Файл: Понятие и структура человеческого сознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 609

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Функции сознания.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

Познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;

Целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;

Ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;

Управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;

Коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;

Рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Самосознание выполняет следующие функции:

Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.

Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.

Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.

Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.


Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.



  1. Сознание как философская проблема.

Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали различать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».

В идеалистической и религиозной философии дух – это перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения, Гегель, неогегельянец И.А. Ильин).

У Аристотеля душа – это активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта – это внутренний духовный мир человека, у Вольтера – это способность думать и чувствовать, у Гегеля – это первичная форма субъективного духа.

В материалистической философии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия в действия, это - реализация человеческих замыслов и идеалов. Душа – это начало, индивидуализирующее человека, комплекс эмоциональных реакций на окружающий мир, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений и действий. Реакции на мир зависят от воспитания, образования, традиций, веры, усвоенных человеком моральных норм общества, ценностей и т.д. Душа – это особенная жизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаются изменением режима работы сердца и сосудистой системы. Вместе дух и душа образуют духовность. Это:

1. Нематериальное (чувства, знания, вера и т.п.), но основанное на

материальном.

2. Идеальные аспекты миропонимания, реализуемые в поступках человека. Платон первым приступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм содержания сознания с миром повседневных явлений. Античные философы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведения идеальных процессов к Идеальное (сознание) в его отношении к материи представлено в таких основных философских позициях, как:

1. Субъективные идеалисты рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как идеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания, как: субъективность, абстрактность и активность.

2. Согласно объективному идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Тем самым утверждалась направленность сознания на объект. В средние века обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызвано необходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться к Богу) направило сознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив содержание сознания.



С развитием общества мистические компоненты сознания уменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основы отождествления сознания с предметно-логическим содержанием. В Новое время развивалось сознание как воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира и человека. Гегель понимал сознание как социально- историческое явление. С каждой из ступеней динамики сознания соотносятся определенные ступени и формы развития культуры, духовной жизни.

Апогеем этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии - понятий.

3. Религиозная философия теологизирует сознание. B.C. Соловьев считал, что божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека.

4. В древности Демокрит духовные процессы рассматривал с позиций атомистики. Эпикур утверждал, что душа состоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему организму, она (душа) схожа с ветром, к которому примешана теплота. В XX в. направление, отождествляющее сознание и физические процессы, опирается на такие факты, как успехи в моделировании «искусственного интеллекта», воздействие фармакологических средств на психику и т.д.

Лукреций Кар учил, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. JI. Фейербах, подчеркивая общественную природу сознания, вместе с тем писал о зависимости психики человека от тела.

К середине XIX в. давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей обнаружилось так чётко, что это позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу подчеркнуть первичность материального, экономического интереса, поэтому сформулировать идею детерминированности общественного сознания материальными факторами.

Сознание анализировалось классиками марксизма как продукт социально- исторического развития человека, его практической деятельности.

Учитывалось, что сознание не только отражает, но и активно воздействует на действительность.

Исходя из одного из подходов, сознание – это космическое образование (Т. Лири, Ч. Гарт, М. Талбот и др.). В гипотезе О. Рейзера галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая посредством магнитогидравлических волн строит структуру человеческого мышления.

Довольно распространенным является функциональный подход, согласно которому сознание есть идеальное свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др.). Субстанциональный подход сводит сознание к главным сущностным основаниям: логос, дао, брахман, дух, душа, разум (в том числе божественный) и т.д. Сознание в феноменологии представлено как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности, как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект -объектных отношений, так как Я не может наблюдать себя со стороны.


Дорефлексионный уровень сознания через пласты бессознательного и через языковые структуры описывается в психоанализе, структурализме, герменевтике. Экзистенциальная философия сознание человека рассматривает преимущественно через акты переживания, в ходе осуществления которых человек проявляет свою духовность.

В эволюции взглядов на природу сознания выделяются несколько рациональных идей:

- Выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон).

- Признание сознания как активной деятельной силы (в первую очередь в идеалистической философии).

- Утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-

исторической основе сознания (Гегель).

- Подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах).

- Осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм).

- Понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека, т.е. мир предстает как отношение «космос - человек».

Заключение

В заключение можно сказать, что сознание – это достаточно сложная структура, которую ученые исследуют уже очень долгое время и по сей день ее изучения продолжаются. За счет функций сознания мы и проводим анализ различных жизненных ситуаций, стараемся самосовершенствоваться. Не всегда понятно откуда возникают наши желания и потребности – от сознательного или от бессознательного. Ведь часто человек сталкивается с тем, что некоторые действия он не осознает, как их делает. Это происходит либо от привычки и машинальности, или же от определенного его состояния.

Понимая хотя бы базовые аспекты сознания, психологи уже могут отталкиваться от них, чтобы понимать людей, их влечения, желания, потребности, привычки и так далее. С помощью анализа сознания и его бессознательной части множество ученых-психологов достигли невероятных результатов в исследование такого сложного организма как человеческий мозг.

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.


Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Поэтому, и цели человека обозначены общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него.

Список используемой литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.З-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005г. - 608 с.

  2. Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. Философия. Учебник. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001г. - 245 с.

  1. Волчек Е.З. Философия. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.

  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник – М. Эксмо, 2005.

  3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2004 г.- 519 с.

  4. Лукашевич В.К., Белокурский В.М., Мамыкин И.П. и др. Философия.- Мн. БГЭУ, 2002.

  5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- М.: Политиздат, 1990.

  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. – 736

  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2001.

  8. https://wiki.fenix.help/psyhologiya/struktura-soznaniya

  9. https://infourok.ru/referat-na-temu-struktura-soznaniya-5014685.html

  10. https://www.evkova.org/referaty/soznanie-ego-struktura-i-funktsii-ponyatie-bessoznatelnogo