Файл: Урок в 1 классе умк Школа России Тема Сантиметр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок в 1 классе

УМК «Школа России»
Тема: «Сантиметр»

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения – сантиметр; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи, делать выводы; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Методы обучения:

словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные методы: наблюдение;

практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Оборудование:мультимедиапроектор, экран, компьютер, индивидуальный раздаточный материал: красная и синяя полоски, мерки (тучка, солнце, бабочка), рисунки удава, разноцветные полоски (желтая, зеленая, синяя).

Ход урока

  1. Оргмомент

- Добрый день, ребята!

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев»: песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…»

  1. Мобилизирующий этап

- Из какого мультфильма прозвучала песня в начале урока? («38 попугаев»)

- Кто автор этой сказки? (Григорий Остер)

- Назовите героев этого произведения. (удав, попугай, мартышка, слонёнок)

- Они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания. Если вы все правильно выполните, то герои этой сказки возьмут вас с собой в увлекательный мир исследований.

  1. Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа

(два человека у доски заполняют пропуски)

- Слоненок предлагает двоим ребятам заполнить пропуски в примерах.

3 + = 5              6 – 1 =

6 + 1 =                5 – 3 =

4 + = 6              9 -     = 8

7 + = 9              4 -     = 2


- Проверка.

2. Логическая разминка

- Удав приготовил для вас ребусы: вставьте необходимые знаки, чтобы получились верные равенства и неравенста.

6    1 > 5

8    1 = 7

9    1 < 9

- Назовите равенства. Почему это равенство?

- Назовите неравенства. Почему это неравенства?

4. Устный счет

- Помогите Попугаю решить цепочку примеров:

5___+2        ___-3        ___+4      ___-1       ___+2       ___-6      ___+7

 - Сколько получилось? (10)

 

  1. Самоопределение к деятельности

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «38 попугаев», который поможет поставить учебные задачи на этот урок.

- Что делали животные? (измеряли удава)        

- Как они его измеряли? (своими телами)

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)        

- Почему получались разные результаты? (разные мерки)

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.

- В чём проблема удава? (он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат)
- Решением этой проблемы мы и займёмся.

- Давайте поставим учебные задачи на сегодняшний урок:

  • познакомиться с единицами измерения длины;

  • научиться измерять  и сравнивать отрезки.

  1. Физкультминутка

На зарядку солнышко приглашает нас,

Поднимаем руки мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде два.

Соберем в корзинки мы ягоды, грибы,

Дружно наклоняемся по команде три.

На четыре и на пять будем дружно мы скакать.

Ну а по команде шесть всем за парты дружно сесть.

  1. Работа по теме урока

  1. Практическая работа

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями и пополним наши знания.

- Что измеряли у удава? (длину)

- Какие получились результаты? (разные)

- Сегодня мы будем исследовать длину.

- Итак, выдвигаем предположение: если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.

- У вас на партах полоски и мерка.

- Сейчас мы работаем с красной полоской. Измерьте ее меркой.

- Какие мерки я вам предложила?

        1 ряд – мерка – тучка

        2 ряд – мерка – солнышко

        3 ряд – мерка – бабочка



- Сколько раз ваша мерка помещается в отрезке? (отвечает 1 учащийся с каждого ряда)

- У каждого ряда получились разные ответы.

- Значит, отрезки у вас разной длины? (нет)

- А в чем проблема? (разные мерки)

      2) Самостоятельный поиск

- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения.

- Послушаем ребят, что они узнали о старинных единицах длины.

- В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Локоть– старинная русская мера длины, равная примерно 38-46 сантиметров, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.

Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли  «лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня».

- Давайте попробуем измерить длину нашей классной комнаты одной из этих старинных единиц длины, шагами. (2 учащихся, девочка и мальчик)

- Одинаковая у ребят получилась длина комнаты? (нет)

- Почему? (разные шаги – мерки)

- Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.                        

- Как вы считаете, это правильно? (нет)

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено использовать одинаковые единицы измерения.

      3) Работа по учебнику

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника (с.66).

- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? (сантиметр)

- Определите тему нашего урока? (Сантиметр)

- Посмотрите на отрезок в учебнике. О таком отрезке говорят, что его длина

                                             1 сантиметр

- Слово сантиметр после числа пишут кратко   см. (на доске)

- Сколько клеток занимает единичный отрезок в 1 см? (две)


- Определите длину отрезков: розовый – 4 см, зеленый – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см.

- Какой отрезок самый длинный?

- Какой отрезок самый короткий?

- Длины каких отрезков одинаковые?

- Ребята, кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков? (линейка)

- Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.

- А чтобы получить нужный результат, как  правильно мы должны ею пользоваться?

- Приложить линейку к отрезку, начало отрезка совместить с точкой 0, посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка – это и будет длина отрезка в сантиметрах.

      4) Продолжение исследования

- Проверим, какой результат даст нам универсальная мерка.
- Возьмите синюю полоску и линейку, давайте попробуем измерить ее.
- Какие получили результаты? (одинаковые)
- Почему? (Одинаковая мерка)
- Какая? (сантиметр)

- Какой вывод можем сделать, закончив исследовательскую работу.
- Мы выдвигали предположение: «Если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки».
- Вы согласны? (нет, для точного измерения любой мерки недостаточно)
- Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. В нашем случае см.

  1. Физминутка

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

  1. Закрепление изученного материала

- Вернёмся к проблеме удава.
- Какая она? (измерить рост)
- Ну что, ребята, поможем мартышке измерить длину удава?

    Самостоятельная работа:

- Измерить длину удава, записать ее в окошечке и начертить отрезок такой же длины.  

- Ребята, скажите, какой длины ваш удав? (10 см)

- Кто без ошибок справился  с заданием?

- Наш удав маленький, но мартышка благодарит вас за проведенное математическое исследование, без вашей помощи ей было бы сложно решить проблему удава, а теперь она без труда сможет ему помочь.


 

       8. Рефлексия

- А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.

- У вас на столе лежат разноцветные отрезки.

Жёлтый (луч солнца)  - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.

Зелёный  (травинка) -  мне понравилось на уроке.

Синий (капля дождя) -  мне сейчас грустно.

       9. Итог урока

- Мы с вами хорошо потрудились сегодня.

- Какие задачи ставили в начале урока?

(познакомиться  с единицами  измерения длины, научиться  измерять и сравнивать отрезки)

- Чего достигли?

- Молодцы, ребята! Герои мультфильма благодарят вас за работу!