Файл: Вариант 1 Какие черты философского знания свидетельствуют о ее мировоззренческом характере.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патристика – название собирательное и достаточно условное. Когда мы говорим о патристике как целом духовном явлении, мы всегда имеем ввиду норму, а не исключение. Норма же определяется глубочайшим единством принципов, составляющим важнейшую особенность патристики. Истина в патристике – достояние не индивидуальное, но корпоративное; она принадлежит не тому или иному автору, но всему христианскому сообществу. Авторитет всякого отца церкви объясняется вовсе не его личной оригинальностью, не тем, что он предложил особую ни на что не похожую позицию или сверхоригинальное решение проблемы, но тем, что его мысли находятся в согласии с традицией, освящённой апостольским и церковным авторитетом. Эта традиция предпочитает для себя максимальную единовидность и, в свою очередь, подкрепляется согласием отцов.
С точки зрения самих отцов, патристика – это не «набор» и даже не «совокупность» отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое различными отцами церкви с различной полнотой и глубиной. Если, однако рассматривать патристику «извне», отвлекаясь от её собственных критериев и правил, то можно на фоне внутреннего единства этого явления увидеть всё богатство и разнообразие его составляющих, оценить уникальность каждого представителя патристики и его неповторимый вклад в совокупность учения. Для исследователя, желающего остаться беспристрастным, патристика может предстать и как разнообразие личных позиций, и как и как многоплановый духовный феномен.
Взятая в этом значении, патристика - весьма сложное явление, а потому сочинения отцов церкви могут рассматриваться по крайней мере с трех точек зрения: догматико-теологической, историко-литературной или историко-философской. С последней точки зрения, патристика есть по преимуществу совокупность принципов и методов христианского философствования.
Как историко-философский феномен патристика - это прежде; всего синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. Но такое определение имеет слишком общий характер, а потому нуждается в ряде уточнений.
При рассмотрении особенностей патристики нужно учитывать и при традиционном делении патристики на греческую и, латинскую, или на восточную и западную. Помимо чисто языкового критерия (который применим не во всех случаях), мы должны иметь в виду, что греческой патристике, опиравшейся на изощренную платоническую метафизику, свойственно большее внимание к высокой теологии. Для латинского Запада, исторически и географически удаленного от крупных центров греческой философии, характерен интерес к проблемам христианского социума и христианского индивида, т.е. к антропологии, психологии, этике и праву.
5. В чем суть учений такого направления как эмпиризм?
Эмпиризм - это философская концепция, считающая опыт единственным источником новых знаний о мире. "Опыт" в эмпиризме может трактоваться достаточно широко. Например, Джон Локк, один из классиков эмпиризма Нового времени, делил опыт на "внешний" и "внутренний". Под "внутренним опытом" здесь подразумевалась способность человека к рефлексии, т.е. наблюдению за своими внутренними состояниями. Однако первичным для Локка всё равно оставался чувственный опыт.
Эмпиризм как философская концепция столкнулся с рядом серьёзных проблем, которые по-прежнему в основном остаются нерешёнными. Так, уже Дэвид Юм отмечал, что между нашими отдельными наблюдениями и общими законами (например, физическими законами) не существует необходимой логической связи. Огрубляя, хотя мы полагаем, что, если яблоко тысячу раз упало с яблони на землю, то оно сделает так и на 1001-й раз, в пределах эмпризма невозможно обосновать логическую необходимость этого.
Стоит добавить, что ориентироваться на прошлые наблюдения для прогнозирования будущего, в целом, практически оправдано; Юм лишь подчёркивал отсутствие строгой логической связи. Эта проблема на практике становится заметна, когда мы пытаемся делать предсказания для сложных систем, например, в экономике. Кризис воспроизводимости экспериментов в психологии и медицине, продолжающийся с 2010-х годов, тоже иллюстрирует эту проблему, поэтому нельзя сказать, что она имеет чисто спекулятивный характер.
6. В чем особенность учения о человеке в философии эпохи Просвещения?
Эпоха Просвещения является временем великих изменений в странах Западной Европы XVIII в. Это период трудов философов таких течений как:
- Материалисты (материя - основа познания)
- Идеалисты (идея или духовная составляющая – основа познания)
- Рационалисты (признававшие разум основой познания)
- Сенсуалисты (ощущения - основа познания)
- Сторонников Божественного провидения (уповавшие на волю Бога).
Несмотря на общее время деятельности, среди философских направлений наблюдались различия во взглядах. Одни верили в человеческий прогресс, как в неизбежную природную эволюцию, другие же считали, что развитие человека зависит от его собственной работы над собой. Философы эпохи Просвещения обладали разными социальными статусами, экономическим положением, условиями проживания, но общая идея «сущностной независимости человеческой природы» стала причиной их единства.
В философских работах этого времени наблюдается отрицание всякого рода традиции и принятых норм теологической направленности. На смену им приходит научные знания, провозглашающие человеческий Разум, который свободен от верований и предрассудков. Именно он и становится основой науки и прогресса. Однако возможности человека не ограничиваются только наличием разума, но с его помощью можно постичь истину, изучить основы познания, религии, социальные и политические институты, факты. За данной картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить весь мир, установить собственные законы миропорядка, а также правила сосуществования человека с окружающим его миром. Эпохе Просвещения присуща немного наивная вера в человека и его возможности.
В это же время активно уделяется внимание «разумной человеческой природе». Выводя ряд её отличительных особенностей:
1. Она включает физические свойства тела человека.
2. Ей присущи чувственные реакции:
а) желания;
б) чувственные потребности.
3. Разумность.
4. Самосохранение.
5. Быстроты реакции на окружающую реальность, способность познать её и собственное «я».
Традиционно в данном разделе философы рассматривают самые важные составляющие образа «правильного человека», к которому должны стремиться люди, но кроме этого философия XVIII в. начинает активно защищать мысль о "сущностной независимости" от бога всего природного, в том числе и человека. Философы даже выдвигали ряд признаков «истинной человеческой сущности»:
-данная сущность находится только в самом человеке;
-она не может относиться к чему-то религиозному или сверхъестественному;
-теперь индивид становился базой, которая поможет понять подлинную сущность человека;
-индивиду присущи общие физические свойства (рост, вес, фигура, органы чувств и др.)
-значимость человеческой сущности не имеет исторических рамок.
Но не стоит упускать тот факт, что полностью отрицая всё божественное, философы принимали деизм, как составную часть эпохи Просвещения. Следовательно, основываясь на религиозных догматах (христианских), где человек - источник зла в мире, они выводят следующее опровержение, считая, что человек по своей истинной природе добр, а если и совершает зло, то исключительно в целях самосохранения.
Вместе с тем возникали проблемы в осознании данной темы, а причиной являлась - явное различие основ человеческой природы: чувств и разума. Но решение было найдено. Философы смогли детально изучить каждое из начал в отдельности, понять их суть и индивидуальные особенности. Что позволило привести их к продуктивному взаимодействию.