Файл: Введение актуальность проблемы и темы исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании педагогических условий формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как у воспитателей и методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточное изучение этих условий и сложность самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с дизартрией формирование произносительной стороны речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу. Становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, которая требует длительной усердной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Число детей, страдающих различными нарушениями речи, растет из года в год. Наиболее часто у дошкольников встречаются недостатки звукопроизношения. Они являются распространенным дефектом у дошкольников с дизартрией. Л.В. Лопатина, И.А. Смирнова говорят о том, что количество дошкольников с дизартрией постоянно увеличивается. Причиной этих недостатков звукопроизношения является недостаточное развитиеартикуляционного аппарата и фонематического слуха.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании педагогических условий формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как у воспитателей и методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточное изучение этих условий и сложность самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с дизартрии, с другой стороны.
Объект исследования – произносительная сторона речи дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования – процесс формирования произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования: на основе результатов проведенного констатирующего эксперимента, спланировать и опробировать содержание логопедической работы по формированию произносительной стороны речи.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что вероятно, работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии будет эффективна при условии его осуществления в системе дифференцированной коррекционно-логопедической работы с учетом фонетических условий реализации звуков в речи.
Задачи исследования:
-
изучить теоретические аспекты формирования произносительной стороны речи дошкольников с легкой степенью дизартрии; -
выявить текущее состояние произносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии; -
провести констатирующий эксперимент, обучающий, контрольный эксперимент по проверке эффективности логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у детей с легкой степенью дизартрии. -
определить направления и содержание коррекционной работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у детей с легкой степенью дизартрии;
Теоретико-методологической основой исследования: положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова); современные научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин, P.O. Якобсон и др.); и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская, Л.А. Чистович и др.); современные психолингвистические представления о фонетической стороне речи (Р.И. Аванесов, Г.М. Богомазов, Л.В Бондарко, Л.Р. Зиндер М.И. Матусевич, М.В. Панов, Л.В. Щерба и др.).
Методы исследования. В исследовании были использованы теоретические методы (изучение и анализ литературы, обобщение, систематизация, структурирование теоретических фактов); эмпирические методы (эксперимент, наблюдение); количественный и качественный анализ полученных данных, метод интерпретации.
Базой исследования является МАДОУ «Росинка»д/c№ 6 г. Новоуральска.В эксперименте участвовало 10 детей 6-ти лет, которые имеют речевой диагноз легкой степени дизартрии.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы предпринято специальное сравнительное изучение особенностей звукопроизношения у детей с дизартрии;
- разработана и апробирована методика экспериментального исследования, что позволило выявить специфику нарушений звуков в различных фонетических условиях произношения;
- разработана и лингвистически обоснована система дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия, определены направления, содержание, приемы работы по формированию нормированного произношения у детей с дизартрии;
- в практической части внесены игры и упражнения для детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии, разработанные игры и упражнения могут использовать педагоги-практики в своей работе с детьми.
Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая ценность данной работы определяется тем, что ее результаты позволяют расширить и углубить научные представления о симптомокомплексе стертой формы дизартрии. Представлена научно-обоснованная система коррекционных упражнений по улучшению произносительной стороны речи у дошкольников с речевой патологией.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на теоретические положения, анализом и использованием достижений современной логопедии; применением комплексных методов, соответствующих исследуемому объекту и проведенной экспериментальной работе.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.