Файл: Абсолютизм разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императорацаря) или людей лично им назначенных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История государства и права России 1/1»





Группа Ра20Ю171в


Студент




С.И.Казанжи














МОСКВА 2021

Практические задания по дисциплине

«История государства и права России 1/1»

  1. Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I

Абсолютизм — разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императора/царя) или людей лично им назначенных.

Период правления Петра I принято считать этапом становления абсолютизма в России, однако предпосылки формирования этой политической системы можно проследить и у его отца, царя Алексея Михайловича, и гораздо раньше — у Ивана IV Грозного.

  • Петр I с ранних лет интересовался армией, войной и всеми сопутствующими вещами, его характер развивался в духе дисциплины и субординации — условия определившие его стремление к полному контролю за государством и всеми его сферами.

  • Огромная площадь страны при её существенном отставании в развитии инфраструктуры и промышленности требовала жесткого государственного контроля.

  • Великая Северная война со Швецией 1700-1721 года показала необходимость срочных реформ армии, промышленности и административного аппарата — всё это требовало колоссальных денежных и человеческих ресурсов, а также влекло за собой необходимость преобразований в экономической и социальной сфере.

  • Проводимые царем реформы часто вызывали отторжение и даже открытое недовольство, бунты — в таких условиях Петр I принял решение сформировать вертикаль власти из лично преданных и доверенных лиц, ужесточить полицейский надзор.


Абсолютизм — император является высшей административной, судебной и экономической властью.

  • Ужесточилась вертикаль власти, выстроилась иерархическая система административных органов — это вызвало резкий рост чиновничьего аппарата, взяточничества, расходов на содержание многочисленных проверяющих служб

  • Реформа налогов привела к росту налоговой нагрузки на население в 3,5 раза за 20 лет, произошло закрепощение крестьян, снижение численности населения в результате войн, болезней и нищеты.

  • Развитие промышленности и производства позволило выиграть Северную войну, но сохранялось только пока у власти был Петр I — после его смерти многие фабрики и заводы пришли в упадок, так как последующие правители не уделяли должного внимания контролю производственно-экономических отношений внутри страны.

  • Церковь потеряла автономию и перешла в зависимость от государства.

  • Царь на законодательном уровне менял по собственному желанию сложившиеся культурные традиции русского общества на европейский манер.

  • Ужесточение полицейского контроля, пропаганда доносительства, репрессии, преследования недовольных, ложные наговоры и расследования «Тайной канцелярии» стали нормой жизни.



  1. Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

Изъятия из общего уголовно-правового режима предусматривались для несовершеннолетних ещё с XIX века. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало соответствующие положения в ст.ст. 142—150. В основном изъятия касались применения наказаний к определённым возрастным категориям несовершеннолетних: предусматривалось назначение более мягких видов наказаний, чем для взрослых преступников. Так, ст. 148 предусматривала, что за совершение преступлений по неосторожности несовершеннолетние могут быть подвергнуты лишь домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов[2]. Несовершеннолетние не могли быть осуждены к каторге и ссылке. Если несовершеннолетний вовлекался в совершение преступления взрослым лицом, наказание ему смягчалось Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года предусматривал (ст. 6), что несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет мировые судьи вправе вместо заключения в тюрьму помещать в исправительные приюты В первые годы советской власти в отношении несовершеннолетних действовал принцип «для детей нет суда и тюрьмы». Декрет СНК от 14 января 1918 года отменил суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних. Дела об общественно опасных деяниях, совершённых лицами в возрасте до 17 лет, рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних и по итогам либо освобождались, либо направлялись в убежища Народного комиссариата общественного призрения. Тенденция применения к несовершеннолетним в первую очередь принудительных мер воспитательного характера, а не мер уголовного наказания, сохранялась до начала 1930-х годов В то же время, в период Великой отечественной войны 1941—1945 годов и послевоенные годы значительное внимание уделялось профилактике подростковой преступности. Значительные усилия государство прилагало к борьбе с беспризорностью. В этот период также достаточно часто применялись воспитательные, а не карательные меры. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года «О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних» указывало, что суды должны в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии. Принятие Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года и УК РСФСР 1960 года вновь смягчило уголовно-правовой режим несовершеннолетних. Был повышен до 16 лет общий возраст уголовной ответственности (до 14 — пониженный возраст по отдельным преступлениям). К несовершеннолетним не применялись наказания в виде ссылки, высылки, лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др. Кроме того, законодательство содержало положения, которые предлагали правоприменителю преимущественно

применять воспитательные меры к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности. Предусматривалась значительная роль общественных объединений в реализации мер реагирования на совершение несовершеннолетними общественно опасных деяний. П. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве принудительной меры воспитательного характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних[6].

Дальнейшее смягчение уголовно-правового режима несовершеннолетних было осуществлено с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1», который ввёл в законодательство институт отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. При назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица могло быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ значительно смягчил уголовно-правовой режим несовершеннолетних. Значительно расширился круг оснований для применения принудительных мер воспитательного воздействия, уменьшились сроки и размеры наказаний, применяемых к несовершеннолетним (особенно исправительных работ и штрафа), сократились сроки давности по преступлениям, совершённым несовершеннолетними и сроки погашения судимости. УК РФ является первым актом российского уголовного законодательства, предписывающим при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц

  1. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?


К числу основных недостатков Основного закона 1918 относилось неравенство прав и обязанностей граждан РСФСР (в этом проявлялся ее классовый характер).С одной стороны Конституция закрепила важные обложения об избирательном праве, об уравнении в правах мужчин и женщин, с другой стороны, перечисленные права и свободы гарантировались только трудящемуся населению(рабочие и беднейшее крестьянство).

В основном законе помимо прав и свобод, фиксировались конституционные обязанности - всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность. Еще одним недостатком Основного закона 1918 являлся его декларативный характер. Значительная часть положений конституции была проникнута революционным пафосом и не могла применяться на практике.

По конституции выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими,

равными и прямыми.

  1. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

В начале 20-х гг. по инициативе политического руководства страны развернулась работа по кодификации советского законодательства. Что такое кодификация?

Кодификация (позднелатинское codificatio, от латинского codex - собрание законов и facio - делаю), одна из форм систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из областей общественных отношений. К. - наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли. Как правило, К. завершается созданием нового сводного (систематизированного) акта, построенного на единых принципах (чаще всего в виде кодекса).

Кодификация обеспечивает единство, согласованность и полноту законодательства. Единство потому, что кодекс представляет собой органический закон, связанный воедино во всех его составных частях; согласованность потому, что кодекс - это единый закон, оставляющий, следовательно, меньше почвы для противоречий, чем в случаях, когда одни и те же общественные отношения регулируются при помощи разрозненных законодательных актов; полноту потому, что кодекс по своей природе направлен на урегулирование в целом определенной области общественных отношений. При наличии кодекса внесение в него хотя бы одного изменения потребовало бы целой системы обусловленных им "периферийных" изменений в соответствующих других статьях кодекса. Поэтому на изменение кодекса законодатель идет только в случаях существенной необходимости в этом.
Значение кодификации состоит и в том, что она создает наиболее благоприятные условия для пользования законами, так как в этом случае поиски необходимой нормы ограничиваются единым и построенным по тематическому принципу законодательным актом, способствует стабильности законов. Отмеченные качества кодификации превращают ее в важное средство укрепления и развития законности.

Среди причин, обусловивших кодификацию периода 20-ых гг., выделяются следующие:

а) победа советского строя в результате гражданской войны;

б) необходимость систематизации разнообразных, зачастую противоречащих друг другу декретов, постановлений, распоряжений, принимаемых в огромном количестве в период 1917 - 1920 гг.;

в) потребность создания законодательной базы, соответствующей новой модели экономического развития - нэпу.

Кодификация затронула все отрасли советского права. За короткий срок были созданы гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, земельный и другие кодексы.

  1. Ответьте на тестовые вопросы:

1. Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском государстве на рубеже XV – XVI вв.:

А. приказы;

Б. органы сословного представительства;

В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:

А. гражданско-правовая;

Б. гражданско-правовая и судопроизводство;

В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:

А. сильное влияние римского права;

Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;

В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:

А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;

Б. Соборное Уложение 1649 г.;

В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:

А. она получила международное признание;

Б. была ограничена Сенатом;

В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:

А. зарубежный фактор;

Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;

В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:

А. две;

Б. три;

В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:

А. учреждал Государственную думу;