очень высокий класс, не имеет аналогов в ранее существовавшей классификации CCMC.
Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях вы- соких скоростей сдвига (2,9…3,5 МПа·с), благодаря чему дости- гается достаточно высокая степень экономии топлива. Для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизнос- ными свойствами. Недопустимо применение масел этой катего- рии для двигателей, требующих HTHSRV >3,5 МПа·с
B2-96
Стандартный класс многодиапазонных моторных масел для ди- зельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов, включая двигатели с турбонаддувом. Уровень качества превыша- ет требования класса API CE и устаревшего CCMC PD-2.
Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей
(прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и фургонов, при нормальных интервалах замены масла.
Уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей
B3-96
Обозначает масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов.
Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и топливосберегающими свойствами.
Не имеет аналога на сберегающие масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов.
Это очень высокий класс, не имеет аналогов в ранее существо- вавшей классификации CCMC.
Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях
(прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и легких фургонов.
При указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные ин- тервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации
E1-96
Обозначает энергосберегающие масла для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов, соответствующие группе API не ниже CD. Масла этого класса не имеют аналогов в
CCMC. Масло, заменяющее ССМС D4, но более высокого каче-
53 ства. Стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува. Соответствуют требованиям спецификации Mer- cedes-Benz 227.1. С сентября 1999 года этот класс исключен из классификации
Продолжение табл. 2.6 1
2
E2-96
Обозначает стандартный класс одно- и многодиапазонных мотор- ных масел для обычных и турбонаддувных дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов.
Уровень качества превышает требования API CD и устаревшего класса CCMC PD-4
E2-96, выпуск 3
Новый промежуточный уровень качества, превышающий АСЕА
Е1-96.
Масло категории качества SHPD.
Улучшенные противоизносные свойства, уменьшено полирование цилиндров, образование нагара и отложений (по сравнению с
АСЕА Е1-96).
Соответствует требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.1.
Соответствуют требованиям спецификации MAN 271
E2-96, выпуск 5
Масла со стандартным уровнем эксплуатационных свойств для дизелей без наддува и с турбонаддувом, применимые с нормаль- ным интервалом между сменами масла
E3-96
Обозначает масла экстра-класса с повышенными топливосберегающими свойствами.
Уровень эксплуатационных свойств - не ниже SHPD (Super High
Perfomance Diesel) для дизельных турбонаддувных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов.
Полностью заменяют масла группы API CF-4 и устаревшего класса CCMC PD-5.
Обеспечивают удлиненные интервалы замены масла
E3-96, выпуск 3
Масло, заменяющее ССМС D5, но более высокого качества.
Улучшенные свойства по сравнению с SHPD маслом АСЕА Е2-
96.
Соответствует требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.3.
Соответствуют требованиям спецификации MAN М3275
Таблица 2.7 - Описание классов и категорий ACЕA 1998
Обозначение класса
Описание
1 2
A1-98
По сравнению с А1-96, значительно ужесточены требования к эксплуатационным параметрам. Позволяет использовать масла данной категории в двигателях, допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5 МПа·с, с удлиненными интервалами заме-
54 ны (например, VW 503.00).
В двигателях данных конструкций достигается высокая степень энергосбережения при высоком уровне защиты от изнашивания
Продолжение табл. 2.7 1
2
A3-98
В дополнение к А3-96, усложнены условия прохождения высо- котемпературных тестов Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-
Buick (Sequence IIIE)
B1-98
По сравнению с В1-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (СЕС-
L-51-Т-95).
Включено обязательное испытание на экономию топлива М111
(FE) (СЕС-L-54-Т-96)
B2-98
В дополнение к АСЕА В2-96 включены дополнительные про- ходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А
(CEC-L-51-T-95)
B3-98
В дополнение к В3-96 включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-
L-51-T-95)
B4-98
Новая категория, предназначенная для применения в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов; базовые требования совпадают с требованиями категории В2-98.
Дополнительно проводится испытание в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-
L-54-T-96) объемом 1,9 литра
Таблица 2.8 - Описание классов и категорий ACЕA 1999
Обозначение класса
Описание
1 2
Е4-99
Новое, наиболее совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro-1, Euro-2 и Euro-3.
Соответствуют требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.5 и MAN М3277. Масло продленного интервала замены
Е4-99, выпуск 3
Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспе- чивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предот- вращающие влияние сажи на свойства масла.
Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсич- ных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных
55 интервалах между сменами масла. Они применимы при отсут- ствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией от- работанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов азота
Продолжение табл. 2.8 1
2
Е5-99
Новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству.
Для мощных и быстроходных дизелей Euro-1, Euro-2 и Euro-3.
Отвечает требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей.
Масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены.
Обеспечивает чистоту двигателя и лучше предохраняет детали от износа.
От масла Е4 отличается соответствием новым строгим требова- ниям, которые предъявляются к новейшим американским ди- зельным двигателям
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10