Файл: Учебное пособие по эксплуатационным материалам предна значено для лабораторных занятий студентов инженерного фа культета по специальностям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72
Д
1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работа- ющие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
1
Продолжение табл. 2.14
Д
2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или тогда, когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррози- онными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е
1
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двига- тели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д
1
и Д
2
Е
2
Отличаются повышенной диспергирующей способно- стью, лучшими противоизносными свойствами
Так, марка М-6
З
/10В указывает, что это моторное масло все- сезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В):
- М-4
З
/8-В2Г
1
- моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В
2
) и высокофорсиро- ванных бензиновых двигателей (группа Г
1
);
- М-14Г
2
(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предна- значено для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозна- чения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает циркуляционное судовое);
- М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикатор- ных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг
КОН/г.
2.10.
Соответствие классификаций масел
2.10.1.
Соответствие классификаций ГОСТа и API

73
Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве слу- чаев указывают по классификации API.
ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает пример- ное соответствие классов вязкости и групп по назначению и экс- плуатационным свойствам, изложенным в ГОСТ, классам вязко- сти по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Дан- ные таблицы дают возможность, зная стандартную марку отече- ственного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная ха- рактеристики импортного масла по классификации API, найти его ближайший отечественный аналог.
Таблица 2.15 - Примерное соответствие групп моторных масел по уровню эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1-85 и по API
Группа масла
Группа масла
ГОСТ 17479.1
API
ГОСТ 17479.1
API
А
SB
Д
1
SF
Б
SC/CA
Д
2
CD
Б
1
SC
Е
1
SG
Б
2
CA
Е
2
CF, CF-4
В
SD/CB нет аналогов в отечественной классификации
SHx
В
1
SD
CG-4
В
2
CB
SJ
Г
SE/CC
CH-4
Г
1
SE
SL
Г
2
CC
CI-4
Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу
API, но производимые разными фирмами, могут существенно от- личаться по составу базовых масел, типам используемых приса- док и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетво- рять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области приме- нения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к мотор-


74 ному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограни- чения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, нали- чие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).
Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и API группу
(класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам испытаний моторных масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях.
Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатаци- онных свойств, тем строже проходные оценки результатов испы- таний или жестче условия их проведения.
Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят, со- гласно требованиям ГОСТ 17479.1-85, не реже одного раза в два года.
При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости. В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла- прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2.10.2.
Соответствие классификаций ГОСТа и SAE J300
Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости российских и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать российское масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой российской техники.
Общепринятой в международном масштабе стала классифи- кация моторных масел по вязкости Американского общества ав- томобильных инженеров - SAE J300. ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам,

75 изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном со- ответствии.
Таблица 2.16 - Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
Класс вязкости
Класс вязкости по ГОСТ
17479.1-85 по SAE J-300 по ГОСТ
17479.1-85 по SAE J-300 3
3 5W
24 60 4
3 10W
3 3
/8 5w-20 5
3 15W
4 3
/6 10w-20 6
3 20W
4 3
/8 6
20 4
3
/10 10w-30 8
5 3
/10 15w-30 10 30 5
3
/12 12 5
3
/14 15w-40 14 40 6
3
/12 20w-30 16 6
3
/14 20w-40 20 50 6
3
/16
Таблица 2.17 - Ориентировочное соответствие современных класси- фикаций моторных масел
Классификация
АСЕА
API
ILSAC
MB
VW
ГОСТ
17479.1
Масла для бензи- новых двигателей легковых автомо- билей
А1-98
SH
GF-1 229.3 503.00
-
А2-96 выпуск 2
-
229.1 502.00
Д
1
А3-98
SJ
GF-2 229.3 503.00
-
А3-99 229.5 503.01
-
А5-01
SL
GF-3
-
-04
-
GF-4
-
-
Масла для легких высокооборотных дизелей легковых автомобилей
В1-98
CE
-
229.3 505.00
Д
В2-98
-
229.1
В3-98
CF-4
-
229.3 505.01
-
В4-98 (99)
CG-4
-
229.5 506.00
-
В5-01
CH-4
-
506.01
-
Е1-96 выпуск 2
CD
-
228.0
-
Е
2
Масла для тяже-
Е2-96
CF-4
-
228.1
-
Д
2

76 лых дизелей гру- зовых автомоби- лей и внедорож- ной автотрактор- ной техники выпуск 3
Е3-96 выпуск 3
-
228.2
-
Е4-99
CG-4
-
228.3
-
-
Е5-99
CH-4
-
228.5
-
-
Данные таблицы дают возможность, зная стандартную мар- ку российского масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300, найти его ближайший российский аналог.
Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по
ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать ана- лог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.


77
3. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО
Современные отечественные моторные масла вполне выдерживают сравнение с зарубежными аналогами той же потребительской категории. Ведущие российские производители масел классифицируют и обозначают продукцию как по
ГОСТ 17479.1, так и по международным стандартам SAE и API, что облегчает оценку уровня их качества в сравнении с зарубежным маслами.
Дилер при заказе масел на реализацию или покупатель при выборе масла для конкретного автомобиля должны решить вопрос, какое масло выбрать?
В международной практике действуют общие правила по подбору моторных масел.
С учетом требований двигателя Вашего автомобиля и температуры окружающего воздуха моторное масло подбирается по двум основным критериям:
- вязкость по классификации SAE;
- уровень эксплуатационных свойств по классификации API или АСЕА.
Класс вязкости по SAE позволяет определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя: его проворачивание стартером, прокачивание насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.
По обозначению вязкости можно достаточно точно определить природу моторного масла. Если оно синтетическое, то типичные обозначения вязкости будут - 0W-40, 5W-40.
Если масло полусинтетическое - 10W-40, при минеральной природе масла вязкость, как правило, обозначают так: 15W-40,
20W-50.
Хотя бывают и исключения.
Масла с маpкиpовкой 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40 имеют минимальную вязкость при отрицательных температурах,

78 обеспечивают надежный пуск двигателя при морозах до -40°С и рекомендованы для зимней эксплуатации автомобиля.
Масла с маpкиpовкой 10W-30, 10W-40 обеспечивают бесперебойную работу двигателя при температурах окружающего воздуха от -30°С до +50°С, т.е. годятся для всесезонной эксплуатации в зоне умеренного климата.
Масла с маpкиpовкой 15W-40 и 20W-50 могут создать пусковые трудности уже при темпеpатуpах -10…-25°С (хотя при мощном стаpтеpе и хорошем аккумуляторе возможно и pасшиpение диапазона), поэтому являются наиболее подходящими для летней езды в умеренном климате и круглогодичного применения в южных районах с жарким климатом.
При этом масла
20W-50 рекомендованы в первую очередь для эксплуатации автомобиля в условиях жары и высокогорья, а также используются для двигателей гоночных и раллийных авто.
Взаимосвязь между классами вязкости по SAE и
температурными диапазонами применения масел.
Чтобы не ошибиться в выборе масла к зиме, полезно помнить так называемое «правило 35». Надо из числа 35 вычесть зимний индекс вязкости (первую цифру в обозначении вязкости масла), к получившейся цифре приставляем «минус» – получите предельную температуру прокачиваемости масла. Например, масло 10W-40 сохраняет текучесть до -25 градусов по Цельсию.
Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособ- ности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов
(техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.). Каждая автомобильная фиpма с учетом типа двигателя pекомендует свой диапазон


79 пpименения одного и того же масла в зависимости от темпеpатуpы окpужающей сpеды. Этот диапазон обязательно указывают в инстpукциях по эксплуатации.
При этом в зависимости от срока эксплуатации автомобиля и степени изношенности двигателя можно руководствоваться следующими общими рекомендациями.
При пробеге автомобиля 25…75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно летом применять масла класса SAE 10W-40, 15W-40, зимой – SAE 5W-30 и 10W-30 или SAE 5W-40 (всесезонно).
При пробеге автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя (старый двигатель) следует летом применять масла класса SAE 15W-40 и 20W-50, зимой - SAE 5W-40 и 10W-40 или
SAE 5W-50 (всесезонно).
Следует помнить, что класс масла по ГОСТ или SAE характеризует вязкостно-температурные характеристики масла и не дает информации о других не менее важных эксплуатационных свойствах
(степени защиты деталей двигателя от высокотемпературных отложений (нагаров и лака), износа и коррозии, расходе масла на угар, противопенных свойствах и др.).
Таким образом, только по одному обозначению на канистрах
SAE 10W-40, SAE 20W-50, SAE 30, SAE 5W абсолютно невозможно судить о том, подходит ли оно для Вашего автомобиля.
Для этого следует руководствоваться обозначением классификации по уровню эксплуатационных свойств
(ГОСТ 17479.1, API, ACEA).
При подборе моторного масла в соответствии с мощностью и конструктивными особенностями двигателя следует учитывать тот факт, что современные моторные масла ведущих отечественных производителей не уступают маслам известных зарубежных фирм одной группы эксплуатационных свойств.
Однако классифицировать такие высококачественные продукты в соответствии с ГОСТ 17479.1 невозможно, так как в
России отсутствует испытательное оборудование для определения уровня эксплуатационных характеристик даже групп Д и Е,

80 введенных в 1999 году, не говоря уже о более высококачественных маслах.
В отличие от классификации API, любой член АСЕА в дополнение к единым требованиям классификации масел может выдвигать свои специфические требования путем введения дополнительных испытаний в двигателе собственной конструкции или специальных испытаний на совместимость с резинотехническими изделиями, или испытаний на определение сроков замены и т.д.
Такие дополнительные требования излагаются в фирменных спецификациях производителей техники на моторные масла.
Наибольшее распространение получили спецификации фирм
Daimler-Chrysler (Mercedes-Benz), Volkswagen, BMW, Porsche и др.
(для легковых автомобилей) и Daimler Chrysler (Mercedes-Benz),
MAN, Volvo и др. (для грузовых автомобилей).
Соответствие масел определенному уровню требований по
API,
АСЕА, спецификациям автопроизводителей позволяет объективно оценивать качество фасованных моторных масел, предлагаемых различными отечественными и зарубежными производителями.
Большинство отечественных производителей сейчас выпускают масла, соответствующие уровню качества по API SF/CC классов вязкости по SAE от 10W-30 до 20W-50, соответствующих требованиям отечественных производителей ОАО «АВТОВАЗ» и
ОАО «ГАЗ».
На общем фоне массовых отечественных фасованных масел выделяются высоким уровнем при умеренной цене масла серии уровня качества API SG/CD. Качество этих масел соответствует требованиям ОАО «АВТОВАЗ».
Для смазки форсированных бензиновых двигателей с наддувом и без, дизельных двигателей с турбонаддувом должны применяться масла, отвечающие требованиям ACEA A3/B3-04,
SL/SJ/CF и спецификациям Mercedes-Benz MB 229.1, Volkswagen
VW 502.00 и 505.00. Таким высоким требованиям из ассортимента