Файл: Контрольная работа По дисциплине История Выполнил Козловская Ольга Алексеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;

- снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

- социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий [7, С. 192].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.
2.2 Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Функция государства - регулирование уровня инфляции. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями.

При решении задач такого регулирования следует исходить из:

а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ - монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции;

б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции;

в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования;

г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции [7, . 213].

Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение - главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться.

Инфляция приводит к нарушению нормального денежного обращения, а следовательно, она должна быть минимальной. Государству необходимо предпринимать различные меры для достижения этой цели. Необходимо придерживаться принципа «здоровых финансов», т. е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга.

Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику - объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.


М. Фридмен выработал так называемое «монетарное правило», суть которого заключается в том, что денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3-5 %. Нижняя граница - минимальный потенциальный темп роста ВНП. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5 % рост денежной массы станет избыточным и возникнет инфляция.

При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.

Суть кейнсианской школы – это сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса - стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), притом что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.

Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» заключается в том, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов содействует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной 6юджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольким лет цикла деловой активности [7, С. 214].

Кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой - достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.



Общий методологический подход к регулированию инфляции в современной России можно сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге - установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение eго эффективности и дальнейшее обострение инфляции.

Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8 % в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10 % в год.

Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов [7, С. 215].

Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена не соответствует современным российским условиям, т.к. потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5 %, а также если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80-120 % ВВП, то в Российской Федерации - менее 15 %, а это означает, что ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.

Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции.


Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача - установление положительной (т. е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.

Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.

Ценовая политика представляет собой прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. В случае прямого вмешательства, особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В данном случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.

Структурная политика предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. В результате сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен [7, С. 216].

Антимонопольная политика заключается в установлении государственного контроля над издержками и ценами монополий, сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.

Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.

Используется тот или иной комплекс мер регулирования в зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики - при большом удельном весе импортных факторов производства).


В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции - преодоление галопирующей инфляции - ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляем гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции - денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т. е. аннулирования старой и введения новой валюты.

Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики.

Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.

Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна - с отменой фиксации цены вновь растут.

Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы - лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.

Политика «дорогих денег» - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.