Файл: Задание Определите причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками в предлагаемых ситуациях. Свой ответ обоснуйте.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 794

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Лялина Ирина Валерьевна

Преподаватель:

Савченко Виктория Андреевна


Задание 1. Определите причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками в предлагаемых ситуациях. Свой ответ обоснуйте.
а) Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!».
Ответ: Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение у других, чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого не удаляют ребенку должного внимания. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.
б) Мама обратила внимание, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди, поиграй с ребятами», он отмалчивается.
Ответ: Причин таковой ситуации может быть множество:

1. Ребенок может не уметь строить взаимоотношения со сверстниками, что очень мешает ему жить обычной жизнью ребенка.

2. Миша может быть стеснительным, не уверенным в себе ребенком, который думает, что он не такой умный, веселый и интересный как другие детки.

3. Разный уровень интеллектуального, физического развития; не знание игр, в которые играют его сверстники.

4. Родители могут быть слишком строги с ребенком и это тоже может служить причиной того
, что ребенок хочет быть один.

Чтобы подобного не происходило, стоит систематически изучать психологические особенности своего ребенка, быть более лояльным с ним, больше общаться, помогать ему налаживать контакт с детками, чтобы ему было легче с этим справиться.
Задание 2. Заполните таблицу «Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи». Дополните указанные в таблице причины (не менее 2-х причин).

Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи


Причины

Стратегия


Непривлекательный внешний вид ребенка

Стоит провести беседу с родителями, без ребенка, чтобы они смогли исправить ситуацию.

Негативное

отношение педагога к ребенку


Надо понять в чем причина, а затем поговорить с преподавателем, чтобы он впредь контролировал свои эмоции.

Несформированность игровых навыков у ребенка

Нужно развивать игровые навыки.

Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность)


Больше общаться со сверстниками, развивать коммуникативные навыки.

Отсутствие у ребенка потребности в общении


Стоит сформировать потребность в общении, в этом ребенку могут помочь не только родители, но и педагоги.

Частые болезни ребенка

Нужно повышать иммунитет ребенка, закалять, несмотря на частые болезни не бояться ребенка водить в общественные места, дабы он не потерял интерес к общению с детьми. Возможно стоит сдать анализы и выяснить причину (возможно нехватка витаминов).



Задание 3. Познакомьтесь с различными позициями взаимодействия ребенка и взрослого. Определите наиболее оптимальную позицию в общении с ребенком дошкольного возраста. Свой ответ аргументируйте.
Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а взрослый стоит перед ним.

Ответ: Вести беседу в таком положении будет некомфортно как ребенку, так и взрослому, вы не сможете найти общего языка и контакта с ребенком. И взрослый, и ребенок быстро устанут и разговор сойдет на нет.


А также детям более привычнее и удобнее, когда с ними общаешься на уровне их лица, им легче и комфортнее, так можно построить более доверительные отношения.

Позиция 2. Взрослый стоит рядом, протянув руки к ребенку, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается.

Ответ: Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок – как проявление безразличия.

Позиция 3. «Глаза в глаза». Глаза взрослого находятся на уровне глаз ребенка.

Ответ: Такая позиция поможет найти наилучший контакт с ребенком. Так будет легче договориться с ним, общаться. Ребенок будет чувствовать себя на ровне с вами в психологическом плане, он не будет себя чувствовать менее значимым.


Задание 4. Одним из эффективных методов поддержки ребенка является активное слушание. Активное слушание предполагает «возвращение» взрослым ребенку в беседе той информации, которую ребенок сообщил взрослому, при этом обозначив его чувство.
Например: Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!». Мама отвечает: «Ты очень расстроен и рассержен на него».
Сформулируйте реплику взрослого в следующих ситуациях:
а) Отец с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. Что должен сказать папа сыну?
Ответ: Отец должен объяснить причину своего отказа и договориться с сыном о том, что в следующий раз (завтра, через неделю) он обязательно сходит с ним в магазин за шоколадкой. «Сын, я понимаю, что ты очень хотел шоколадку и расстроился, что мы за ней не зашли, но у нас осталось мало времени до автобуса, если мы сейчас пойдем за шоколадкой мы потеряем много времени и опоздаем на последний автобус и нам придется идти пешком, я обещаю тебе купить шоколадку в следующий раз»

И тогда ребенок войдет в положение и обязательно прислушается к вам, стоит чаще разговаривать с детьми.
б) Ребенок приходит из детского сада мрачный. Подходит к матери и говорит: «Не буду больше водиться с Сашей». Что должна сказать мама?

Ответ: «Расскажи мне, что произошло? Все проблемы решаемы, тебе стоит подойти к Саше и поговорить, и вы обязательно найдете компромисс, никогда не держи обиду в себе, общайся и разговаривай с людьми и тебе станет намного легче с ними находить общий язык»


После этого разговора мальчик разобрался в своих эмоциях, поговорил с другом, и они помирились.
Задание 5.
Познакомьтесь с описанием поведения детей, систематически проявляющих агрессию:

Дима, 5,5 лет. Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним, он придумывает игры, легко делится игрушками.
Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя.
Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя – способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению.
Наташа, 5,5 лет. Мама оставляла новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней брала бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.

1) Назовите возможные причины подобного поведения во всех 4-х случаях.

Ответ: Причиной во всех 4-х случаях являются родители, которые не уделяют должного внимания или при ребенке позволяют себе конфликтовать с другими людьми. Детки – это наше отражение, стоит быть более строгими, в первую очередь, к себе и меняться, чтобы не сталкиваться с такими проблемами.

2) Предложите тактику поведения воспитателя с данными детьми в случае проявления агрессии.

Ответ: Воспитателю стоит устранить причины агрессии, провести беседу с детьми, разобраться в причинах. Нужно больше уделяйте внимания агрессивным детям: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например, «Какой ты молодец! Ты сегодня помог Олегу убрать в игровой комнате перед тихим часом». Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Проявляйте больше ласки, не ругайте, а общайтесь с ребенком и выясняйте причины его неудовлетворительного поведения.


Задание 6. Дайте психологическое объяснение тому факту, что при распределении игровых ролей в присутствии сверстников некоторые дети согласны отдать главную роль другим, а другие проявляют желание самим выполнять главную роль. Какими индивидуально-психологическими особенностями детей это обусловлено?

Ответ: Такие дети думают, что если они в этот раз отдадут главную роль другому ребенку, то в следующий раз этот ребенок возьмет их на главную роль в их играх или уступит где-то этому ребенку. Возможно, такие дети предъявляют претензии на сравнительно низком уровне. Желание исполнять главную роль обычно заявляют дети с высоким уровнем претензий, которые в некоторых случаях не соответствуют их возможностям.


Задание 7. Определите причину демонстративного поведения ребенка:
Ваня С. (6 лет) очень активный, по словам воспитателей, «неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». Мальчик сознательно нарушает нормы поведения (громко разговаривает во время занятий, в тихий час) и делает все назло. Может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Мальчик из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка.
Ответ: Стоит не зацикливаться на его плохом поведении, меньше обращать внимания на его плохие выходки и наоборот сильно поощрять его хорошие поступки. Чтобы он понял, что плохими поступками он не сможет привлечь к себе внимание, что он неинтересен людям тогда, когда он ведет себя плохо.

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Поэтому родителям всегда стоит думать о том, получает ли их ребенок достаточно тепла и ласки? Ведь недостаток этого может привести к плохим последствиям.
Задание 8. Разработайте рекомендации для родителей (законных представителей) по организации общения с застенчивыми и демонстративными детьми, исходя из их психологических особенностей (не менее 10).

Ответ:

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.