Файл: Категории детей с овз нозология. Суть первичного дефекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Категории детей с ОВЗ

Нозология. Суть первичного дефекта

Вторичный дефект

Третичный дефект

Образовательные технологии

Дети с нарушением слуха

1 степень тугоухости. До 40 Дб Слышат разборчиво разговорную речь до 6 м и не слышат шепота. Самостоятельная речь доступна.

2 степень тугоухости - До 55 Дб Слышат разборчиво разговорную речь до 1-3 м. Речь возникает самостоятельно, но с минимальными отклонениями

3 степень тугоухости До 70 Дб Слышат разборчиво громкую речь около уха. Речь возникает самостоятельно, но со значительными отклонениями. Соц.общение затруднено.

4 степень тугоухости До 90 Дб Слышат неразборчиво крик около уха. Самостоятельно возникает минимальная словесная речь. Соц.контакты нарушены.

Глухота С 91 Дб Не слышат даже крики. Речь не возникает Самостоятельная речь вне спец.обучения отсутствует. Жестовая речь.

Нарушение речи. Отмечается недоразвитие всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексикограмматического, интонационной стороны речи, связной речи).

Восприятие: доминирует зрительное,   развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов,  дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность.

Мышление: снижены аналитические способности неумение выделять свойства и отношение объектов, их название наглядно-действенное.

Речь: отсутствие внутренней речи, отсутствие речи при планировании, нет логичности и последовательности выделение не главного, а частностного.

Память: хорошая наглядно- образная , отсутствие слуховой.

Внимание: отсутствие слухового внимания,   концентрация на губах говорящего,   устойчивость зависит видов деятельности  трудность переключения.

Расторможенность, оживленная жестикуляция, черты психического инфантилизма. Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что вызывает социальную депривацию. Это обуславливает социальную незрелость личности, эмоционально-волевой инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, сенситизность, и стеснительность. Нередки явления подозрительности, что может вести к паранояльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировоззрения, осознанности поведения.

-объяснительно-иллюстративные - При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика.

личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения);

–к личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

-развивающие; обучение как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. . Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

-коррекционные. Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, по каждому предмету разработана адаптивная программа обучения.


Дети с нарушением зрения

Слепые дети (незрячие), Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения.

Познавательная сфера (речь, мышление, внимание, память, восприятие).

Восприятие: нет полноты, целостности; осязательно-двигательное и двигательно-слуховое.

Мышление: сужены понятия, нет целостности, не имеют обоснованных суждений и заключений, словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих, практически-действенное при действии с предметами.

Речь: медленное развитие,  несоответствие слов и образов, формализм.

Память: быстрое забывание, ограниченный объем, медленное запоминание, плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная разитая словесно-логическая.

Внимание: преобладание нероизвольного, переключение на второстепенные объекты и рассеянность, утомляемость, низкий объем хаотичность и отсутствие целенаправленности.

Нарушения развития личности детей в условиях недостатка общения, их контакты с другими людьми ограничены как из-за нежелания зрячих людей общаться с незрячими, так и из-за неуверенности незрячего ребенка и страха перед неудачей контакта. Результатом этого является уход ребенка в себя, который обозначается как аутизация, погружение в себя, замкнутость. Для детей с нарушениями зрения типичным становится пониженный фон настроения, у них формируются астенические черты личности, они склонны к ипохондрическим настроениям. Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений. Самооценка у таких детей чаще всего занижена, но и встречается некритично завышенная самооценка.

Социальная депривация – нарушение общения с окружающими. Повышается степень пассивности ребенка, снижение мотивации и эгоцентризм в отношениях с окружающими.

Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания предусматривают развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.

Коррекционные технологии предусматривают дифференцированный подход к детям, уменьшении наполняемости классов, адаптированных специальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; специальном оформлении учебных классов и кабинетов.

В ходе обучения используются методы:

- словесные

- Наглядные методы обучения слепых и слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

- Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.

Слабо видящие дети, Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.

Тяжелые нарушения речи

Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношен ия, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха.

Фонетикофонематическое нарушение – нарушения звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи

Заикание Нарушение коммуникативной функции

Алалия, сложная дислалия, Дизартрия, Логоневроз.

Восприятие: нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического , трудность восприятия при усложненных условиях ,снижена целостность, поверхностность .

Мышление: отставание словесно-логического,  трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Речь: отсутствие речи или невнятность, неправильность произношения звуков,   расхождение между звуком произносимого слова и его образом.

Память: снижена вербальная,  сохранена логическая и смысловая,  низкая продуктивность.

Внимание: неустойчивость,  ограниченность в распределении.  



При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.

Дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми, что приводит к чувству отверженности и одиночеству.

Учащиеся с ТНР испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у них страдает речевое развитие, словесно-логическое мышление (преобладают наглядные виды мышления), поэтому словесные методы следует сочетать с наглядными и практическими. При реализации наглядных методов обучения педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать обобщать и закреплять увиденное в слове

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит

Познавательная сфера.

Восприятие : трудность восприятия формы и объема .

Мышление: сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями,  замедленность

Речь:нарушена артикуляция,   искажение фонетического произношение звуков или их замена, нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки,   медленное увеличение лексики, недоразвитие устной речи .

Память: слабая, образная , хорошая механическая ,трудность опосредованного запоминания .

Внимание: плохая сосредоточенностьи концентрация. 







Для детей с характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим.

Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.


Основной задачей реабилитации при данном виде нарушений является развитие движений в онтогенетической последовательности у детей. Особая задача – это развитие ручных движений, тонких дифференцированных движений пальцев. У всех детей с церебральным параличом необходимо специально развивать навыки самообслуживания, так как из-за двигательной недостаточности эти навыки формируются с большими трудностями. Важную роль в развитии ребенка с двигательной недостаточностью играет обучение его продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство)

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Задержка психического развития

ЗПР конституционального происхождения

Нарушение развития зрительно-моторных координаций, пространственной ориентировки, опосредованной памяти, нарушение более сложных психических функций, таких как наглядное и словесное мышление, понимание речи и активная речь, чтение и письмо; задержка в развитии регулятивной функции речи, которая приводит к снижению опосредованности поведения при преобладании эмоциональных форм регуляции.

Восприятие: нет целостности и последовательность   затруднения при новых ракурсах .

Мышление: снижена познавательная активность  наглядно- действенное,   нарушены пространственные представления,  преобладание анализа, инертность и регидность,  смещение с главного на частности.

Речь: бессвязность, нет логики, ясности ,бедность лексики.

Память: низкий объем и скорость ,преобладание наглядной ,непродуктивность,непроизвольная,  нарушена механическая.

Внимание: неустойчивость и отвлекаемость, сниженная концентрация, трудность переключения и распределения.




у детей снижена потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

у них повышена тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят;

в случае затруднений в деятельности такой ребенок склонен скорее прекратить работу, чем обратить за помощью ко взрослому;

у детей практически отсутствуют личностные мотивы общения, то есть дети не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств;

дети очень чувствительны к невербальному общению, они тонко воспринимают нюансы интонации и мимики взрослых и в меньшей степени ориентируются на речевое содержание обращений к ним;

у детей снижена потребность в общении со сверстниками, низка эффективность общения детей друг с другом во всех видах деятельности.

Представления о социальных нормах у младших школьников с ЗПР носят размытый характер, причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые.

1 – формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности) через формирование игры как совместной деятельности и потребности в игре, а также создание определенного отношения взрослого к ребенку и формирование у него образа Я;

2 – формирование у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности через формирование игры как деятельности (создание замысла и предметного содержания игры), продуктивную деятельность и развитие творческого мышления и воображения;

3 – формирование практических и умственных действий (операционально-техническая сторона деятельности) через предметную деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры;

4 – формирование произвольности поведения и психических функций (овладение собственной деятельностью) посредством режиссерских игр, продуктивной деятельности и формирование произвольности психических функций (восприятия, речи и др.).

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально-органического происхождения

Умственная отсталость

Легкая, 50-70 баллов

Недостаточная активность (инактивность), в том числе познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, снижение способности установления связей между предметами и явлениями.

Восприятие: искажение образов, отсутствие перестройки , нет осмысленности, целостности, избирательности ,поверхностность.

Мышление: вялость процессов ,нет обобщений, сравнений, оценки, снижено наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое ,анализ беден и фрагментарен ,отсутствие внутренних взаимосвязей.

Речь: неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны , задержка понимания речи , дефицит слов,  трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании .

 Память: слабая,  лучше запоминают многократно повторяемую,яркую информацию.

Внимание: низкая устойчивость, трудность распределения и замедленность переключения, быстрая отвлекаемость.




эмоционально-волевая сфера – недостаточная дифференцированность эмоций, их неадекватность по силе и содержанию, зависимость от эмоций оценочных суждений и мышления; недоразвитие воли, недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать препятствия и др.; • личность характеризуется эгоцентризмом, общей незрелостью, неадекватностью самооценки, «зеркальным» характером представлений о себе, некритичностью, повышенной внушаемостью.

межличностные отношения имеют свою специфику, они в большей степени зависят от социального окружения и могут сильно варьироваться. Вместе с тем, может наблюдаться низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); мимолетные, неустойчивые контакты; повышенная возбудимость, приводящая к импульсивному поведению (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватным способам выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин. Примитивная зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им. Дети не понимают социальные контексты и содержание межличностных отношений;

  1. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используются словесные, наглядные и практические методы.

  2. технология разноуровневого обучения – данная технология учитывает инвидуальные особенности каждого ребёнка.

  3. игровые технологии

  4. здоровьесберегающие технологии

Средняя, 35-49 баллов

Пограничная 20-34

Тяжелая менее 20

Расстройства аутистического спектра

Первая форма – полная отрешенность от происходящего;

Вторая форма – активное отвержение;

Третья форма – захваченность аутистическими интересами;

Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Энергетическая недостаточность, нарушение инстинктивноаффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений.

Восприятие: дезорганизовано, фрагментарно, нет целостности СДВГ, неполная обработка входящей информации.

Мышление: не понимают подтекста, осмысление с одного ракурса, трудности обобщения и абстрагирования СДВГ, цикличность:периоды активности и восстановления,  при восстановлении перестают осмысливать информацию.

Речь: иногда не понимают значение, богатая лексика, но мало используется,  затруднения с диалогами,  повторяют только что сказанное другим («эхолалия»),  говорят, не слушая других СДВГ,  задержка развития, недостаточная артикуляция, замедление или ускорение речи.

Память: механическое запоминание СДВГ,  снижена, забывание информации в период восстановления.
Внимание: развитое непроизвольное и минимум произвольного,  лучше воспринимают обращение к другим , замедленность ,нет концентрации СДВГ, легко отвлекаются.

Дети не обращают внимания на обращенную к ним речь и не пользуется речью для общения, характерен мутизм,

Наличие большого количества страхов, связанных с новой обстановкой, новыми стимулами, в том числе страх общения, трудности адаптации к любым новым условиям.

Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, «уходе в себя», в свой внутренний мир.

Содержание игр, фантазий, интересов монотонно, поведение

однообразно. 

Нередко дети говорят о себе во втором или третьем лице.

- альтернативная коммуникация. Сюда входит жестовая коммуникация (идёт обучение жестам), графическая коммуникация (карточки, пиктограммы, система PECS), глобальное чтение,  визуальное расписание, планшетные коммуникаторы.