Файл: Теоретические особенности правового статуса личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя правовое положение человека, государство необходимо считается (в большей или меньшей степени) с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, должны так или иначе учесть потребности и закономерности социально- экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе — государством3.

Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития — от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свободы практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является ведущей стороной этого взаимодействия, поскольку является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако всякое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон. Правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.


Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода.

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ



2.1 Законодательные особенности закрепления правового статуса личности



Конституционный статус личности базируется на принципах, которые также нашли свое отражение в гл. 2 Конституции РФ.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняе-мые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется исполь-зование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Принципы конституционного статуса человека и гражданина:

– неотчуждаемость прав и свобод;

– ограничение пределами свободы других лиц;

– непосредственное действие прав и свобод;

– гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

– приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

– равенство перед законом и судом;

– равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности;

– равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Конституционные права – это такие юридически признанные возмож-ности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (кор-респондирующей) юридической обязанности государства в лице государ-ственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (на-пример, право на охрану здоровья).

Наибольшее распространение в науке конституционного права полу-чила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы: 1) личные; 2) по-литические; 3) экономические, социальные и культурные;



Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, т. е. они принадлежат каждому от рожде-ния независимо от обладания гражданством.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит:

– право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

– право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что госу-дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаля-ли его достоинства;

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), под ними закон пони-мает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, ка-сающуюся исключительно данного человека, которая может в случае раз-глашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24);

 – право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

– право свободно определять и указывать свою национальную принад-лежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

– право на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель-ства (ст. 27);

– право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);

– право на свободу мысли и слова (ст. 29).

Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в сис-теме общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся:

– свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), кото-рую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам;

– право на информацию (ст. 24, 29);

– право на объединение (ст. 30);

– право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

– право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, пра-во участия в отправлении правосудия (ст. 32);

– право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Социально-экономические и культурные права и свободы являются ос-новой всех иных прав. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов лич-ности. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Их реальность делает государст-во социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жиз-ни человека, его свободное развитие.


Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:

– право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной за-коном экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности и ее наследования (ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36);

– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби-рать род деятельности и профессию (ст. 37);

– право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37);

– право на отдых (ст. 37);

– право создавать профессиональные союзы, иные общественные объ-единения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).

К социальным правам относятся:

– право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

– право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожи-лых граждан (ст. 7);

– право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ин-валидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

– право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40);

– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здра-воохранения;

– право на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор-мацию о ее состоянии (ст. 42).

– право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имущест-ву экологическими правонарушениями (ст. 42);

К культурным правам Конституция России относит:

– право на образование, на общедоступность и бесплатность дошколь-ного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43);

– право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего обра-зования (ст. 43);

– свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);

– право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Конституционные обязанности – это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения человека и гражданина.

Одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие – только на граждан РФ.

Каждый человек, находящийся на территории РФ, обязан:


1) платить установленные налоги и сборы;

2) соблюдать Конституцию РФ и законы;

3) беречь памятники истории и культуры;

4) заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

5) обеспечивать получение детьми основного общего образования;

6) сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

7) давать свидетельские показания.

Кроме того, гражданин РФ обязан защищать Отечество, нести воин-скую (или альтернативную службу).

В конституционных обязанностях выражается ответственность лично-сти перед обществом, человека перед государством. Осуществление кон-ституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства. Несоблюдение конституционных обязанностей влечет юри-дическую ответственность, установленную законом.

Конституционные гарантии – условия и средства, при помощи кото-рых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод челове-ка и гражданина.

Гарантии делятся:

– на социально-экономические – благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами;

– политические гарантии – развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политиче-ской культуры в обществе;

– юридические гарантии – правовые средства, обеспечивающие осуще-ствление и охрану прав и свобод.

Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в слу-чаях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, го-сударственной безопасности.

Типичные формы ограничения прав и свобод:

– особый режим въезда в РФ и выезда из нее;

– ограничение свободы передвижения внутри страны;

– запрещение уличных шествий и демонстраций;

– ограничение свободы печати;

– введение комендантского часа;

– нарушение неприкосновенности жилища;

– аудиовизуальная слежка;

– прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;

– досмотр транспортных средств;

– задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

– содержание под стражей.

2.2 Реализация фактического положения человека



Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать условия для полной реализации прав и свобод граждан.