Файл: Теоретические особенности правового статуса личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

экономические гарантии;

политические гарантии;

юридические гарантии;

идеологические гарантии.

Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. К сожалению, переходный период, пробуксовка экономических реформ резко снизили материальные возможности Российского государства финансировать затраты на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении права на жилище, где государство берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность.

Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан4.

Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод). К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в законодательстве.

Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации (ст. 71) и к совместной компетенции Федерации и субъектов (ст. 72), провозглашая Президента Российской Федерации гарантом прав и свобод граждан, Конституция и текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий.

Не развернулась в этом смысле и деятельность специально предусмотренного Конституцией Уполномоченного по правам человека. Партийный плюрализм также не привел к увеличению внимания партий к вопросу защиты прав человека, и, как ни странно, резко уменьшилась роль профсоюзов в гарантии таких основных прав граждан, как право на отдых, охрану здоровья и т.д. Возможно, следовало бы возродить практику приема граждан важнейшими государственными органами, в том числе и Президентом страны, а также закрепить в нормативных актах ответственность государственных органов за обязательную своевременную реакцию на факты нарушения прав и свобод гражданина и человека.


Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный суд Российской Федерации, на который возлагается обязанность по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст. 125 ч. 4). Велика роль своевременного и справедливого наказания лиц (в первую очередь должностных), нарушающих права человека и гражданина. Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.

Идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией, отказ от государственной идеологии пока привели лишь к ослаблению воспитательной работы, что является одной из причин многократно увеличившихся нарушений прав и свобод человека и гражданина. Особенно ощутимо отсутствие такой работы со стороны общественных организаций.

Юридические полномочия индивида представляются одним из элементов формы, в которую облечены его отношения с государством и другими такими же индивидами. Эти отношения определяют качество данных прав, их содержание и способы реализации. Одни и те же права человека в разных государствах в действительности означают не одно и тоже. В этой связи специфика социально-правового статуса гражданина в каждом государстве качественно отличается. Эти качества всегда зависят от правовой культуры населения страны, сложившейся культурной традиции общества и, наконец, политического режима государства.

Закрепленные в законе права граждан, фактически, представляют собой набор правопритязаний человека и гражданина на определенные материальные и духовные ценности в жизни общества, которые признаны государством, вследствие чего могут быть поняты как обязанности государства по их реализации и охране. Именно последнее обстоятельство отличает правовое государство от полицейского как либеральная ценностная характеристика юридических прав личности.



Для современных демократических государств основополагающей идеей является идея правового государства. Правовое государство, по своей сущности, обременено двумя целями (или существует в двух формах) — социальной (наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина) и формально-юридической (последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения).

Для либерального (сервисного) государства характерна уравненность государства с человеком в праве. Отсюда и приоритет человеческих отношений над нормативными предписаниями, что определяет смысл понятия уважения к правам человека. Феномен глобализации права в современном мире в положительном смысле связан с распространением этого принципа, объединяющего демократические государства.

Принцип формального равенства предполагает, что личность, ее права и свободы ограждаются от произвола государственной и муниципальной властей. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, но не между отдельными ветвями государственной власти, а во взаимосвязи между государством и гражданским обществом. Власть в современном государстве приобретает все больше учредительный, чем организационный характер. Именно государство-учреждение и есть правовое государство. Сдерживающим условием перехода правовой формы к политической и является сложный механизм обеспечения прав человека.

Важнейшим смыслом прав и свобод человека выступает то, что каждый правоспособный субъект не только признается государством, но и должен признавать сам за собой право на потенциальную возможность иметь и осуществлять свои права и интересы.

Личность как гражданин обязана исполнять все правовые установления государства. Первая и, пожалуй, главная причина заключается в том, что закон устанавливает порядок в обществе; если люди перестанут соблюдать законы, то в государстве наступит полный хаос. Законы представляют собой своеобразные соглашения, которые направлены на регулирование отношений между людьми, организациями и государством. Если не будет законов, то, соответственно, эти отношения ничем не будут регулироваться, что приведет к печальным последствиям. Вторая причина — это вероятность наказания. Никому не хотелось бы по своей воле оказаться в тюрьме или платить огромный штраф. А несоблюдение законов чаще всего приводит именно к этому.


Чтобы избежать сурового наказания, необходимо соблюдать прописанные в законах нормы и вести себя так, чтобы не противоречить им. В качестве третьей причины можно назвать постоянный страх за себя и свое имущество в случае несоблюдения законов. Стоит только на минуту представить, что будет происходить на улице, если люди не будут соблюдать законы, будет полнейшая анархия. Четвертая причина важности соблюдения законов заключается в защите наших интересов государством. Являясь законопослушными гражданами, мы находимся под защитой государства. Государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод личности, ибо завышение делает право функцией личности, а ограничение ведет к разрушению государства.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.

Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану социально-экономических, политических, личных прав граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами от всяких посягательств. Так, например, действуя в порядке надзора за законностью актов установления, прокуроры обязаны опротестовывать, отменять те акты, которые нарушают права и свободы граждан.

Помимо перечисленных, значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам и другим общественным формированиям.

Реализация гражданами своих прав, как правило, осуществляется в рамках определенных процедурно-правовых форм. Эти формы устанавливаются законодательными актами, закрепляющими порядок реализации прав человека. Тогда, когда предусмотренная законом процедура совершенна и действует эффективно, можно ожидать от ее действия положительных результатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире - явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми. Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Необходимо продолжать совершенствование российского законодательства в сфере прав и свобод человека. Ведь «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Законодатель должен осветить еще многие вопросы, такие как вопрос отмены смертной казни в России и многие другие. Необходимо также создать все условия для реализации и соблюдения всех прав и свобод человека. Вопрос о правовом статусе и фактическом положении человека на сегодняшний день остается открытым и нуждается в доработке в различных сферах общественной жизни

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Многие отожествляют понятия правового статуса человека и гражданина, однако это две разных вещи. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся также к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают.

Правовое положение человека в обществе в первую очередь закрепляется в международных нормативных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. А также во многих внутригосударственных нормативных актах.