Файл: Решение вопросов последней мили.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План:
1. Развитие радиотехники и телекоммуникации.
2. Формы детерминированных сигналов.
3. Понятие о информации.
Последнее десятилетие характеризуется бурным развитием радиотехники, радиотехнологий (сотовая связь, решение вопросов «последней мили», телевидение, радиовещание, радиорелейная связь, спутниковая связь и т. д.).
Темпы развития телекоммуникаций почти в два раза превышают темпы развития всей мировой экономики. Последнее время характеризуется ускоренным переходом от аналоговых к цифровым методам обработки, передачи и хранения сигналов, имеющим ряд существенных преимуществ.
Сигнал есть физический процесс, несущий в себе информацию. Сигнал может быть звуковым, световым, в виде почтового отправления и др.
Наиболее распространен сигнал в электрической форме в виде зависимости напряжения от времени U(t). Сигнал - это физический процесс, распространяющийся в пространстве и времени, параметры которого способны отображать (содержать) сообщение. Под сигналом s(t) будем понимать изменение во времени одного из параметров физического процесса.
Классификация сигналов
Детерминированным называется сигнал, который точно определен в любой момент времени (например, задан в аналитическом виде).
Детерминированные сигналы могут быть периодическими и непериодическими. Периодическим называется сигнал, для которого выполняется условие s(t) = s(t + кT), где к - любое целое число, Т - период, являющийся конечным отрезком времени. Пример периодического сигнала - гармоническое колебание
Любой сложный периодический сигнал может быть представлен в виде суммы гармонических колебаний с частотами, кратными основной частоте
Непериодический сигнал, как правило, ограничен во времени. Случайным сигналом называют функцию времени, значения которой заранее неизвестны и могут быть предсказаны лишь с некоторой вероятностью. В качестве основных характеристик случайных сигналов принимают: а) закон распределения
вероятности (относительное время пребывания величины сигнала в определенном интервале); б) спектральное распределение мощности сигнала.
Формы представления детерминированных сигналов
ЦИФРОВОЙ
Цифровой сигнал представляет
из себя комбинацию узких
импульсов одинаковой
амплитуды, выражающих в
двоичном виде дискретные
отсчеты сигнала.
Общепринято следующее разделение электромагнитных волн по частотам:
Мириаметровые:l =100км , 10 км; ОНЧ (очень низкие частоты) f = 3 кГц ¸ 30 кГц
Длинные: l = 10 км ¸ 1 км; НЧ ( низкие частоты) f = 30 кГц ¸ 300 кГц
Средние: l = 1000 м ¸ 100 м; СЧ (средние частоты) f = 300 кГц ¸ 3 МГц.
Короткие: l = 100 м ¸ 10 м; ВЧ (высокие частоты) f = 3 МГц ¸ 30 МГц. метровые: l = 10 м ¸ 1 м; ОВЧ (очень высокие) f = 30 МГц ¸ 300 МГц; дециметровые: l = 1,0 м ¸ 0,1 м; УВЧ (ультравысокие частоты) f = 300 МГц ¸ 3
ГГц; сантиметровые: l = 10 см ¸ 1 см; СВЧ (сверхвысокие частоты) f = 3 ГГц ¸ 30
ГГц; миллиметровые: l = 10 мм ¸ 1 мм; КВЧ (крайне высокие частоты) f = 30 ГГц ¸
300 ГГц
децимиллиметровые: l = 10 мм ¸ 0,1 мм; ГВЧ (гипервысокие частоты) f = 300
ГГц ¸ 3000 ГГц оптический: l = 100 мкм, 0,01 мкм; оптический диапазон f = 3 ТГц , 30000
ТГц.
На выбор того или иного диапазона волн для каждой конкретной системы связи оказывают влияние следующие факторы: а) Особенности распространения электромагнитных волн данного диапазона, состояние пространства, в котором распространяется волна.
Длинные волны сильно поглощаются землей, короткие и ультракороткие не огибают препятствия. Длинные, средние и короткие могут отражаться от верхних слоев атмосферы. б) Технические условия: направленность излучения, применение антенной системы соответствующих размеров, генерирование мощных колебаний и управление ими, схема приемного устройства.
Направленность излучения можно обеспечить, если антенное устройство по размерам существенно превышает длину волны. Направленность имеет большое значение в радиолокации, радионавигации. Большая мощность колебаний требуется на длинных волнах вследствие поглощения землей, а на других диапазонах - при сверхдальней космической связи. Освоение новых диапазонов требует новых технических средств, вследствие чего переход в коротковолновую область происходил постепенно по мере освоения генерирующих устройств. в) Характер шумов и помех в данном диапазоне. Регулярно проводятся исследования прохождения радиоволн различных диапазонов. г) Характер сообщения (количество информации и связанная с этим ширина спектра (диапазон частот).
Так, телевидение ввиду большой передаваемой информации должно иметь широкий спектр частот, поэтому оно возможно только на УКВ.
Информация - совокупность сведений об объектах, рассматриваемая с позиций передачи этих сведений в пространстве и во времени.
Рассмотрим общую схему передачи информации:

ИИ - источник информации (сообщение); ПС - преобразование в электрический сигнал;
Кд – кодирование; М – модулятор; ГН - генератор несущей; РУ - регистрирующее устройство; ДО - декодирование, обработка, выделение из помех; УНЧ - усилитель низкой частоты; Д - детектор (демодулятор); УВЧ - усилитель высокой частоты, ИВЦ - избирательная входная цепь. Канал передачи информации - комплекс устройств, используемых для передачи информации от источника до получателя, а также разделяющая их среда.
Рассмотрим каждый этап канала.
1. Сообщение может быть в виде знаков (печать), звуковых сигналов (речь, музыка), светового изображения или сигнала и др.
2. Преобразование речи и музыки в электрический сигнал осуществляется с помощью микрофона, преобразование изображений - с помощью телевизионных передающих трубок. Письменное сообщение сначала кодируется, когда каждая буква текста заменяется комбинацией стандартных символов (точки - тире, ноль - единица), которые затем преобразуются в стандартные электрические сигналы (например, импульсы разной длительности, полярности и т. д.). Кодированию могут подвергаться все сообщения, причем одновременно может производиться их шифровка.
3. Генерация высокочастотных колебаний. Основные требования: диапазон частот, стабильность частоты, мощность (до миллионов ватт).
4. Модуляция - изменение одного или нескольких параметров высокочастотного колебания по закону передаваемого сообщения. Частоты модулирующего сигнала должны быть малы по сравнению с частотой несущей.
5. Выделение нужного сигнала в приемнике из всех колебаний в эфире осуществляется входной избирательной цепью с помощью резонансных колебательных систем Df/f до 10
-6 6. Усиление слабых сигналов в приемнике. Антенна принимает сигнал мощностью 10
-10
¸10
-14
Вт ( 10
-6
В). На выходе приемника для надежной регистрации сигнала требуется мощность порядка единиц ватт, т. о.
необходимо усиление по мощности до 10 10
¸10 14
, по напряжению - до 10 7
. Это достигается с помощью многокаскадных усилителей высокой, промежуточной и низкой частот.
7. Детектирование (демодуляция) - выделение низкочастотного сообщения
(информационного электрического сигнала) из модулированного высокочастотного сигнала. Осуществляется с помощью различного рода детекторов (синхронных, амплитудных, квадратичных).
8. Декодирование - восстановление исходной формы информационного сообщения из электрических сигналов стандартной формы после детектирования. Для зашифрованных сигналов производится расшифровка. В простейшей системе связи кодирующее и декодирующее устройства могут отсутствовать. При передаче сообщения по проводам (телеграф) могут отсутствовать радиопередающее и радиоприемное устройства.
Основная литература: 1осн[6-18;18-35],
Дополнительная литература: 7доп[5-13], 10доп[7-11], 12доп[3-47],
Контрольные вопросы:
1.Какие частоты и длины волн относятся к ОНЧ и НЧ диапазонам?
2.Какие частоты и длины волн относятся к СЧ и ВЧ диапазонам?
3.Какие частоты и длины волн относятся к ОВЧ и УВЧ диапазонам?
4.Какие частоты и длины волн относятся к СВЧ и КВЧ диапазонам?
5.Что представляет собой спектр (как выглядит) гармонического колебания?
Запишите выражение гармонического колебания.
6.Начертите простейшую структурную схему системы радиосвязи.
Лекция 3. Одноканальные радиотехнические системы передачи
информации. Системы сотовой радиосвязи.
План:
1. Сети сотовой радиосвязи.
2. Стандарты GSM.
3. Функционирование элементов системы.
Системы сотовой радиосвязи формируются ячейками по форме напоминающими пчелиные соты. Каждая из ячеек обслуживается своим передатчиком с невысокой выходной мощностью и ограниченным числом
каналов связи. Это позволяет без помех использовать повторно частоты каналов этого передатчика в другой ячейке, удаленной на значительное расстояние. Пример построения сот при использовании трех частот F1 - F3 представлен на рис.2.1.
Рисунок 3.1 – Построение сот для трех частот
Группа сот с различными наборами частот называется кластером. Определяющим его параметром является количество используемых в соседних сотах частот. На рис.3.1, например, размерность кластера равна трем. Но на практике это число может достигать пятнадцати.
Cтандарт GSM на цифровую общеевропейскую (глобальную) сотовую систему наземной подвижной связи предусматривает работу передатчиков в двух диапазонах частот: 890-915 МГц (для передатчиков подвижных станций
- MS), 935-960 МГц (для передатчиков базовых станций - BTS) В стандарте
GSM используется узкополосный многостанционный доступ с временным разделением каналов (ТDМА).
В стандарте GSM выбрана гауссовская частотная манипуляция с минимальным частотным сдвигом (GMSK). Обработка речи осуществляется в рамках принятой системы прерывистой передачи речи, которая обеспечивает включение передатчика только при наличии речевого сигнала и отключение передатчика в паузах и в конце разговора. В целом система связи предоставляет пользователям подключаться к телефонным сетям общего пользования (PSTN), сетям передачи данных (PDN) и цифровым сетям с интеграцией служб (ISDN). Основные характеристики стандарта GSM представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные характеристики стандарта GSM
Частоты передачи подвижной станции приема базовой станции,
МГц
890-915
Частоты приема подвижной станции и передачи базовой станции, МГц
935-960
Дуплексный разнос частот приема и передачи, МГц
45
Скорость передачи сообщений в радиоканале, кбит/с
270, 833
Ширина полосы канала связи, кГц
200
Максимальное количество каналов связи
124

Максимальное количество каналов, организуемых в базовой станции
16-20
Вид модуляции
GMSK
Количество скачков по частоте в секунду
217
Максимальный радиус соты, км до 35
Схема организации каналов комбинированная TDMA/FDMA
Функ цион ально е постр оени е и инте рфей сы, прин ятые в станд арте
GSM, иллюстрируются структурной схемой рис.3.2, на которой MSC (Mobile
Switching Centre) - центр коммутации подвижной связи; BSS (Base Station
System) - оборудование базовой станции; ОМС (Operations and Maintenance
Centre) - центр управления и обслуживания; MS (Mobile Stations) - подвижные станции. Функциональное сопряжение элементов системы осуществляется рядом интерфейсов. Центр коммутации подвижной связи обслуживает группу сот и обеспечивает все виды соединений, в которых нуждается в процессе работы подвижная станция. MSC представляет собой интерфейс между фиксированными сетями (PSTN, PDN, ISDN и т.д.) и сетью подвижной связи. Он обеспечивает маршрутизацию вызовов и функции управления вызовами. Кроме выполнения функций обычной ISDN коммутационной станции, на MSC возлагаются функции коммутации радиоканалов. К ним относятся "эстафетная передача", в процессе которой достигается непрерывность связи при перемещении подвижной станции из соты в соту, и переключение
Рис. 3.2 – Структурная схема сотовой системы стандарта GSM
рабочих каналов в соте при появлении помех или неисправностях. MSC управляет процедурами установления вызова и маршрутизации. MSC формирует данные, необходимые для выписки счетов за предоставленные сетью услуги связи, накапливает данные по состоявшимся разговорам и передает их в центр расчетов (биллинг-центр). MSC составляет также статистические данные, необходимые для контроля работы и оптимизации сети. MSC поддерживает также процедуры безопасности, применяемые для управления доступами к радиоканалам. MSC не только участвует в управлении вызовами, но также управляет процедурами регистрации местоположения и передачи управления, кроме передачи управления в подсистеме базовых станций (BSS). Процедура передачи вызова позволяет сохранять соединения и обеспечивать ведение разговора, когда подвижная станция перемещается из одной зоны обслуживания в другую. Передача вызовов в сотах, управляемых одним контроллером базовых станций (BSC), осуществляется этим BSC. Когда передача вызовов осуществляется между двумя сетями, управляемыми разными BSC, то первичное управление осуществляется в MSC. Центр коммутации осуществляет постоянное слежение за подвижными станциями, используя регистры положения (HLR) и перемещения (VLR). Функциональное сопряжение элементов системы осуществляется рядом интерфейсов. Практически HLR представляет собой справочную базу данных о постоянно прописанных в сети абонентах. К данным, содержащимся в HLR, имеют дистанционный доступ все MSC и
VLR сети и, если в сети имеются несколько HLR, в базе данных содержится только одна запись об абоненте, поэтому каждый HLR представляет собой определенную часть общей базы данных сети об абонентах. Второе основное устройство, обеспечивающее контроль за передвижением подвижной станции из зоны в зону, - регистр перемещения VLR. С его помощью достигается функционирование подвижной станции за пределами зоны, контролируемой HLR. Когда в процессе перемещения подвижная станция переходит из зоны действия одного контроллера базовой станции BSC, объединяющего группу базовых станций, в зону действия другого BSC, она регистрируется новым BSC, и в
VLR заносится информация о номере области связи, которая обеспечит доставку вызовов подвижной станции. находится в зоне, контролируемой
VLR.
В сети подвижной связи GSM соты группируются в географические зоны
(LA), которым присваивается свой идентификационный номер (LAC).
Каждый VLR содержит данные об абонентах в нескольких LA. Когда подвижный абонент перемещается из одной LA в другую, данные о его местоположении автоматически обновляются в VLR., который обеспечивает также присвоение номера "блуждающей" подвижной станции (MSRN). Для
исключения несанкционированного использования ресурсов системы связи вводятся механизмы аутентификации - удостоверения подлинности абонента.
Центр аутентификации состоит из нескольких блоков и формирует ключи и алгоритмы аутентификации. С его помощью проверяются полномочия абонента и осуществляется его доступ к сети связи. Каждый подвижный абонент на время пользования системой связи получает стандартный модуль подлинности абонента (SIM), который содержит: международный идентификационный номер (IMSI), свой индивидуальный ключ аутентификации (Ki), алгоритм аутентификации. EIR - регистр идентификации оборудования, содержит централизованную базу данных для подтверждения подлинности международного идентификационного номера оборудования подвижной станции (1МЕ1). Эта база данных относится исключительно к оборудованию подвижной станции. База данных EIR состоит из списков номеров 1МЕ1.
IWF - межсетевой функциональный стык, является одной из составных частей MSC. Он обеспечивает абонентам доступ к средствам преобразования протокола и скорости передачи данных так, чтобы можно было передавать их между его терминальным оборудованием (DIE) сети GSM и обычным терминальным оборудованием фиксированной сети. ЕС – эхо подавитель, используется в MSC со стороны PSTN для всех телефонных каналов
(независимо от их протяженности) из-за физических задержек в трактах распространения, включая радиоканал, сетей GSM.
Типовой эхо подавитель может обеспечивать подавление в интервале 68 миллисекунд на участке между выходом ЕС и телефоном фиксированной телефонной сети. Общая задержка в канале GSM при распространении в прямом и обратном направлениях, вызванная обработкой сигнала, кодированием/декодированием речи, канальным кодированием и т.д., составляет около 180 мс. Эта задержка была бы незаметна подвижному абоненту, если бы в телефонный канал не был включен гибридный трансформатор с преобразованием тракта с двухпроводного на четырехпроводный режим, установка которого необходима в MSC, так как стандартное соединение с PSTN является двухпроводным.
При соединении двух абонентов фиксированной сети эхо-сигналы отсутствуют. ОМС - центр эксплуатации и технического обслуживания, является центральным элементом сети GSM, который обеспечивает контроль и управление другими компонентами сети и контроль качества ее работы.







Введение: в 1979 году Международная конференция по поиску и спасанию на море, созванная при содействии ИМО, приняла Конвенцию по поиску и спасанию на море, основная цель которой – подготовка глобального плана по поиску и спасанию на море на основе заключения многосторонних соглашений, обеспечивающих проведение спасательных работ в прибрежных и прилегающих к ним морских районах для сотрудничества и взаимной поддержки при выполнении поисково-спасательных операций.
Существовавшая система связи при бедствии и для обеспечения безопасности на море в соответствии с Конвенцией СОЛАС была основана на том, что определенные классы судов в море должны постоянно нести радиовахту на международных частотах бедствия, выделенных для этой цели и включенных в Регламент радиосвязи. Суда также должны быть оснащены специальным судовым радиооборудованием, способным передавать радиосигналы на определенное минимальное расстояние. Капитан судна, принявшего сигнал бедствия от судна, самолета, спасательной шлюпки, должен немедленно и на полной скорости следовать к месту бедствия для оказания помощи и одновременно информировать аварийный объект о предполагаемых действиях.
В связи с тем, что максимальная дальность действия такого судового радиопередающего оборудования равна 100÷150 милям, помощь аварийному судну могла быть оказана только другими судами, находящимися недалеко от места бедствия. Это означает, что морская система связи при бедствии являлась в основном системой, обеспечивающей связь «судно-судно».
Существовавшая система связи состояла из двух основных неавтоматизированных подсистем:
Радиотелеграфная система связи, работающая на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе для всех грузовых судов 1600 рег. тонн и более и для всех пассажирских судов.
Радиотелефонная система связи, которая должна работать на частотах 2182 кГц и 156,8 МГц (16 канал УКВ) для всех грузовых судов валовой вместимостью 300 рег. тонн и более и для всех пассажирских судов.
Основные недостатки «старой» системы связи: низкий уровень автоматизации, необходимость несения слуховой радиовахты в режиме Морзе на частоте 500 кГц, что требует наличия на судне квалифицированного радиоспециалиста; ограниченная дальность действия судового радиооборудования (100÷150 миль – СВ-диапазон), помощь аварийному объекту может быть оказана только другими судами, находящимися недалеко от места бедствия.

Внедрение на море современных средств связи, основанных на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) средств и методов связи, позволяет обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн.
ГМССБ основана на том, что поисково-спасательные организации, так же как и суда в районе бедствия, должны быть в возможно короткий срок извещены об аварии и соответственно принять участие в скоординированной операции с минимальными затратами времени.
Кроме этого, система обеспечивает связь, относящуюся к безопасности и срочности, а также передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения.
Таким образом, любое судно независимо от района плавания должно обеспечить связь, надежную с точки зрения безопасности самого судна и других судов, находящихся в данном районе.
Функции Глобальной Морской Системы Связи при бедствии
Система должна обеспечивать следующее:
Передача оповещений о бедствии. Под оповещением о бедствии понимается быстрая и надежная передача информации об аварии судам, находящимся в районе аварии, или спасательным координационным центрам (СКЦ), которые могут оказать помощь. Аварийное оповещение обычно поступает на
СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы INMARSAT, после чего сообщение передается поисково- спасательным средствам и судам в районе аварии.
Средства связи должны обеспечить оповещение о бедствии независимо от района плавания судна в следующих трех направлениях:
«судно-берег» по крайней мере, двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;
«судно-судно» (будет эффективным на расстоянии не более 100 миль);
«берег-судно» (либо через спутниковую систему связи INMARSAT, либо через традиционные средства связи на выделенных для этих целей частотах).
При получении ретранслированного аварийного оповещения суда в районе аварии должны установить связь с СКЦ для получения указаний по непосредственному участию в поисково-спасательной операции.

Прием и передача сообщений для координации поиска и спасания. В этот вид связи входит обмен информацией между СКЦ и руководителем проведения поисково-спасательной операции на месте аварии или координатором надводного поиска в районе аварии.
Для данного вида связи используются режимы телефонии или телекса с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования, установленного на судне и района бедствия.
Прием и передача сообщений на месте бедствия. Выбор или предоставление частот на месте аварии входит в обязанности спасательной единицы, осуществляющей координацию поисково-спасательных операций. Этот вид связи обычно осуществляется в ПВ и УКВ диапазонах в режимах радиотелефонии или телеграфии и на частотах, специально выделенных для целей бедствия и безопасности. Предпочтительными частотами в радиотелефонии для связи на месте действия являются 156,8 МГц (16 канал
УКВ) и 2182 кГц. Для связи в направлении «судно-судно» на месте бедствия можно также использовать частоту 2174,5 кГц, применяя узкополосную буквопечатающую телеграфию (телекс). Связь с авиационными средствами осуществляется на частотах 3023, 4125 и 5680 кГц (телефония).
Прием и передача сигналов для местоопределения и самонаведения. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию.
В ГМССБ для этих целей используются: радиолокационные маяки-ответчики (РЛО), работающие в частотном диапазоне 9,2÷9,5 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3- сантиметровом диапазоне; спутниковые радиобуи (АРБ).
Прием и передача информации по безопасности на море. Передача навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации имеет особоважное значение для обеспечения безопасности мореплавания. В СВ-диапазоне для передач данного типа выделена частота
518 кГц с использованием узкополосного буквопечатания (Международная система NAVTEX), а также в ГМССБ могут использоваться частоты 490 кГц и 4209,5 кГц. Информация о безопасности на море может передаваться через спутник в полосе 1530÷1545 МГц – расширенный групповой вызов (РГВ). В
ГМССБ предусматривается полный автоматический прием всех видов информации данного типа.
Прием и передача сообщений общего назначения через береговые системы или сети связи. Данный вид связи в ГМССБ используется для обмена
информацией между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна, которые могут оказать косвенное влияние на безопасность судна. Связь такого типа может осуществляться на любых частотах, включая частотные каналы для обмена частной информацией.
Прием и передача сообщений «мостик-мостик». Данный вид связи используется для обмена информацией по УКВ радиотелефону на частоте
156.65 МГц (13 канал) между судами с целью обеспечения безопасного движения указанных судов.
Морские районы плавания
Районы плавания судов характеризуются следующим образом:
«Морской район А1» – район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избирательного вызова (20÷50 миль).
«Морской район А2» – район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, работающей в ПВ-диапазоне и обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием
ЦИВ (около 150 миль).
Границы морских районов А1 и А2 должны быть нанесены на навигационных картах.
«Морской район А3» – район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников INMARSAT, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии
(примерно между 70 градусом северной широты и 70 градусом южной широты). «Морской район А4» – район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3.
Требования к составу радиооборудования ГМССБ указаны в Правилах
Морского Регистра Судоходства по оборудованию морских судов, часть IV
«Радиооборудование» и о Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности».
Наиболее важные требования к составу судового радиооборудования в
ГМССБ: каждое судно должно иметь, по крайней мере, две различные и независимые друг от друга системы радиосвязи, способные обеспечить аварийное оповещение;
каждое судно должно иметь радиооборудование, способное выполнить любую из функций ГМССБ в зависимости от района плавания, используя, по крайней мере, одну из систем связи; любое отдельное радиооборудование может выполнять более одной функции в ГМССБ и быть сопряжено с другим судовым радиооборудованием; судовое радиооборудование в ГМССБ должно быть простым в эксплуатации и по возможности работать без оператора; спасательные средства должны иметь радиооборудование, способное обеспечить связь на месте проведения поисково-спасательной операции путем использования УКВ радиотелефона; спасательные средства должны быть оборудованы радиолокационными маяками-ответчиками.
Работоспособность радиооборудования должна обеспечиваться тремя способами (резолюция ИМО А.702(17) от 06.11.1991 года).
Дублирование радиооборудования.
Береговое техническое обслуживание и ремонт.
Квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море.
Дублирование судового радиооборудования означает, что на борту судна требуется установка дополнительного оборудования: дополнительные радиоустановки должны быть подсоединены (каждая – к отдельной антенне), установлены на штатном месте и готовы к немедленному использованию; дополнительные радиоустановки должны иметь возможность подсоединения к основным и резервным источникам питания.
Береговое техническое обслуживание и ремонт предполагают, что должны быть установлены Администрацией приемлемые условия для обслуживания и ремонта судовых радиоустановок на берегу.
Квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море должно выполнять лицо, имеющее соответствующий диплом, предусмотренный
Регламентом радиосвязи, или иметь эквивалентную квалификацию для осуществления технического обслуживания и ремонта в море. Также на борту судна должна находиться дополнительная техническая документация, инструменты, испытательная аппаратура и запасные части, объем которых
должен соответствовать установленному оборудованию и быть одобрен
Администрацией.
На судах, совершающих рейсы в районах А1 и А2, работоспособность оборудования должна обеспечиваться одним из способов, а на судах, работающих в районах А3 и А4 – сочетанием по крайней мере двух из вышеперечисленных способов.
Согласно Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на судах, совершающих рейсы в морских районах А1 и А2, работоспособность оборудования обеспечивается береговым техническим обслуживанием и ремонтом.
На судах, совершающих рейсы в районах А3 и А4, работоспособность оборудования обеспечивается с помощью двух способов: берегового технического обслуживания и ремонта и квалифицированного технического обслуживания и ремонта в море.
Документы судовой радиостанции
Судовые радиостанции, оснащенные радиооборудованием ГМССБ, должны иметь следующие документы:
Лицензия или разрешение на право эксплуатации радиооборудования
ГМССБ (радиостанции). Выдается Главным Управлением государственного надзора при Министерстве связи Российской Федерации.
Дипломы операторов ГМССБ, обслуживающих радиооборудование ГМССБ.
Вахтенный радиожурнал.
List IV. List of Coast Stations (список береговых и береговых земных станций системы ИНМАРСАТ – приводятся сведения о станциях, процедурах связи и тарифах).
List V. List of Ship Stations, Vol.1, 2 (список судовых станций, оборудованных радиотелефонными установками и станциями спутниковой системы, также приводится список расчетных организаций с указанием их опознавательных кодов и адресов).
List VI. List of Radiodetermination and Special Service Stations (список береговых станций, передающих навигационную, метеорологическую, медицинскую и другую срочную информацию).
List VIIA. List of Call Signs and Numerical Identities of Stations Used by the
Maritime Mobile and Maritime Mobile-Satellite Services (список позывных сигналов и цифровые опознаватели станций, используемых в МПС и МПСС).

Manual for use by the Maritime Mobile and Maritime Mobile-Satellite Services,
Geneva 1999 (Руководство по радиосвязи МПС и МПСС).
Inmarsat Maritime Communications Handbook. Issue 2. London (руководство по использованию спутниковой системы INMARSAT) – при условии, что на борту судна есть судовая спутниковая станция.
Оригинал договора с береговой организацией, если судовое радиооборудование поставлено на береговое техническое обслуживание.
Документ, подтверждающий регистрацию АРБ в международном координационном – вычислительном центре системы КОСПАС – SARSAT.
Для судов, работающих под российским флагом, дополнительно согласно приказу № 79 от 30 июня 1998 года:
Свидетельство о безопасности судна по радиооборудованию (для судов, совершающих международные рейсы). Перечень оборудования для свидетельства о безопасности по радиооборудованию (форма R).
Акт освидетельствования радиооборудования Российским Морским
Регистром Судоходства (РМРС).
Акт освидетельствования электрооборудования РМРС.
Свидетельство на радиооборудование Российского Речного Регистра (для судов смешанного (река-море) плавания с классом Российского Речного
Регистра).
Акт ежегодного освидетельствования судна Российским Речным Регистром
(для судов смешанного (река-море) плавания с классом Российского Речного
Регистра).
Сертификат качества Государственного стандарта России.
Сертификат соответствия Государственного стандарта Российской
Федерации.
Проектно-конструкторская документация на установку оборудования радиосвязи и электрорадионавигации (ЭРН), откорректированная в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.
Техническая и эксплуатационная документация для каждого вида оборудования радиосвязи и ЭРН (на русском языке для отечественного и на русском и английском языках для оборудования зарубежного производства).

Формуляры на отечественное оборудование радиосвязи и ЭРН.
Правила радиосвязи МПС и МПСС.
Список береговых телефонных УКВ радиостанций Службы морского флота
(1996 г.)
Положение по использованию аварийных спутниковых радиобуев системы
КОСПАС-SARSAT на морских судах (РД 31.62.03.04-93).
Указания по организации радиосвязи с судами смешанного (река-море) плавания при эксплуатации их в европейских морских бассейнах, утверждены заместителем Министра транспорта Российской Федерации 18 марта 1997 года (для судов смешанного плавания).
Для судов, совершающих рейсы исключительно в районе А1, наличие документации, указанной ниже необязательно.
Указания по связи на период арктической навигации (для судов, участвующих в арктической навигации).
Приказ № 31 от 27.04.94 г. «О введении в действие «Инструкции по организации связи и обработке аварийных и контрольных сообщений судов».
Приказ ДМТ № 41 от 07.06.94 «Положение о порядке и правилах использования ведомственных средств связи морского транспорта и свод условных наименований должностных лиц морского транспорта для ведомственной связи».
Расписание работы каналов связи береговых радиостанций морского флота
России с судами, передачи циркулярных, гидрометеорологических сообщений и навигационных предупреждений (1997 г.).
Формы первичной учетной документации согласно Приложению к приказу
ММФ от 30.11.87 г. № 188:
СВ-12 – радиотелеграмма;
СВ-13 – аккумуляторный журнал;
СВ-29 – квитанция о приеме радиотелеграммы (для пассажирских судов);
СВ-34 – акт приема-сдачи судовой радиостанции.

Приказ № СМ-36/1398 от 14.07.93. «О порядке предоставления телефонных разговоров по паролю «БЕДСТВИЕ» по каналам Министерства связи
Российской Федерации».
РД 31.64.01-94. «Инструкция по использованию БАПВ «Диск» на судовых каналах связи».
РД 31.64.22-94. «Инструкция по работе в автоматизированной системе телеграфной связи морского транспорта».
РД 31.64.24-94. «Инструкция для операторов-радиотелефонистов по несению радиовахты, обеспечивающей безопасность на море».
РД 31.64.26-94. «Методы обеспечения электромагнитной совместимости судовых РЭС связи».
РД 31.64.27-94. «Размещение на судне станций спутниковой связи. Правила и нормы проектирования».
РД 31.64.52-94. «Нормативы эксплуатационных сроков службы судовой аппаратуры радиосвязи».
Для судов, совершающих рейсы в малом каботажном плавании в морских районах А2-А4, наличие международных справочников, указанных в п.п.4-7, необязательно.

  1   2   3   4   5   6


Цифровой избирательный вызов
Общие сведения
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) представляет собой способ связи,использующий цифровые коды и обеспечивающий автоматический вызов на вызывной частоте одной или группы станций и передачу и прием команд и информации в ПВ, КВ и УКВ диапазонах. Система ЦИВ является составной частью ГМССБ и используется для:
- оповещения о бедствии, подтверждения вызова бедствия и ретрансляции вызова бедствия;
- извещения судов о предстоящей передаче сообщений срочности, жизненно важных навигационных сообщений;
- опроса терминалов судов (полинг), снятия координат судна;
- установления служебной связи на рабочем канале;
- соединения через береговую станцию в автоматической/ полуавтоматической службе с береговой телефонной сетью.
Система ЦИВ является синхронной системой, в которой используется десятиэлементный двоичный код с обнаружением ошибок. Первые семь бит являются информационными, три следующих бита - проверочными. Для повышения помехозащищенности каждый символ в цифровой последовательности передается дважды с временным разносом.
В системе используются следующие классы излучений:
 в ПВ и КВ диапазонах режимы F1B или J2B со скоростью передачи 100
Бод. При этом в режиме J2B центральная частота в спектре звукового сигнала составляет 1700 Гц;
 в УКВ диапазоне режим фазовой модуляции G2B. При этом частотно манипулированная поднесущая равна 1700 Гц, а частоты манипулирующих посылок - 1300 и 2100 Гц. Скорость передачи составляет 1200 Бод.
Технические и эксплуатационные характеристики системы ЦИВ и эксплуатационные процедуры описаны в следующих документах
Международного Консультативного комитета по радио (МККР):
- Рекомендация 493 "Система цифрового избирательного вызова для использования в морской подвижной службе";
-
Рекомендация 541 "Эксплуатационные процедуры использования аппаратуры цифрового избирательного вызова в морской подвижной службе".
Формат вызывной последовательности ЦИВ
Формат вызывной последовательности в системе ЦИВ включает в себя следующие составные части:
 определитель формата;

 адрес;
 категория;
 самоидентификатор;
 сообщения;
 конец последовательности.
Вызывная последовательность предваряется последовательностью точек и фазирующей последовательностью. Последовательность точек обеспечивает условия для быстрой тактовой синхронизации приемника ЦИВ и позволяет использовать на судне один сканирующий приемник для наблюдения на одной частоте ПВ и пяти частотах КВ диапазона. Приемник сканирует все 6 частот за 2 секунды. Длительность последовательности точек в ПВ/КВ диапазоне для вызовов бедствия, подтверждения и ретрансляции вызовов бедствия, а также всех вызывных последовательностей в направлении берег- судно составляет 200 бит (т.е.2 сек); длительность последовательности точек в ПВ/КВ диапазоне для всех подтверждающих последовательностей (кроме подтверждения вызова бедствия) и в УКВ диапазоне для всех вызовов составляет 20 бит.
Фазирующая последовательность содержит информацию, которая позволяет приемнику осуществить правильную тактовую синхронизацию и однозначное определение позиции знаков внутри вызывной последовательности.
После знака "конец последовательности" следует знак проверки ошибок.
Определитель формата
Определитель формата характеризует тип вызывной последовательности.
Имеются следующие определители формата:
- бедствие;
- всем судам;
- групповой вызов;
- вызов судов в заданном географическом районе;
- избирательный вызов индивидуальной станции;
- избирательный вызов индивидуальной станции в полуавтоматической
/автоматической службе.
Адрес
Вызовы "бедствие" и "всем судам" не имеют адреса, так как они адресованы непосредственно всем судовым и береговым станциям. Для избирательного вызова, адресованного конкретному судну, береговой станции или группе станций, имеющих общий интерес (групповой вызов), в качестве адреса используется идентификатор морской подвижной службы (ИМПС), присвоенный вызываемой станции (группе станций).
В соответствии со Статьей 19 (Раздел VI) Регламента Радиосвязи, ИМПС представляет собой серию из девяти цифр, которые передаются по радио с целью однозначного опознавания судовых и береговых станций и групповых вызовов.


* ИМПС судовой станции имеет следующий вид:
MID X X X X X X, где: MID - три цифры, обозначающие код страны, под флагом которой плавает судно (код России - 273); Х Х Х Х Х Х - номер, присвоенный судну
(Х - любая цифра от 0 до 9).
При этом ИМПС с тремя замыкающими нулями рекомендуется присваивать судовой станции, которой потребуется опознаватель для автоматического доступа к коммутируемым сетям общего пользования на всемирной основе.
* ИМПС группового вызова судовых станций имеет следующий вид:
0 MID X X X X X, где первая цифра является нулем, MID обозначает код страны, присвоившей
ИМПС группового вызова судовых станций, а Х Х Х Х Х - номер, присвоенный группе судов.
* ИМПС береговой станции имеет следующий вид:
0 0 MID X X X X, где первые две цифры являются нулями, MID обозначает код страны, в которой расположена береговая станция.
Для избирательного вызова судов в заданном географическом районе адрес формируется на основе географических координат.
Заданный географический район должен быть прямоугольником в проекции
Меркатора.
Точкой отсчета является левый верхний угол прямоугольника. Вводятся координаты этой точки: широта в десятках и единицах градусов и буква N или S, долгота в сотнях, десятках и единицах градусов и буква E или W.
Далее вводится вертикальная сторона прямоугольника (север-юг) в десятках и единицах градусов и горизонтальная сторона (запад-восток) - в десятках и единицах градусов.
Категория
Категория определяет степень приоритета вызывной последовательности.
Для вызова "бедствие" приоритет задается определителем формата, поэтому информация о категории не включается в формат.
Для вызовов, связанных с безопасностью, используются следующие категории: бедствие, срочность, безопасность. Для других вызовов используются категории "служебная" и "обыкновенная".
Примечание: категория «служебная» аннулирована в Рекомендации
493-11.
Самоидентификатор
В качестве самоидентификатора используется ИМПС, присвоенный вызывающему судну. ИМПС вводится в память модема ЦИВ при его установке. При наборе вызывной последовательности он включается в формат автоматически и не требует ручного ввода.
Сообщения

В вызывной последовательности, в зависимости от определителя формата, может быть до четырех сообщений.
Вызов "бедствие" включает четыре сообщения, располагающихся в следующем порядке:

Сообщение 1 содержит характер бедствия; оператор при наборе формата выбирает один из следующих пунктов: пожар, взрыв; затопление; столкновение; посадка на мель; крен, опасность опрокидывания; погружение; потеря управления и дрейф; необозначенное бедствие; покидание судна; пиратство; человек за бортом; излучение АРБ.

Сообщение 2 содержит координаты судна, терпящего бедствие; вводится сначала широта, затем долгота в градусах и минутах.

Сообщение 3 содержит время взятия координат (UTC); время вводится в часах и минутах.

Сообщение 4 указывает вид связи, который судно, находящееся в бедствии, предпочитает для последующего обмена сообщениями о бедствии (телефония, телекс и т.д.). Вид связи выбирается оператором.
Вызовы, отличные от вызова бедствия, стандартно содержат два сообщения в следующем порядке:
Сообщение 1 является информацией "телеуправления" (режим работы на рабочей частоте, причина невозможности организации рабочего канала и т.п.) и состоит из двух знаков телеуправления, выбираемых оператором из меню ЦИВ модема.
Как правило, первая команда телеуправления в вызывной последовательности указывает режим последующей связи. Следующие режимы связи могут быть выбраны оператором:
F3E/G3E simplex
УКВ телефония, симплекс
F3E/G3E duplex УКВ телефония, дуплекс
J3E
ПВ/КВ однополосная телефония
F1B/J2B FEC
ПВ/КВ радиотелекс, режим без обратной связи
F1B/J2B ARQ
ПВ/КВ радиотелекс
Data
Режим передачи данных


Если нет информации, дополнительной к указанной в первой телекоманде, в этом случае используется вторая телекоманда ‘no information’
(«отсутствие информации»).
Если вызываемая станция не может выполнить последующую связь на рабочем канале, она в ответной последовательности ЦИВ в качестве первой телекоманды указывает ‘Unable to comply’ («Невозможность исполнения»). В этом случае во второй телекоманде оператор указывает причину невозможности осуществления последующей связи, используя следующий список телекоманд:
- No reason given (Причина не указана)
- Congestion at maritime switching center (Перегрузка коммутатора)
- Busy (Занято)
- Queue indication (Указание очереди)
- Station barred (Станция исключена)
- No operator available (Оператор недоступен)
- Operator temporarily unavailable (Оператор временно недоступен)
- Equipment disabled (Оборудование отключено)
- Unable to use proposed channel (Невозможность использования предложенного канала)
- Unable to use proposed mode (Невозможность использования предложенного режима).
В случае формирования вызывной последовательности избирательного вызова для испытания судового оборудования ЦИВ, используемого для вызовов бедствия и безопасности, в качестве первой телекоманды выбирается “test” ("проверка").
При запросе станцией координат судна первая телекоманда будет ”ship’s position”, а при опросе судов – ‘polling’.
Сообщение 2 содержит информацию о рабочей частоте или канале (частота или канал передачи, частота или канал приема). Частота, кратная 100 Гц, может быть указана только в том случае, если она меньше 30 МГц.
При ответе на вызывную последовательность, запрашивающую позицию судна, сообщение 2 содержит координаты судна. В этом случае за ним следует сообщение 3, содержащее время, когда были определены координаты.
При использовании ЦИВ для установления связи по инициативе судовых станций, запрашивающих автоматическое или полуавтоматическое соединение, за сообщением 2 следует сообщение 3, которое содержит номер коммутируемой сети общественного пользования (например, номер телефона).
Конец последовательности
Данный сигнал может быть трех видов:
- RQ - вызов, требующий подтверждения;
- BQ - ответ на вызов, требующий подтверждения;

- EOS - для всех прочих вызовов.

Системы спутниковой связи
В настоящее время интенсивно развиваются космические технологии в области спутниковой связи, передачи данных и вещания. Эта область составляет 75 % общего объема мирового рынка космических технологий. На геостационарных орбитах действуют примерно 185 космических спутников связи и вещания. Современные спутниковые системы связи по пропускной способности соизмеримы с волоконно-оптическими линиями связи, однако их стоимость намного выше.
Термин «системы универсальной подвижной спутниковой связи» предусматривает интеграцию наземных сотовых сетей, спутниковых систем и расширение услуг связи. В связи с большим ростом информационных потребностей спутниковые каналы развиваются так же интенсивно, как и наземные системы на базе волоконно-оптических линий. Внедрение многолучевых антенных систем в сочетании с современными усилителями мощности сигнала позволили создать высокоэнергетические спутниковые каналы, работающие с терминалами малых систем.
Международный регламент радиосвязи классифицирует спутниковые службы связи следующим образом:
- фиксированные службы (связь между наземными станциями, расположенными в строго определенных пунктах);
- подвижные службы (связь между мобильными объектами – судами, самолетами, автомобилями и т. д.);
- радиовещательные службы (непосредственное и распределительное телевещание).
Отметим, что к основным достоинствам спутниковой связи относятся: обширная зона покрытия; высокое качество и надежность связи; независимость стоимости передачи информации от расстояния и количества точек приема; быстрое развертывание в малоосвоенных местностях; гибкая конфигурация. Вместе с тем к основным недостаткам этой системы связи можно отнести: более высокую, чем в наземных сетях, стоимость передачи единицы информации через спутник из-за ограниченности ресурса спектра частот; возникновение трудноразрешимых вопросов, связанных с национальными законодательствами и высокими ценами на услуги лицензирования; определенный риск использования спутниковых технологий в связи с большим количеством отказов по различным причинам, которые могут быть как технологического, так и естественного происхождения.


В настоящее время для обеспечения подвижной телефонной связи используются различные системы (INMARSAT, GLOBALSTAR, IRIDIUM и др.).
Так, глобальная низкоорбитальная система IRIDIUM, не являясь в буквальном смысле системой оперативной связи, оказалась незаменимой для правоохранительных органов, которым по роду своей деятельности нужна связь на больших территориях, не охваченных радиопокрытием других систем, специального назначения или сотовых. Она по возможностям и функциям ближе к сотовым системам. Абонентские радиостанции этой системы невелики по размерам и не требуют точного позиционирования антенн по отношению к спутнику, как в других системах спутниковой связи, поэтому могут работать даже в движении и в ряде случаев являться единственным средством оперативной связи.
В системах спутниковой связи предусмотрено оказание и услуг пейджинговой связи (спутниковый пейджинг). Предоставляются следующие виды услуг пейджинговой связи:
- передача алфавитно-цифровых сообщений – при этом абонент предварительно обязательно указывает до трех зон (территория России условно поделена на 18 зон), куда для него могут передаваться сообщения;
- глобальное оповещение для осуществления глобального пейджинга, которое основывается на данных о послед-нем местоположении пользователя.
В спутниковой сети связи существуют три типа пейджеров: тональные, цифровые, текстовые, а также их модификации.

Системы передачи информации по безопасности на море
Общие сведения
Информация по безопасности на море включает навигационные и метеорологические предупреждения, метеорологические прогнозы и другие срочные сообщения, относящиеся к безопасности. Эта информация является жизненно важной для всех судов, поэтому необходимо, чтобы применялись общие требования к сбору, редактированию и распространению этой информации. В ГМССБ эти функции возлагаются на службу информации по безопасности на море, которая является международно координируемой радиосетью для передач, содержащих информацию, необходимую для безопасности мореплавания и включающую:
• навигационные предупреждения;
• метеорологическую информацию;
• сигналы тревоги при поиске и спасании.
Информация по навигационным предупреждениям обеспечивается в соответствии со стандартами, организацией и процедурами Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП) на основе функционального руководства Международной гидрографической организацией (МГО) через ее Комиссию по распространению навигационных предупреждений.
Метеорологическая информация обеспечивается в соответствии с техническими правилами и рекомендациями Всемирной метеорологической организации (ВМО).
Сигналы тревоги при бедствии обеспечиваются различными властями, ответственными за координацию поисково-спасательных операций на море, в соответствии со стандартами и процедурами, установленными Международной морской организацией (ИМО).
Для передачи информации по безопасности на море используются следующие системы:
1) Международная система НАВТЕКС, обеспечивающая передачу и автоматический прием информации с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии с помехоустойчивым кодированием на частоте 518 кГц. Кроме того, могут использоваться национальные службы Навтекс, осуществляющие передачи на частотах 490 кГц и 4209,5 кГц.
2) Международная служба сети безопасности (SafetyNet) в спутниковой системе
Инмарсат. Прием осуществляется с помощью оборудования расширенного группового вызова (РГВ).
3)
Система KB УБПЧ - система передачи информации с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии с помехоустойчивым кодированием в диапазоне коротких волн на частотах 4210; 6314; 8416,5; 12579; 16806.5; 19680,5;
22376 и 26100,5 кГц. Данная система обеспечивает режим автоматического приема, но допускает ручную настройку приемника для приема. Эта система заменит существующую в настоящее время, обслуживаемую вручную, систему передачи навигационных предупреждений и метеосообщений в режиме телеграфии кодом Морзе.
Всемирная служба навигационных предупреждений является международной координированной службой для распространения навигационных предупреждений, как изложено в Резолюции А.706(17) ИМО. В ВСНП весь мировой океан разделен на 16 морских районов, называемых НАВАРЕА и обозначаемых римскими цифрами. В каждом из районов имеется страна-координатор, ответственная за сбор, анализ и передачу навигационной информации.