Файл: Особенности бизнесокружения и внутренней среды компании по производству пищевых продуктов на примере.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальные факторы. Изучение социальных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес следующих социальных явлений и процессов: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования; мобильность людей к перемене жизни и т.п. Изучение социальных факторов важно по двум причинам.
Во-первых, потому, что они являются всепроникающими, т.е. обусловливающими внутреннюю среду предприятия.
Во-вторых, потому, что они влияют на другие компоненты внешней среды и таким образом оказывают дополнительное влияние на фирму.
Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней среды фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе.
С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы[11]. Рассмотрим эти области.
Маркетинг. Данный анализ охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализации продукции и включает следующее:
-стратегию продукта;
-стратегию ценообразования;
-стратегию продвижения продукта на рынке;
-выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
-доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
-разнообразие ассортимента и качество продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
-доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
-разнообразие ассортимента и качество продукции;
-рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);
-послепродажное и предпродажное обслуживание населения;
-эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;
-прибыль от различных товаров и услуг;
-концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях;
-эффективность каналов сбора информации о рынке;
-жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;
-каналы распределения: количество, охват, контроль;
-имидж и репутация товаров;
-ценовая политика, гибкость в установлении цен;
-возможность обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;
-подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, и в какой мере.
Производство. Важным элементом анализа достоинств и недостатков фирмы является производство. Сюда входят: изготовление продукции; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; исследования и разработки. В западной литературе данный анализ получил название «анализ управления операциями». В ходе такого анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
-Может ли фирма производить товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты?
-Какой доступ имеет фирма к новым материалам, зависит ли она от единственного или ограниченного количества поставщиков?
-Является ли производственный аппарат фирмы современным, хорошо ли он обслуживается?
-Направлена ли политика закупок на снижение величины материальных запасов и времени изготовления заказа (длительности производственного цикла);
-Обладает ли фирма эффективной системой контроля качества?
С этой целью анализируются все стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы снижения издержек производства. Особое внимание при этом уделяется: затратам на приобретение сырья; эффективности использования производственных мощностей; эффективности цикла «научные разработки - проектирование – производство»; рациональности использования патентов, торговых марок; защите коммерческой тайны.
Финансы. Анализ финансового состояния является важнейшим этапом стратегического планирования. Постоянный финансовый контроль имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют его место в стратегическом планировании.
К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее:
-анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники проблем;
-многие тенденции в финансовой деятельности носят устойчивый характер, что легко отразить в стратегическом планировании;
-финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;
-состояние финансов отражает положительные и отрицательные стороны хозяйствования.
Финансовый контроль имеет следующие недостатки:
-на результаты финансового анализа может оказывать влияние субъективный фактор;
-быстрые изменения в технологии, рынках и экономике часто делают финансовый анализ бесполезным;
-разрыв между временем проведения финансового анализа и временем возникновения финансовой ситуации бывает достаточно большим, что не позволяет в ряде случаев принять своевременные меры по оздоровлению финансов[15].
В процессе финансового анализа кроме выявления резервов изучается следующее:
-возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;
-возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
-величина капитала фирмы, его структура в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;
-структура и величина налогов;
-работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;
-эффективность контроля за издержками;
-эффективность эккаунтинга.
При проведении финансового анализа могут применяться как универсальные, так и специальные методики.
Персонал. Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы, как процветающих фирм, так и фирм-банкротов показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях.
Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования.
Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:
-Какова подготовка и компетентность руководства фирмы?
-Насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в фирме?
-Как обеспечивается преемственность руководящих кадров?
-Насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров?
-Есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?
-Какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров?
-Можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении?
-Насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?
Культура и имидж фирмы. Сюда входят слабо формализуемые факторы, которые создают образ фирмы. Климат в фирме называется культурой фирмы, которая отражает преобладающие обычаи, нравы и верования. Высшее руководство должно использовать эту культуру в стратегическом планировании, чтобы привлечь в фирму работников определенного профиля, стимулировать определенный тип поведения, стимулировать клиентов к покупке товаров и т.п.
Культура и имидж подкрепляются или ослабляются репутацией фирмы.
Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно судить по ответам на следующие вопросы:
-Была ли фирма последовательна в реализации стратегии деятельности?
-Каково лицо фирмы среди других фирм в данной отрасли?
-Привлекает ли фирма известных специалистов?
-Насколько соответствуют товары и услуги фирмы ее рекламе?
После получения ответов на эти вопросы выявляются сильные и слабые стороны в работе с кадрами, определяются проблемы, требующие немедленного внимания со стороны высшего руководства в стратегическом планировании.
2 Анализ внешней и внутренней среды организации
2.1 Общая характеристика компании ООО «Центр по производству национальной продукции»
Компания ООО «Центр по производству национальной продукции» зарегистрирована 23.11.2015 г. в городе КЫЗЫЛ.
Краткое наименование: ЦЕНТР ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ.
При регистрации организации присвоен ОГРН 1151719001752, ИНН 1701056821 и КПП 170101001.
Юридический адрес: РЕСПУБЛИКА ТЫВА Г. КЫЗЫЛ УЛ. КОЧЕТОВА Д. 165 ЛИТЕР И ПОМЕЩ. 1.
Куулар Кежик Кан-Оолович является генеральным директором организации. Учредители компании — Куулар Кежик Кан-Оолович, Ооржак Орлан Валерьевич.
Среднесписочная численность (ССЧ) работников организации — 3.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ООО «Центр по производству национальной продукции» " по ОКВЭД:
01.41.11 Разведение молочного крупного рогатого скота, кроме племенного.
Общее количество направлений деятельности — 11.
За 2021 год прибыль компании составляет — 1 819 000 ₽, выручка за 2021 год — 4 170 000 ₽.
Размер уставного капитала ООО «Центр по производству национальной продукции»— 12 050,00 ₽.
Выручка на начало 2021 года составила 1 394 000 ₽, на конец — 4 170 000 ₽. На 18 мая 2023 организация действует.
2.2 Характеристика внешней микросреды компании выступила ООО «Центр по производству национальной продукции»
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Сначала рассмотрим микросреду фирмы.
Основная цель любой фирмы - получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и др. Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды.
По итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало ясно, что главными потребителями продукции ООО «Центр по производству национальной продукции» являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.
В настоящее время сегментации рынка не проводится, но в перспективе планируется сегментировать рынок и производить продукцию, предлагаемую конкретно для детей.
География поставок продукции довольно не значительна, сугубо внутри территории Республики Тыва.
По краю основные потребители сосредоточены внутри субъекта РФ.
ООО «Центр по производству национальной продукции» предпочитает 40-65 % продукции оставлять в городе, то есть в столице Кызыл, а в кожууны поставлять 15-20 %.
Портрет потребителя:
1) возраст: продукция компании ориентирована на населения любого пола, начиная от детей (шоколад, какао) и заканчивая пожилыми людьми (сладости). Что же касается тортов, то, конечно, основные потребители-молодые люди и население среднего возраста. Работающее население и ведущее активный образ жизни;
2) пол: практически не оказывает влияние на потребление продукта. Возможно, в последнее время, в связи с «диетическим бумом» девушки и женщины потребляют меньшее количество продукта, но существенных колебаний нет.