Файл: Селекция и её задачи. Этапы становления селекции. Методы селекции растений и животных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 34 от 18 января 2014 год биология 9 класс

Тема: Селекция и её задачи. Этапы становления селекции. Методы селекции растений и животных.


Цель: дать понятие о селекции, ее методах, целях и результатах, показать, что теоретической основой селекции является генетика.
Оборудование и материал: презентация, ПК, проектор, план-конспект урока,
Базовые понятия и термины: селекция, искусственный отбор, порода, сорт, штамм, районирование, гибридизация, бессознательный отбор, методический отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор.
Структура и содержание урока
1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Вопросы к учащимся.
1)Какие сорта растений и породы животных вы знаете?
2)Каким образом селекционеры получали эти сорта и породы?
3)благодаря чему селекционеры получают такое многообразие сортов?
4)Могут ли знания о генетических особенностях организмов способствовать процессам селекции?
2. Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Задачи и методы современной селекции.
Селекция – наука о методах создания сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Наиболее значительных успехов она достигла при активном использовании достижений генетики, которая явилась теоретической основой селекции. В селекционном процессе, как правило, выделяют, несколько этапов:
Обоснование цели и задач селекции;
Создание и подбор исходного материала;
Разработка схемы селекции, селекционный процесс (включая разнообразные методы селекции);
Сортоиспытание.
Возникновение научной селекции связано с эволюционным учением Ч. Дарвина, экспериментальными исследованиями Г. Менделя, В. Иогансена, селекционеров И. В. Мичурина, Л. Бербанка, работы которых послужили основой для разработки теории селекции. В свою очередь, открытие в генетике способствовали разработке методов селекционного процесса и повышению эффективности искусственного отбора. Так, например, открытия законов Менделя позволило целенаправленно вести подбор пар для скрещивания, а установление Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений и обоснование закона гомологических рядов наследственной изменчивости дали возможность селекционерам разрабатывать методы эффективного поиска исходного материала. Изучение характера наследования хозяйственно ценных признаков способствовало созданию целой системы скрещиваний и позволили комбинировать различные свойства растений.

Н. И. Вавилов много сделал для разработки теоретических основ селекции и уточнения определения селекции как самостоятельной науки. Давая общее определение  селекции как науки, Н. И. Вавилов писал: «Селекция по существу есть вмешательство человека в формообразование животных и растений; другими словами, селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека» Н. И. Вавилов подчеркивал высокую степень  комплексности селекции как научной дисциплины и считал, что она слагается из:
Учения об исходном материале;
Учения о наследственной изменчивости;
Учения о роли среды в выявлении сортовых признаков;
Теории гибридизации;
Теории селекционного процесса;
Учение об основных направлениях в селекционной работе (например, селекция – не иммунитет);
Частной селекции.
Использование различных методов в селекционном процессе привело к созданию нового направления -  синтетической селекции. Она основана на применении исходного материала, создаваемого путём гибридизации различных сортов и форм. Основа синтетической селекции – перекомбинация и трансгрессия. При комбинационной синтетической селекции в одном гибридном растении сочетаются признаки и свойства двух или более родительских форм. Задача селекционера – отобрать и генетически стабилизировать гибридные растения, сочетающие эти признаки и свойства наиболее удачно. Трансгрессивная синтетическая селекция основана на отборе в расщепляющихся после гибридизации поколения особей с трансгрессиями, т. Е. с положительными признаками, выраженными в большей степени, чем у родителей. Успех трансгрессивной синтетической селекции зависит от правильного определения родительских пар, способных при скрещивании давать трансгрессии.
Изложение материала о сортах растений, породах животных, штаммах микроорганизмов.
Рассказ о формах искусственного отбора.


3. Обобщение, систематизация и контроль знания и умений учащихся
Беседа.
1) Назовите отрасли практического применения генетики.
2) Перечислите основные задачи современной селекции.
3) Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала?
4) Дайте определение: что такое сорт?
4. Самостоятельная работа учащихся
Дать ответы на вопросы.
1) Каков механизм искусственного отбора?
2) Что называют штаммами?
3) Как называется комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия свойств тех или иных пород или сортов условиям определенной природной зоны?


5) Почему сорта и породы нельзя назвать видами?

5. Домашнее задание

Урок № 35 от 21 января 2014 год биология 9 класс

Тема: "Центры происхождения культурных растений"
Цель урока: познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений, открытых Н.И.Вавиловым.

Задачи:

- познакомить с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова; изучить сущность и значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости; изучить центры происхождения культурных растений.

- формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.

- уважительное отношение к личности и работам Н.И.Вавилова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка д/з- вопросы к п. 32 стр. 157-158 устно

3. Изучение нового материала:

Введение в тему

Учитель: посмотрите, пожалуйста на красиво накрытый стол и одновременно на экран со слайдами. Попытайтесь ответить на вопрос, что объединяет все эти продукты и предметы? (На слайде: продукты питания растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, чипсы, масло растительное. На накрытом столе: скатерть из льна, салфетки из хлопка, полотенце.

Учащиеся: примерный ответ – это продукты и предметы растительного происхождения.

Учитель: правильно, все эти растения, из которых получаем продукты питания и предметы обихода, выращиваются человеком, т.е. являются культурными. Все современные культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких растений в культурные формы называют одомашниванием.

Сегодня нам с вами на уроке предстоит познакомиться с центрами происхождения культурных растений, т.е. с местами на планете где были окультурены те или иные растения.

Поэтому наш сегодняшний урок мы с вам назовём «Карта мира на моём обеденном столе».

Наибольший вклад в изучение разнообразия культурных растений внёс русский селекционер Н.И.Вавилов. Давайте послушаем небольшое сообщение о его жизни и деятельности.
Учащиеся: Рассказывают о жизни Н.И.Вавилова. (Приложение 1)

Учитель. Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку.

Одним важнейшим открытием ученого, итогом экспедиций стал “Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости”. В чём суть открытого закона?


Давайте выполним небольшую практическую работу. У вас на столах имеются гербарные экземпляры: у одной группы – представители семейства злаковые, у второй группы – представители семейства бобовые. Вам необходимо заполнить таблицу, которая у вас имеется на столах. Признаки которые вы найдёте у данных растений отмечайте значком «+».
Учащиеся: работают в группе, заполняют таблицу. (Приложение 2)

Учитель: Итак, что мы выявили?

Учащиеся: Нашли общие признаки у разных родов одного семейства.

Учитель: Правильно! Молодцы! Вот в этом и суть закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. А теперь, давайте попытаемся сформулировать сам закон , о чём он гласит. У вас на столах у каждого имеются карточки с незаконченным текстом. Попытайтесь пожалуйста заполнить эти пропуски, а потом мы все вместе проверим. (Приложение 3)

Учащиеся: Заполняют пропуски. Потом читают у кого, что получилось.
Учитель: Исправляет недочёты.

Не только у близких видов, но и у родов, семейств и даже классов обнаруживаются сходные гомологические ряды наследственной изменчивости. А если пока некоторые ячейки этих рядов с определёнными сочетаниями признаков пока пусты, то рано или поздно они будут заполнены. Вавилов сам неоднократно находил подтверждение своего закона. К примеру, до 1927года учёным не была обнаружена известная твёрдая безостая пшеница. А Вавилов не только предсказывал её существование, но и обнаружил в Эфиопии целые поля такой пшеницы.

Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему: “Но мы не встречали рогатых лошадей?” “Найдутся рогатые лошади” – отвечал Вавилов. Через два года он послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей. Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: “Биологи приветствуют своего Менделеева!” Аналогия вавиловского закона с периодическим законом в химии была отмечена в решении съезда.

Самым главным открытием,итогом всех экспедиций Вавилова стало – установление основных географических центров происхождения культурных растений.

Н.И. Вавилов обследовал многие районы земного шара и выявил территории с наибольшим генетическим разнообразием культивируемых растений и их диких сородичей. В 1920–1930 гг. Н.И. Вавилов вместе с сотрудниками осуществил более 60 экспедиций в 54 страны мира по всем обитаемым континентам, кроме Австралии.


Участники этих экспедиций – ботаники, генетики, селекционеры – были настоящими охотниками за растениями. В результате огромной работы они установили важные закономерности, показав, что не во всех географических зонах культурные растения обладают одинаковым разнообразием. Для разных культур существуют свои центры многообразия, где сосредоточено наибольшее число сортов, разновидностей, разнообразных наследственных отклонений. Эти центры многообразия являются и районами возникновения культурных сортов. Так, у картофеля максимум генетического разнообразия отмечен в Южной Америке, у кукурузы – в Мексике, у риса – в Китае и Японии, у пшеницы и ржи – в Средней Азии и Закавказьи, у ячменя – в Африке. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия. Таких центров многообразия Н.И. Вавилов насчитал сначала 8, а в более поздних работах сократил их число до 7.

4. Закрепление изученного материала:

Давайте сейчас мы выявим, какие же центры происхождения культурных растений он выделил. А для этого проведём небольшую работу. У вас на столах имеются листочки с набором продуктов или блюд, произведённых из растений одного указанного центра происхождения. (Приложение 4) Вы должны определить из каких растений произведены эти продукты или блюда и записать названия этих растений в свой раздел сводной таблицы. (Приложение 5) Для определения центров происхождения растений вам понадобится учебник на странице … Найденный центр происхождения обведите на контурной карте, который у вас имеется на столах.

Учащиеся: Работают с заданиями. Поднимают руки и отвечают.

Учитель: Итак мы выявили, что Н.И.Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.

1. Южноазиатский тропический (Индийский, или Индонезийско-Индокитайский).

2. Восточноазиатский (Китайский, или Китайско-Японский).

3. Юго-Западноазиатский (Переднеазиатский и Среднеазиатский).

4. Средиземноморский.

5. Абиссинский(Эфиопский).

6. Центральноамериканский (Южномексиканский, или Среднеамериканский).

7. Южноамериканский (Андийский).

Начатая Н.И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками. В 1970 г. П.М. Жуковский установил еще 4 центра: Австралийский, Африканский, Европейско-Сибирский и Североамериканский. Таким образом, в настоящее время насчитывается 11 первичных центров культурных растений.

А теперь давайте вернемся к началу сегодняшнего урока и выявим, какие же центры происхождения имеют предметы на столе и продукты на экране.