Файл: Селекция и её задачи. Этапы становления селекции. Методы селекции растений и животных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учащиеся : Работают в группах, и выявляю центры, и отмечают эти центры на контурных картах.
Наряду с открытием мировых центров происхождения культурных растений Н.И. Вавилов и его сотрудники собрали самую крупную в мире коллекцию растений, которая была сосредоточена в созданном Всесоюзном институте растениеводства (ВИР, г. Ленинград, ныне СанктПетербург), в настоящее время носящем имя Н.И. Вавилова. Эта коллекция в виде семенных образцов постоянно пополняется, воспроизводится на полях опытных станций института. Она является тем кладезем исходного материала, которым пользуются все генетики и селекционеры страны, работающие с растениями.
5. Д/з – п. 33- повторить, ответить на вопросы стр. 164
* На дом вам будет такое домашнее задание – проведите исследование – сколько раз в день вы едите продукты, источником которого являются растения из каждого центра происхождения.
Урок № 36 от 25 января 2014 год биология 9 класс
Тема: Новейшие селекционные методы генной инженерии. Успехи современной селекции в Казахстане
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Селекция»
Задачи: способствовать формированию знаний о новейших биотехнологических методов, актуализировать знания учащихся ;
- продолжить формировать умение работать с текстом, выделять главное ,делать выводы;
- воспитывать гордость за отечественную науку и развитие новейших методов генной инженерии;
Ход урока:
-
Организационный момент -
Проверка д/з –(терминологический диктант):
Селекция, эволюция, искусственный отбор, массовый отбор, инбридинг, гетерозис, мутагенез
-
Работа в парах с текстом учебника п. 34 –
Дать понятие терминам:
Криоконсервация
Ученые внесшие большой вклад в развитие селекции в Казахстане
В настоящее время активно развивается биотехнология — наука о способах получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биохимических процессов в производстве.
Основные направления биотехнологии
Микробиологическое производство | Клеточная инженерия | Генная инженерия |
Использование микроорганизмов для производства ряда продуктов — белков, аминокислот, антибиотиков, витаминов, гормонов и пищевых продуктов | Основана на культивировании клеток и тканей высших организмов. Клетки помещаются на питательную среду, где они начинают делиться. Данным способом из клеток растений можно вырастить целое растение. Разработан метод слияния клеток, который позволяет получить гибриды между видами, не скрещивающимися в природе | Занимается исследованиями по перестройке генотипа. В геном микроорганизмов водят различные гены для производства того или иного вещества |
Успехи селекционной работы в определенной степени зависят от генетического разнообразия исходной группы организмов. Многолетнее изучение наследственной изменчивости растений дикой и культурной фауны пяти континентов позволило Н. И. Вавилову сформулировать представления о центрах происхождения культурных растений.
-
Закрепление изученного материала:
Ответить на вопросы к п. 34 на стр. 166-167 – и выполнить задание Я на стр. 167
-
д/з – п. 34 – прочитать, выучить термины к уроку
Урок № 37-38 от 28 января ( 1 февраля) 2014 год биология 9 класс
ТЕМА: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции.
ЦЕЛЬ: сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории;
ЗАДАЧИ: дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина; уметь оценивать достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.
Оборудование: учебник, проектор, презентация, портреты ученых, план-конспект
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание деятельности | Методы, формы, приемы работы | ||||||
I Оргмомент, вводный | Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока. | Беседа, листы самооценки | ||||||
II Мотивационный этап | Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире. Актуализация знаний о прогрессе и регрессе. | | ||||||
III Усвоение новых знаний | 1. Определение понятия «эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира. Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле 2. Направления эволюции: б иологический прогресс процветание б иологический регресс вымирание, исчезновение 3. Работа в малых группах (случайные группы): Задания. Составить структурно-логическую схему:
4. Подведение итогов. Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка, Ч. Дарвина. 5. Оценивание работы группы 6. Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина
| Исследовательская беседа Термины: эволюция, зволюционное учение, биологический прогресс, регресс Работа в группах 10-12 минут Выступления спикеров Составление структурно-логической схемы Критерии оценки спикеров: Полнота рассказа- 2 балла Научность, последовательность – 2 балла Подача – 1 балл | ||||||
III Закрепление знаний | Беседа по вопросам:
| Фронтальная беседа. Контроль учителя, взаимоконтроль, выставление оценок | ||||||
V Заключительный | 1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнение листов самооценки. 2. Д/з: п. 35 - 36 Реферат, проект «История развития эволюционного учения» | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________
Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,
1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень
Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина
Вид работы | Знание терминов | Составление постера | Заполнение таблицы | Активность в группе | Итоговая оценка |
Самооценка | | | | | |
Сегодня я узнал…
Было трудно….
Теперь я могу….
Урок № 39 от 11 февраля 2014 год биология 9 класс
Тема: Доказательства эволюции органического мира
Цель : сформировать знания о научно обоснованных доказательствах эволюции
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
2. Сформировать умение самостоятельно мыслить, объективно оценивать степень убедительности этих доказательств.
Тип урока: комбинированный
Оборудование к уроку: учебники, план- конспект урока, барельефная таблица «Зародыши позвоночных животных»
Ход урока:
-
Организация урока. -
Проверка д/з- тестирование (на карточках по числу учащихся -
Изучение нового материала:
Задание I.
1. Изучите соответствующий текст учебника стр. 176 - 177
2. Дайте пояснения терминам: филогенез, филогенетический ряд. биогенетический закон
3. Рассмотрите предложенные вам коллекции, выберите те, которые используете в своем выступлении.
4. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Коллекция “Формы сохранности ископаемых растений и животных”.
Задание II.
1. Изучите . соответствующий текст учебника стр. 177 - 179
2. Дайте пояснение термину переходные формы.
3. Ответьте на вопрос: почему переходные формы представляют для доказательства эволюции две науки – палеонтология и сравнительная морфология (анатомия)?
4. Используя раздаточный материал, заполните таблицу.
Переходные формы | Признаки | |
1-й системат. группы | 2-й системат. группы | |
| | |
5. Подготовьтесь к дополнению ответов других групп.
Задание III.
1. Изучите в учебнике “Биогеографические доказательства”.
2. Найдите на карте зоогеографические области.
3. Дайте пояснения терминам реликт, эндемик. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.
4. Подготовьте ответ на вопросы в конце статьи.
5. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
4. Закрепление изученного:
- проверка самостоятельной работы – выступление спикера, учащиеся слушают, дополняют информацию, заполняют таблицу
Таблица. Доказательства эволюции.
Наука | Доказательства | Примеры |
1. Палеонтология | - ископаемые переходные формы | археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры |
- филогенетические ряды | ископаемые формы лошадей | |
2. Эмбриология | - биогенетический закон | развитие лягушки, бабочки |
- закон зародышевого сходства | на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки | |
3. Сравнительная анатомия, морфология | - гомологические ряды | передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека |
- рудименты | копчик, третье веко | |
- атавизмы | хвост, многососковость у человека | |
- сравнительные переходные формы | латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая | |
- общий план строения позвоночных животных | головной мозг хордовых | |
- клеточное строение | растения, животные имеют клеточное строение | |
4. Биогеография | - сравнение флоры и фауны континентов | флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства |
- островные флора и фауна: а) материковые б) океанические | флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента Галапагосские острова |
-
Д/з – п. 37 – повторить, выучить термины к п. 37, ответить на вопросы на стр. 182 -
Итоги урока:
Урок № 40 от 15 февраля 2014 год биология 9 класс
Тема: Вид. Критерии вида. Популяция
Цель: обеспечить усвоения учащимися знаний о понятии «вид» и видовых критериях;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, план-конспект урока, гербарные материалы, лупы
Ход урока:
Организационный момент
Проверка д/з- устный индивидуальный опрос 3-4 учащихся
Изучение новой темы:
Актуализация знаний учащихся: вопросы к п. 38 стр. 182
а) Что собой представляют виды? Существуют ли виды реально в природе? Кем был введен термин «вид»?
Термин «вид» был введен английским натуралистом Джоном Реем в 1700 году.
Вид – совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
Показ разных видов на примере медведей по компьютеру.
б) Критерии вида.
Критериями вида называют характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.
– морфологический критерий
Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.
Показ отличия видов по морфологическому критерию.
– физиологический критерий
Сходство всех процессов жизнедеятельности и, прежде всего сходство размножения, что определяет возможность получения потомства при скрещивании.
Показ видов- двойников, различающихся лишь набором хромосом.
– генетический критерий
Характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК.
– экологический критерий
Место вида в природных сообществах организмов, его специализация, наборы факторов внешней среды, необходимых для существования вида.
– географический критерий
Область распространения вида в природе ( ареал ).
Просмотр остального сюжета.
Не существует абсолютного критерия вида. Различные критерии связаны между собой и только в совокупности определяют целостность и единства вида.
в) Сколько видов на Земле?
Описано 1,5 млн. видов. Около 1 млн. видов обитают в зоне умеренного климата. Потенциально в зоне умеренного климата обитает не 1, а 1,5 млн. видов. Не менее 3 млн. видов живут в тропиках, но многие до сих пор не открыты и не описаны. Таким образом, в действительности Землю населяет в три раза больше видов, чем зарегистрировано на сегодняшний день: их никак не меньше 4-5 млн.