Файл: Категории детей с овз нозология. Суть первичного дефекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категории детей с ОВЗ | Нозология. Суть первичного дефекта | Вторичный дефект | Третичный дефект | Образовательные технологии |
Дети с нарушением слуха | 1 степень тугоухости. До 40 Дб Слышат разборчиво разговорную речь до 6 м и не слышат шепота. Самостоятельная речь доступна. 2 степень тугоухости - До 55 Дб Слышат разборчиво разговорную речь до 1-3 м. Речь возникает самостоятельно, но с минимальными отклонениями 3 степень тугоухости До 70 Дб Слышат разборчиво громкую речь около уха. Речь возникает самостоятельно, но со значительными отклонениями. Соц.общение затруднено. 4 степень тугоухости До 90 Дб Слышат неразборчиво крик около уха. Самостоятельно возникает минимальная словесная речь. Соц.контакты нарушены. Глухота С 91 Дб Не слышат даже крики. Речь не возникает Самостоятельная речь вне спец.обучения отсутствует. Жестовая речь. | Нарушение речи. Отмечается недоразвитие всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексикограмматического, интонационной стороны речи, связной речи). Восприятие: доминирует зрительное, развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов, дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность. Мышление: снижены аналитические способности неумение выделять свойства и отношение объектов, их название наглядно-действенное. Речь: отсутствие внутренней речи, отсутствие речи при планировании, нет логичности и последовательности выделение не главного, а частностного. Память: хорошая наглядно- образная , отсутствие слуховой. Внимание: отсутствие слухового внимания, концентрация на губах говорящего, устойчивость зависит видов деятельности трудность переключения. | Расторможенность, оживленная жестикуляция, черты психического инфантилизма. Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что вызывает социальную депривацию. Это обуславливает социальную незрелость личности, эмоционально-волевой инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, сенситизность, и стеснительность. Нередки явления подозрительности, что может вести к паранояльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировоззрения, осознанности поведения. | -объяснительно-иллюстративные - При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения); –к личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы. -развивающие; обучение как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. . Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. -коррекционные. Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, по каждому предмету разработана адаптивная программа обучения. |
Дети с нарушением зрения | Слепые дети (незрячие), Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. | Познавательная сфера (речь, мышление, внимание, память, восприятие). Восприятие: нет полноты, целостности; осязательно-двигательное и двигательно-слуховое. Мышление: сужены понятия, нет целостности, не имеют обоснованных суждений и заключений, словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих, практически-действенное при действии с предметами. Речь: медленное развитие, несоответствие слов и образов, формализм. Память: быстрое забывание, ограниченный объем, медленное запоминание, плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная разитая словесно-логическая. Внимание: преобладание нероизвольного, переключение на второстепенные объекты и рассеянность, утомляемость, низкий объем хаотичность и отсутствие целенаправленности. | Нарушения развития личности детей в условиях недостатка общения, их контакты с другими людьми ограничены как из-за нежелания зрячих людей общаться с незрячими, так и из-за неуверенности незрячего ребенка и страха перед неудачей контакта. Результатом этого является уход ребенка в себя, который обозначается как аутизация, погружение в себя, замкнутость. Для детей с нарушениями зрения типичным становится пониженный фон настроения, у них формируются астенические черты личности, они склонны к ипохондрическим настроениям. Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений. Самооценка у таких детей чаще всего занижена, но и встречается некритично завышенная самооценка. Социальная депривация – нарушение общения с окружающими. Повышается степень пассивности ребенка, снижение мотивации и эгоцентризм в отношениях с окружающими. | Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания предусматривают развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей. Коррекционные технологии предусматривают дифференцированный подход к детям, уменьшении наполняемости классов, адаптированных специальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; специальном оформлении учебных классов и кабинетов. В ходе обучения используются методы: - словесные - Наглядные методы обучения слепых и слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). - Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих. |
Слабо видящие дети, Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие. | ||||
Тяжелые нарушения речи | Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношен ия, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха. Фонетикофонематическое нарушение – нарушения звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи Заикание Нарушение коммуникативной функции | Алалия, сложная дислалия, Дизартрия, Логоневроз. Восприятие: нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического , трудность восприятия при усложненных условиях ,снижена целостность, поверхностность . Мышление: отставание словесно-логического, трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Речь: отсутствие речи или невнятность, неправильность произношения звуков, расхождение между звуком произносимого слова и его образом. Память: снижена вербальная, сохранена логическая и смысловая, низкая продуктивность. Внимание: неустойчивость, ограниченность в распределении. | При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми, что приводит к чувству отверженности и одиночеству. | Учащиеся с ТНР испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у них страдает речевое развитие, словесно-логическое мышление (преобладают наглядные виды мышления), поэтому словесные методы следует сочетать с наглядными и практическими. При реализации наглядных методов обучения педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать обобщать и закреплять увиденное в слове |
Нарушение опорно-двигательного аппарата | Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит | Познавательная сфера. Восприятие : трудность восприятия формы и объема . Мышление: сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями, замедленность. Речь:нарушена артикуляция, искажение фонетического произношение звуков или их замена, нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки, медленное увеличение лексики, недоразвитие устной речи . Память: слабая, образная , хорошая механическая ,трудность опосредованного запоминания . Внимание: плохая сосредоточенностьи концентрация. | Для детей с характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория). Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. | Основной задачей реабилитации при данном виде нарушений является развитие движений в онтогенетической последовательности у детей. Особая задача – это развитие ручных движений, тонких дифференцированных движений пальцев. У всех детей с церебральным параличом необходимо специально развивать навыки самообслуживания, так как из-за двигательной недостаточности эти навыки формируются с большими трудностями. Важную роль в развитии ребенка с двигательной недостаточностью играет обучение его продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). |
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство) | ||||
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). | ||||
Задержка психического развития | ЗПР конституционального происхождения | Нарушение развития зрительно-моторных координаций, пространственной ориентировки, опосредованной памяти, нарушение более сложных психических функций, таких как наглядное и словесное мышление, понимание речи и активная речь, чтение и письмо; задержка в развитии регулятивной функции речи, которая приводит к снижению опосредованности поведения при преобладании эмоциональных форм регуляции. Восприятие: нет целостности и последовательность затруднения при новых ракурсах . Мышление: снижена познавательная активность наглядно- действенное, нарушены пространственные представления, преобладание анализа, инертность и регидность, смещение с главного на частности. Речь: бессвязность, нет логики, ясности ,бедность лексики. Память: низкий объем и скорость ,преобладание наглядной ,непродуктивность,непроизвольная, нарушена механическая. Внимание: неустойчивость и отвлекаемость, сниженная концентрация, трудность переключения и распределения. | у детей снижена потребность в общении со взрослыми и сверстниками; у них повышена тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят; в случае затруднений в деятельности такой ребенок склонен скорее прекратить работу, чем обратить за помощью ко взрослому; у детей практически отсутствуют личностные мотивы общения, то есть дети не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств; дети очень чувствительны к невербальному общению, они тонко воспринимают нюансы интонации и мимики взрослых и в меньшей степени ориентируются на речевое содержание обращений к ним; у детей снижена потребность в общении со сверстниками, низка эффективность общения детей друг с другом во всех видах деятельности. Представления о социальных нормах у младших школьников с ЗПР носят размытый характер, причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. | 1 – формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности) через формирование игры как совместной деятельности и потребности в игре, а также создание определенного отношения взрослого к ребенку и формирование у него образа Я; 2 – формирование у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности через формирование игры как деятельности (создание замысла и предметного содержания игры), продуктивную деятельность и развитие творческого мышления и воображения; 3 – формирование практических и умственных действий (операционально-техническая сторона деятельности) через предметную деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры; 4 – формирование произвольности поведения и психических функций (овладение собственной деятельностью) посредством режиссерских игр, продуктивной деятельности и формирование произвольности психических функций (восприятия, речи и др.). |
ЗПР соматогенного происхождения | ||||
ЗПР психогенного происхождения | ||||
ЗПР церебрально-органического происхождения | ||||
Умственная отсталость | Легкая, 50-70 баллов | Недостаточная активность (инактивность), в том числе познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, снижение способности установления связей между предметами и явлениями. Восприятие: искажение образов, отсутствие перестройки , нет осмысленности, целостности, избирательности ,поверхностность. Мышление: вялость процессов ,нет обобщений, сравнений, оценки, снижено наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое ,анализ беден и фрагментарен ,отсутствие внутренних взаимосвязей. Речь: неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны , задержка понимания речи , дефицит слов, трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании . Память: слабая, лучше запоминают многократно повторяемую,яркую информацию. Внимание: низкая устойчивость, трудность распределения и замедленность переключения, быстрая отвлекаемость. | эмоционально-волевая сфера – недостаточная дифференцированность эмоций, их неадекватность по силе и содержанию, зависимость от эмоций оценочных суждений и мышления; недоразвитие воли, недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать препятствия и др.; • личность характеризуется эгоцентризмом, общей незрелостью, неадекватностью самооценки, «зеркальным» характером представлений о себе, некритичностью, повышенной внушаемостью. межличностные отношения имеют свою специфику, они в большей степени зависят от социального окружения и могут сильно варьироваться. Вместе с тем, может наблюдаться низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); мимолетные, неустойчивые контакты; повышенная возбудимость, приводящая к импульсивному поведению (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватным способам выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин. Примитивная зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им. Дети не понимают социальные контексты и содержание межличностных отношений; |
|
Средняя, 35-49 баллов | ||||
Пограничная 20-34 | ||||
Тяжелая менее 20 | ||||
Расстройства аутистического спектра | Первая форма – полная отрешенность от происходящего; Вторая форма – активное отвержение; Третья форма – захваченность аутистическими интересами; Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. | Энергетическая недостаточность, нарушение инстинктивноаффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений. Восприятие: дезорганизовано, фрагментарно, нет целостности СДВГ, неполная обработка входящей информации. Мышление: не понимают подтекста, осмысление с одного ракурса, трудности обобщения и абстрагирования СДВГ, цикличность:периоды активности и восстановления, при восстановлении перестают осмысливать информацию. Речь: иногда не понимают значение, богатая лексика, но мало используется, затруднения с диалогами, повторяют только что сказанное другим («эхолалия»), говорят, не слушая других СДВГ, задержка развития, недостаточная артикуляция, замедление или ускорение речи. Память: механическое запоминание СДВГ, снижена, забывание информации в период восстановления. Внимание: развитое непроизвольное и минимум произвольного, лучше воспринимают обращение к другим , замедленность ,нет концентрации СДВГ, легко отвлекаются. | Дети не обращают внимания на обращенную к ним речь и не пользуется речью для общения, характерен мутизм, Наличие большого количества страхов, связанных с новой обстановкой, новыми стимулами, в том числе страх общения, трудности адаптации к любым новым условиям. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, «уходе в себя», в свой внутренний мир. Содержание игр, фантазий, интересов монотонно, поведение однообразно. Нередко дети говорят о себе во втором или третьем лице. | - альтернативная коммуникация. Сюда входит жестовая коммуникация (идёт обучение жестам), графическая коммуникация (карточки, пиктограммы, система PECS), глобальное чтение, визуальное расписание, планшетные коммуникаторы. |