Файл: Особенности бизнесокружения и внутренней среды компании по производству пищевых продуктов на примере.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
Российский государственный институт дружбы народов
Факультет (……………….)
Кафедра (……………….)
Курсовая работа
по дисциплине «»
на тему «Особенности бизнес-окружения и внутренней среды компании по производству пищевых продуктов на примере »
Выполнил:
Студент .. курса, очной формы обучения, группы
ФИО
Проверил:
Преподаватель, ФИО
Москва – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………........................ | 3 |
| 5 |
| 5 |
1.2 Метод оценка информации о внутренней среде…………………….. | 7 |
2 Анализ внешней и внутренней среды организации………………………... | 15 |
2.1 Общая характеристика компании ООО «Центр по производству национальной продукции»………..……………………………………………. | 15 |
2.2 Характеристика внешней микросреды компании ООО «Центр по производству национальной продукции».……..……………………... | 16 |
2.3 Оценка сильных и слабых сторон компании ООО «Центр по производству национальной продукции». (SWOT-анализ)………….. | 18 |
Заключение……………………………………………………………………… | 21 |
Список использованных источников………………………………………….. | 23 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос анализа внешней и внутренней среды организации является очень важным для выработки стратегии развития организации. Данный процесс является достаточно сложным, требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней и внутренней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенное внимание осуществлению анализа внешней и внутренней среды. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием различных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании.
Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Объектом исследования курсовой работы выступила ООО «Центр по производству национальной продукции».
Предметом исследования выступают инструменты анализа внутренней среды организации.
Цель данной работы – исследовать основные методики анализа внутренней среды организации.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
-
рассмотреть понятие и сущность внутренней среды организации; -
дать характеристику основных методик анализа внутренней среды организации; -
провести анализ внутренней среды компании ООО «Центр по производству национальной продукции».
В соответствии с целями и задачами курсовой работы была определена ее структура. Работа состоит из введения, 2 глав, состоящих из 10 пунктов, заключения и списка использованных источников.
В исследовании применялись общенаучные методы сравнительный, а также частно-научные методы: метод системного анализа и статистический.
1 Теоретические аспекты методологии анализа внешней и внутренней среды организации
-
Понятие внешней и внутренней среды организации
Анализ среды функционирования организации – это исходный процесс стратегического управления. Он требует изучения макроокружения, микроокружения, конкурентной и внутренней среды.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации.
Внутренняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, тем самым, обеспечивая себе возможность выживания.
Внутренняя среда изучается стратегическим управлением для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, месте, занимаемом в ней организацией [1].
Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Для этого существует разветвленная система различных связей. В качестве внешних связей следует понимать каналы поступления ресурсов от поставщиков и каналов сбыта продукции клиентам. Существуют связи со смежными предприятиями, конкурентами, союзами, органами государственного управления.
Следует иметь в виду, что ресурсы внешней среды небезграничны. Кроме того, на них претендуют другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому существует потенциальная опасность, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Задача стратегического планирования - обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, которое позволяло бы поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. При этом внешняя среда исследуется, в первую очередь, для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении.
Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы[3]:
-
выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии; -
определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы; -
оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:
-
прогнозировать непредвиденные обстоятельства; -
разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных обстоятельств и угроз; -
помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы:
-
где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса; -
где, по мнению высшего руководства, должна находиться предприятие в будущем; -
что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где его хочет видеть руководство.
Чтобы фирма могла результативно изучать состояние внешней среды, должна быть создана специальная система ее наблюдения и изучения.
Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
-
анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; -
участие в конференциях; -
анализ опыта работы предприятия; -
изучение мнения сотрудников предприятия; -
проведение собраний, совещаний, «мозговых штурмов», различных конкурсов и т.д. [2].
В процессе изучения важно вскрыть тенденции, характерные для изменения состояния отдельных параметров и попытаться предсказать направления их развития с тем, чтобы предвидеть ожидающие предприятия угрозы и преимущества в будущем.
-
Метод оценка информации о внутренней среде
Стратегическое планирование рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. Кроме того, исследуется внутренняя среда.
Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, внутренним потенциалом организации [5]. Рассмотрим эти факторы.
Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики оказывает решающее влияние на деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому важнейшие параметры экономики должны постоянно отслеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являются следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что для одного представляется экономической угрозой, другое воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий - как выгода.
Политические факторы Политические факторы должны изучаться, чтобы высшее руководство предприятия имело ясное представление о политических намерениях органов государственной власти. Это важно для того, чтобы знать, какие государственные программы намерено предпринять правительство в области политики и экономики, в какой мере эти программы могут затронуть интересы конкретной фирмы, какие группы лоббирования существуют в государственном аппарате, какое отношение у правительства существует к различным секторам экономики и регионам страны, какие изменения в законодательной и нормативно-технической базе возможны и т.д.
Рыночные факторы. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы: демографические факторы; жизненные циклы изделий и самих хозяйствующих субъектов; уровень конкуренции; уровень и динамика доходов и т.д.
Технологические факторы. Анализ этой сферы внешней среды позволяет своевременно выявить возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники. Речь идет о возможности совершенствования, как продукции, так и технологии ее изготовления.
Международные факторы. Действие предприятия на международном рынке вызывает необходимость отслеживать сферу международного сотрудничества. Угрозы и новые возможности здесь могут возникнуть в результате: облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных компаний или отечественных за рубежом; деятельности иностранных фирм; создания иностранных картелей (например, ОПЕК); изменения валютного курса; принятия политических решений в странах, выступающих в качестве иностранных инвесторов и т.д. Исследование этих проблем должно быть направлено на укрепление национального рынка, поиск правительственной поддержки и защиты против иностранных конкурентов.