Файл: Вариант 1 Какие черты философского знания свидетельствуют о ее мировоззренческом характере.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
1. Какие черты философского знания свидетельствуют о ее мировоззренческом характере?
Вопрос о мировоззрении всегда связан с вопросом о философии. Более того, существует мнение, что философия есть теоретически построенное мировоззрение. Я думаю, что мировоззрение есть совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем, ставших убеждениями человека, основой его жизнедеятельности. Если совсем коротко, то мирвозрение — это совокупность убеждений человека. Ясно, что эти убеждения у людей разные. Следовательно, у каждого человека свое мировоззрение. Но есть некоторые очень важные, распространенные у большинства людей взгляды, определяющие характер каждой эпохи. В процессе эволюции человека и общества менялось и мировоззрение. В истории культуры можно выделить три, заметно отличающиеся друг от друга, типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
Мифологическое мировоззрение является продуктом ранних этапов существования общества. Его особенностью является чувственно-наглядное представление мира как сферы действия человека и человекоподобных существ. Миф задает нормы поведения человеку, не убеждая его в их целесообразности, рациональности. Здесь мысль еще не отделена от образа и эмоции, поэтому логическую аргументацию заменяет яркий, запоминающийся пример. В такой своеобразной форме мифы аккумулировали в себе опыт жизни людей. Знакомясь с ними, десятки поколений усваивали принятые в обществе нормы поведения, способствуя тем самым, его воспроизводству. В мифах ставились и решались важнейшие вопросы человеческого бытия: о происхождении мира и человека, ценности, смысле и правильной модели жизни, отношении к другим людям, народам и т.д. Эти вопросы поднимаются и решаются по-своему в каждую историческую эпоху. Миф – первая попытка их решения. С развитием общества мифологическое мировоззрение постепенно вытесняется религиозным и научным, не исчезая, однако, полностью.
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование потустороннего мира, мира духовного бытия, рассматриваемого как истинный мир, высшее благо, к пониманию и достижению которого должна быть направлена земная жизнь человека. В религиозном мировоззрении действия и знания людей рассматриваются в качестве реализации божественной сущности. Для него характерно
стремление к познанию первых и конечных причин, к абсолютному знанию. Освещенность религиозных норм нередко делает их носителей нетерпимыми к другим формам мировосприятия.
Заметный интерес в культуре к научному типу мировоззрения наметился еще в эпоху Возрождения, но интенсивное «онаучивание» мировоззрения, длящееся и поныне, начинается в Новое время. Особенностями научного мировоззрения являются: стремление к объяснению вещей при помощи установления причинно-следственных связей, рациональность, логичность и теоретичность, стремление к объективности, однозначности языка, воспроизводимости результатов исследования, опора на факты.
Несмотря на существенные различия, все три типа мировоззрения проникают друг в друга, в каждом из них в определенной мере содержатся элементы другого. Видимо, общее в них проявляется из-за того, что человеку всегда приходится решать одни и те же задачи, связанные с его существованием. Правда, меняются условия и средства решения этих вопросов, что отражается и в способах объяснения мира, но вопросы остаются. Эти вопросы охватывают разные сферы человеческого бытия, и ответы на них образуют различные виды мировоззренческого знания. К ним относятся научные и религиозные принципы, политико-правовые взгляды людей, их эстетические и нравственные ценности и идеалы, философские убеждения. Последние занимают особое место в мировоззрении, что вызвано их спецификой. Если человек концентрируется на решении подобных вопросов, считая их самыми значимыми, то он становится носителем философского мировоззрения.
Встречается мнение, считающее этот тип мировоззрения высшей формой его развития, что вряд ли оправдано и восходит к идущей от Аристотеля традиции оценки философии как главной науки – «царицы» наук. Можно предположить, что если о мировоззрении писали бы художники, то высшей формой мировоззрения они объявили бы художественное мировоззрение, отличительными особенностями которого является метафоричность, чувственность, эмоциональность. Но последние два типа мировоззрения не считаются историческими, основными, поскольку не занимали и не занимают в обществе господствующее место. Тем не менее, философские убеждения по причине их универсализма присутствуют в любом типе мировоззрения.
Таким образом, делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своим делом уяснение их природы. Решая такую задачу, философия выступает обобщением всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Я считаю, что философские взгляды составляют ядро мировоззрения личности, структурируют все его содержание.
2. Какие проблемы решает такой раздел философии как онтология?
Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.
Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии».
Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.
Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.
Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.
У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.
В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.
К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.
Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.
Таким образом, я могу отметить, что, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. К основным ее проблемам можно отнести: сущность и происхождение бытия, материи и ее основным формам, сознание и ее формы, свзаимоотношении сознания и материи, и завершается все это заключительным этапом сознательное и бессознательное.
3. Каковы основные особенности философии Древней Индии?
Формирование древнеиндийской философии тесно связано с господствующим религиозно-мифологическими представлениями. Духовная жизнь Индии всегда была очень богата. Это касается и мифологии и религии и культуры в целом. Духовность в определенной мере была образом жизни для индийцев. Потому формирование философии происходило под большим влиянием мифологии и религии. Многочисленные философско-религиозные системы Индии являются очень глубокими и насыщенными. В их основе лежит осмысление окружающего мира, поиск его философских оснований и достижение желаемой цели—нирваны. В философии Индии можно условно выделить три периода: ведический, эпический и классический.
Ведический период характеризуется обращением философии священным текстам брахманизма и индуизма: Ведам, брахманам и Упанишадам. «Веды» — это крупнейшее собрание священных текстов Древней Индии, к которым обращаются и жрецы и философы. Философия этого периода очень мифологизирована. В ее основе лежат миф, ритуал, табу — как механизмы сохранения мирового порядка. С разрушением родовых отношений начинается переход от мифологического к философскому мировоззрению.
Важным понятием ведийского мировоззрения является «сансара» — реинкарнация, перерождение, учение о переселении душ. Сансара является реализацией действия «закона кармы» — оценки прошлых действий, неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара — единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока (пунья/папа), сложившегося в предыдущих воплощениях (преимущественно в последнем). Сансара может иметь конец, который совпадает с достижением мокши — освобождения от всех страданий и серии перевоплощений, как высшей цели человеческого существования.
В эпический период философия становится особой областью знания с рациональной направленностью. В этот период философия уже освобождается от мифологического мировоззрения, присущего предыдущему периоду. На первый план выходят идеи, звучащие в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». В данный период ведизм, как религиозная система Индии, трансформируется в индуизм, который до сих пор является господствующей религией Индии.
В классический период индийской философии формируется множество философских школ и направлений по всей Индии. Часть из них по-прежнему основывались на Ведах, другие — напротив, отвергали авторитет Вед. Важным событием этого периода стало зарождение новой философско-религиозной доктрины — буддизма. Буддизм стал более демократичной религиозной системой: признавал равенство всех людей на земле, осуждал обряды жертвоприношения, проповедовал добродетельную жизнь. В основе учения Будды лежало представление о Четырех благородных истинах о страдании.
4. Какие основные проблемы решает школа патристики?
Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Обычно патристикой называют совокупность учений отцов христианской церкви. Понятие «отец церкви» формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально «отцом» именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом.