Файл: Учебное пособие по эксплуатационным материалам предна значено для лабораторных занятий студентов инженерного фа культета по специальностям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классификация ACЕA 2002 (табл. 2.9).
Редакция 2002 года предъявляет более жесткие, эксплуата- ционные требования к маслам, чем API, разделяет их на 3 класса и содержит 14 категорий (указаны в скобках):
А - для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-
02, А4-ХХ - резервная, А5-02);
В - для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск
2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);
Е - для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-
96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристи- кам. Последние две цифры указывают год утверждения класса.
Классификация ACЕA 2004 (табл. 2.10).
Европейская ассоциация производителей автомобилей
(АСЕА) с конца 2004 года ввела новую классификацию моторных масел, существенно отличающуюся от предшествующей.
Главные отличия следующие:
- прежние классы А (масла для бензиновых двигателей) и В
(масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавто- бусов) объединены в один новый класс А/В, который распро-

56 страняется на универсальные масла, предназначенные для при- менения во всех названных двигателях (A1/B1-04, A3/B3-04,
A3/B4-04, A5/B5-04);
- введен новый класс С на масла, совместимые с катализаторами обезвреживания отработавших газов и сажевыми фильтрами (С1-04, С2-04, С3-04);
- из класса Е (масла для тяжелых грузовиков) исключены две категории и введены две новые (Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3, Е6, Е7).
В значительной мере обновление классификации АСЕА обусловлено введением в 2005 году новых ужесточенных требований Euro-4 по токсичности отработавших газов и необходимостью обеспечения длительной работы агрегатов их обезвреживания. Классификация ACЕA 2004 года подразделяет масла на одиннадцать категорий.
Описание основных характеристик и назначение масла каждой категории дано в таблице.
Таблица 2.9 - Описание классов и категорий ACЕA 2002
Обозначение класса
Описание
A5-02
Новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатацион- ными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей.
Сверх удлиненный интервал замены, допускающий применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях вы- соких скоростей сдвига (2,9…3,5 МПа·с), благодаря чему дости- гается достаточно высокая степень экономии топлива.
Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей.
При необходимости смотрите инструкцию по пользованию ав- томобилем
В5-02
Новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатацион- ными свойствами для дизельных двигателей легковых автомо- билей и легких грузовиков (автобусов).
Сверх удлиненный интервал замены, допускающий применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях вы- соких скоростей сдвига (2,9…3,5 МПа·с), благодаря чему дости- гается достаточно высокая степень экономии топлива.
Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей.
При необходимости смотрите инструкцию по пользованию ав- томобилем


57
Таблица 2.10 - Описание классов и категорий ACЕA 2004
Обозначение класса
Описание
1 2
A1/B1-04
Масла, предназначенные для применения в бензиновых двигате- лях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высо- кой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9…3,5 МПа·с).
Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками
A3/B3-04
Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуа- тационными свойствами, предназначенные для применения в вы- сокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными ин- тервалами между сменами масла в соответствии с рекомендация- ми изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тя- желых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел
A3/B4-04
Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуа- тационными свойствами, предназначенные для применения в вы- сокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непо- средственным впрыском топлива
A5/B5-04
Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и вы- сокой скорости сдвига (от 2,9…3,5 МПа·с). Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками
С1-04
Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 МПа· с). Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания неко-


58 торых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации
Продолжение табл. 2.10 1
2
С2-04
Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 МПа·с).
Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива.
Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками
С3-04
Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агре- гатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних
Е6
Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла.
Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.
Они применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота.
Масла данной категории следует применять в сочетании с мало- сернистым дизельным топливом (содержание серы не более
0,005%)
Е7
Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспе- чивающие высокую чистоту поршней, малый износ. Рекомендо- ваны для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования
Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4. Работоспособны при значительно увеличенных интервалах между сменами масла. Обладают высо- кими противоизносными свойствами, предотвращают образова- ние отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи.


59
Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в боль- шинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных га- зов и систему катализаторов снижения уровня оксидов азота
2.4.
Классификация масел по MIL
Наряду со спецификациями качества API часто используют- ся спецификации Военного ведомства США, которые обознача- ются индексом MIL:
- MIL-L- предназначены для смазочных масел;
- MIL-G - для пластичных смазок;
- MIL-Н - для гидравлических жидкостей.
При создании собственных спецификаций MIL военное ве- домство тесно сотрудничает с ASTM, API и SAE. Часть устарев- ших спецификаций MIL уже официально изъяты из обращения, однако в гражданской практике они еще встречаются.
Большинство производителей масел в документах своих продуктов наряду с основными документами указывают и на со- ответствие спецификации MIL не столько из-за коммерческих соображений с целью получения военных заказов, сколько из-за желания подчеркнуть, что их продукты отвечают серьезным во- енным требованиям.
С 1992 года военные спецификации поменяли свой индекс на CID (Commercial Item Description). В настоящее время дей- ствуют еще две спецификации - CIDA-A-52306 для масел бензи- новых и CIDA-А-52309 для дизельных двигателей на всех суще- ствующих колесных транспортных средствах. Они включают также требования API CD-II, API CF-4 и API SG.
Буквы (в алфавитном порядке), следующие за номером спе- цификации MIL, указывают на более новую модификацию стан- дарта:
- MIL-L-46152 - спецификация на моторные масла для бен- зиновых и дизельных двигателей средней мощности транспорт- ных средств штабов и снабжения вооруженных сил;
- MIL-L-2104 - спецификация на моторные масла, чаще все- го, для дизельных двигателей с наддувом тактических транспорт- ных средств; при необходимости допускается использование в бензиновых двигателях;

60
- MIL-L-2104
А - спецификация, утратившая силу в США, характеризующая сезонные (single-grade) моторные масла для ди- зельных и бензиновых двигателей без наддува, работающих при средних температурах и малых нагрузках. Спецификация не удо- влетворяла специфике потребностей вооруженных сил;
- MIL-L-2104
А (Supplement 1), употребляется чаще, чем
MIL-L-2104А; характеризует сезонные (single-grade) масла с большим количеством присадок и предусматривает достаточное качество для работы с топливом, содержащим до 1% серы;
- MIL-L-2104
В - спецификация, характеризующая сезонные и всесезонные масла для двигателей, работающих в режиме
«стоп-старт», который свойственен большинству военных авто- мобилей в мирное время;
- MIL-L-45199
В - военная версия спецификации Caterpillar
Series 3 (Cat 3), в которую дополнительно введено испытание од- ноцилиндрового бензинового двигателя с целью оценки стабиль- ности к окислению и степени коррозии подшипников; специфи- кация характеризует масла, предназначенные, в первую очередь, для мощных дизельных двигателей с наддувом высокого давле- ния; использование спецификации MIL-L-45199 было начато в
1958 году, версии 45199А - в 1961 году и 45199В - в 1968 году.
Эта последняя версия в 1971 году была заменена спецификацией
MIL-L-2104С;
- MIL-L-2104
С - спецификация характеризует сезонные масла для всех типов двигателей внутреннего сгорания, исполь- зуемых в военное время, а также для быстроходных дизельных двигателей с наддувом, используемых во всех наземных маши- нах. Эта спецификация включает в себя требования специфика- ции 45199В и, кроме того, два испытания в бензиновых двигате- лях, предусмотренные спецификацией 46152, испытания, оцени- вающие склонность образования низкотемпературного шлама и лака в менее жестких границах. Позже спецификация модифици- рована путем введения новых методов испытаний, включая тре- бования вязкости SAE J300 при низких температурах и ограниче- ния по степени износа системы клапанов;
- MIL-L-2104D - спецификация была реализована в 1983 го- ду, согласована с 2104С и ее дополнениями. Согласно дополне- ниям, проводилось испытание в двухтактном дизельном двигате-


61 ле, а также определялись показатели трения и износа на соответ- ствие требованиям трансмиссий Caterpillar и Detroit Diesel
Allison. Впервые было включено всесезонное масло SAE 15W-40;
- MIL-L-2104
Е и F - модификации новой спецификации, которая характеризует смазочные масла с учетом новых требова- ний. Новое изложение методов испытаний в бензиновых двигате- лях. Проводится оценка степени износа системы клапанов, обра- зования шлама, лака и загущения масла при эксплуатации;
- MIL-PRF-2104G - новая спецификация (сентябрь 1997 го- да), выдвигающая требования к маслам для дизельных двигате- лей. Требования превышают проходные критерии класса API CG-
4. Введены дополнительные испытания CAT 1M-PC, Detroit Die- sel 6V92TA, Cat TO-4, в основном характеризующие показатели износа.
Новые военные спецификации CID (Commercial Item De- scription):
- CIDA-A-52306 - масла для бензиновых двигателей во всех существующих транспортных средствах;
- CIDA-A-52309 - масла для бензиновых двигателей.
В отличие от CIDA-A-52306, в спецификации MIL-L2104F регламентируются показатели качества моторных масел для всех тактических машин, включая колесные и гусеничные.
2.5.
Классификация Global DHD и Global DHD
В течение многих лет требования к моторным маслам для дизелей грузовых автомобилей и внедорожной техники, сформу- лированные в американской классификации API и европейской классификации ССМС, а позднее ACEA, существенно различа- лись. Причин этих различий несколько. Одна из главных – не- одинаковость конструкций поршней, приведшая к тому, что ев- ропейские двигатели больше подвержены полировке цилиндра из-за нагарообразования на головке поршня. С целью предотвра- щения нагарообразования в масла для европейских дизелей вво- дили больше металлосодержащих моющих присадок и, следова- тельно, их зольность существенно выше.
Невозможность установления эквивалентности тех или иных

62 классов масел, сертифицированных по европейской и американ- ской классификациям, предопределялась еще и тем, что значи- тельно различались методы испытаний масел в двигателях.
Похожая ситуация возникает и при сопоставлении амери- канской или европейской классификаций с другими – например, с японской.
C февраля 2001 года начала действовать Глобальная мировая спецификация Global DHD-1, которая объединила в себе специ- фикации ACEA Е5, JASO DX-1 и API CH-4. Она определяет ос- новные требования к моторным маслам для большегрузных ав- томобилей (более 3,9 тонн) с дизельными двигателями, произве- денными, начиная, с 1998 года, работающих в тяжелых условиях с увеличенными пробегами между сменами масла и выполняю- щих действующие нормы по содержанию токсичных веществ в отработавших газах. Это двигатели с турбонаддувом и охлажде- нием наддувочного воздуха, некоторые из которых оборудованы системой рециркуляции отработавших газов для снижения эмис- сии оксидов азота. Таким образом, эта спецификация учитывает все требования европейских, американских и японских произво- дителей тяжелых дизельных двигателей.
Первым шагом к глобализации требований к дизельным маслам стало введение в 1999 году категории Е5 в классифика- ции ACEA. Для сертификации масел этой категории использова- ны пять методов моторных испытаний, из которых три (MACK T-
8E, MACK Т-9 и Cummins M-II) точно соответствуют заложен- ным в классификационные испытания американских масел класса
СН-4 по API. Свой вклад в формулирование требований к маслам по спецификации GLOBAL DHD-1 внесли и японские автопроиз- водители. Согласно нормам JASO DX-1, масло должно иметь ще- лочное число не менее 10 мг КОН/г и пройти моторные испыта- ния в двигателях Nissan TD25 и Mitsubishi 4D34T. Таким обра- зом, масло по спецификации GLOBAL DHD-1 соответствует аме- риканскому СН-4, европейскому Е5 и японскому DX-1.
Одна из целей глобализации требований к дизельным мас- лам для грузовых автомобилей и внедорожной техники состоит в том, чтобы максимально упростить задачу обеспечения (приобре- тения, транспортирования, хранения) такими маслами рынков тех стран, которые импортируют технику из США, стран Западной