Файл: Практические (ситуационные) задачи по дисциплине корпоративная социальная ответственность проблемноаналитические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Группа То20М671
Студент
Е.Ю. Воробьева

МОСКВА 2022
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СИТУАЦИОННЫЕ) ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Проблемно-аналитические задания

Задание № 1

Крупнейший банк Великобритании «Co-operative bank» - один из лидеров в распространении принципов социальной ответственности в банковской сфере.

Важный документ, регулирующий его деятельность, - «Политика этических инвестиций». Она включает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальных инвестиций, определяющих ее отказ от участия в сделках по продаже оружия представителям диктаторского режима, от инвестиций в табачные компании и организации, занимающиеся производством и продажей натурального меха.

«Co-operative bank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997 г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходит социальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этических принципах.

Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банк расходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы.

Задание:

1. Определите, какой концепции корпоративной социальной ответственности придерживается данная компания. Охарактеризуйте данную концепцию.

2. Какие выгоды извлекает компания из публикаций своих ежегодных отчетов о политике и программе социальной ответственности?
Ответ:


  1. Данная компания придерживается интегрированной концепции, согласно которой благотворительную и социальную активность компаний следует концентрировать в определенной области, непосредственно связанной с основным направлением деятельности компании. Чем собственно и занимается данная компания, «Co-operative bank» – один из лидеров в распространении принципов социальной ответственности в банковской сфере, которая включает 8 пунктов, где описывается позиция компании, например, ее отказ от участия в сделках по продаже оружия и т.п.


Главное достоинство этой концепции – смягчение противоречий между интересами компании и общества.



  1. Выгоды, которые извлекает компания из публикаций своих ежегодных отчетов о политике и программе социальной ответственности:

  • Социальная вовлеченность совпадает с интересами компании, т. к. создает лучшее общество и лучшую среду для бизнеса организации;

  • Средство формирования и поддержания положительного публичного имиджа; Социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп как государственные и муниципальные органы власти;

  • Социальная ответственность уравновешивает могущество, и ответственность компании; Социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.


Задание № 2

«Рейтинг корпоративной социальной ответственности»

В 2012 году корпоративную социальную ответственность российских компаний впервые измерили рейтингом. О присвоении первых национальных рейтингов КСО объявило на пресс-конференции 17 сентября.

В 2012 году рейтинг корпоративной социальной ответственности присвоен следующим компаниям:

  • ОСАО «Ингосстрах»: рейтинг «ААА(s)»

  • Группа компаний «Новард»: рейтинг «ААА(s)»

  • ОАО «АК «Трансаэро»: рейтинг «ААА(s)»

  • ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»: рейтинг «АА(s)»

  • ОАО «МТС»: рейтинг «АА(s)»

  • ОАО «Ростелеком»: рейтинг «АА(s)»

  • ОАО «РусГидро»: рейтинг «АА(s)»

  • ОАО «ОТП Банк»: рейтинг «А(s)»

  • Инвестиционно-строительная компания «TEKTA GROUP»(ООО «ТЕКТА»): рейтинг «А(s)»

Задание:

1. Опишите процесс оценки и присвоения рейтинга.

2. Чем характеризуется каждый из трех уровней: ААА(s), АА(s), А(s),

3. Какие выгоды получает компания принимающая участие в рейтинге.


Ответ:

1. В ходе рейтингового обследования оценивается информация, характеризующая как внутренние процессы организации, связанные с формированием и реализацией политики социальной ответственности, так и внешние факторы.

При выставлении рейтинговой оценки учитываются не отдельные мероприятия, демонстрирующие социальную ответственность организации, но комплексное воздействие организации как целостной системы на общество и окружающую среду, также учитывается соответствие достигнутых результатов деятельности обследуемой компании структуре социальных потребностей общества и актуальным ожиданиям, и потребностям заинтересованных сторон.

При оценке учитывается степень корреляции социального воздействия организации с государственной социальной и экологической политикой, т.к. инициативы государства в данных областях являются отражением социальной ситуации в стране и попыткой мобилизации сил для решения наиболее острых социальных задач.

Для определения итоговой рейтинговой оценки применяется система учета «стресс-факторов» и «факторов поддержки», которая включает оценку социального воздействия вида деятельности организации и ее деловую репутацию.

2. ААА(s) – Наивысший уровень корпоративной социальной ответственности. В организации сформирована комплексная действующая политика КСО, принятая в качестве внутреннего нормативного документа, осуществляется деятельность по всем разделам социальной ответственности. Высокий уровень информирования заинтересованных сторон о деятельности в области социальной ответственности, регулярный контроль и стабильно положительная динамика показателей по всем разделам КСО. Наивысший уровень социоориентированности. В организации осуществляется постоянный мониторинг внешней среды с точки зрения возникновения рисков негативного воздействия на стабильность организации, вследствие чего риски негативного воздействия со стороны внешней среды минимальны.

АА(s) – Высокий уровень корпоративной социальной ответственности. В организации сформирована действующая политика КСО, регламентируемая внутренними нормативными документами, осуществляется деятельность в области социальной ответственности по базовым разделам. Организован процесс информирования заинтересованных сторон, динамика показателей стабильная и положительная, контроль результативности ведется по основным показателям КСО. Высокий уровень социоориентированности. Риски негативного воздействия со стороны внешней среды находятся под контролем.


А(s) – Приемлемый уровень корпоративной социальной ответственности. В организации сформирована политика КСО. Деятельность организации в области реализации социальной ответственности охватывает ряд базовых разделов корпоративной социальной ответственности. Интеграция в процедуры управления, информирование заинтересованных сторон, а также процесс контроля динамики показателей находится в процессе формирования. Приемлемый уровень социоориентированности. Риски негативного воздействия со стороны внешней среды возможны, но способны оперативно быть взятыми под контроль.

3. Прежде чем перечислить так называемые выгоды, которые получает компания принимающая участие в рейтинге, следует отметить, что продуманная и эффективно работающая система КСО позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность, но и способствовать повышению результативности и устойчивости бизнеса.
Выгоды:



  • Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами, построение диалога с заинтересованными сторонами помогает компаниям прояснить для себя, в чем конкретно, по мнению заинтересованных сторон, должна выражаться их социальная ответственность, и по возможности интегрировать эти ожидания в свою деятельность. В результате компании формируют вокруг себя позитивную среду, способствующую эффективности ее бизнеса за счет понимания и поддержки со стороны широкого круга заинтересованных сторон.

  • Внедрение инноваций, знание потребностей заинтересованных сторон позволяет бизнесу предлагать востребованные обществом продукты и услуги и осваивать новые рынки. Таким образом, бизнес становится провайдером позитивных изменений и инноваций в рамках своей основной деятельности, в том числе через поддержку научных исследований, разработку социально значимых продуктов и услуг и освоение пустующих рынков, и одновременно увеличивает свою конкурентоспособность и эффективность.

  • Повышение лояльности персонала, создание привлекательных условий труда, возможностей для профессионального и карьерного роста и формирование корпоративной культуры, основанной на общегуманитарных ценностях, позволяет компаниям привлекать и удерживать перспективных квалифицированных специалистов, а также повышать лояльность и мотивированность персонала. Последние западные исследования показывают, что при прочих равных условиях соискатели с большой вероятностью отдают предпочтение трудоустройству в социально ответственные компании.

  • Обеспечение экономии, внедрение технологий с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью создает дополнительные возможности экономии энергии, воды и других ресурсов, а также снижения объемов отходов производства. Кроме того, существует позитивная зависимость между внедрением принципов КСО и ростом производительности труда.

  • Привлечение инвестиций и выход на мировые рынки, при определении инвестиционной привлекательности компаний на зарубежных фондовых рынках рядом инвесторов учитывается их эффективность в области КСО. Дополнительным стимулом для повышения социальной ответственности бизнеса также является постоянный рост числа финансовых институтов, придерживающихся принципов ответственного финансирования.

  • Повышение управленческой эффективности и минимизация нефинансовых рисков, интеграция экологических и социальных аспектов в процесс принятия управленческих решений позволяет компании расширять горизонты своего планирования и учитывать более разносторонний спектр рисков и возможностей, что создает предпосылки для устойчивого долгосрочного развития бизнеса.


Комплексное проблемно-аналитическое задание

Исходные данные:

Студентам предлагается изучить Руководство по отчетности и составить нефинансовый отчет КСО по выбранной организации. В настоящее время существует большое разнообразие специальных международных принципов КСО и стандартов отчетности по КСО. Основными международными принципами в области КСО являются:  Глобальный договор (Global Compact)  Глобальные принципы Салливана (Global Sullivan Principles).

Таблица 1

Глобальный договор предлагает компаниям обеспечить – в рамках своей сферы влияния – соблюдение, поддержку и внедрение ряда основных ценностей в области прав человека, трудовых норм, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией

Права человека

Принцип №1. Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.

Принцип № 2. Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

Принцип № 3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор

Принцип № 4. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда

Принцип № 5. Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.

Принцип № 6. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности

Окружающая среда

Принцип № 7. Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.

Принцип № 8. Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности

Принцип № 9. Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

Борьба с коррупцией

Принцип № 10. Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество