Файл: С. Н. Костина Студент гр. Эузм380709.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.
Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Руководитель ОП «Технологии государственного и муниципального управления»
______________ Л. Н. Боронина
«_05_» _____02______2021 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РФ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Выпускная квалификационная работа магистра
Руководитель
_____
___ Т. Е. Радченко
Нормоконтролер
С. Н. Костина
Студент гр. ЭУЗМ-380709 ____
___ К. М. Козионов
Екатеринбург
2021

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н.Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
Кафедра теории, методологии и правового обеспечения ГМУ
Направление 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
_
Образовательная программа «Технологии государственного и муниципального управления»
УТВЕРЖДАЮ
РУП «Технологии государственного и муниципального управления»
________________ Л. Н. Боронина
«___29___» __12________ 2018 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы студента Козионова Кирилла Максимовича группы ЭУЗМ-380709 1.Тема ВКР «РЕАЛИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ
В
ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ
В
СУБЪЕКТЕ
РФ:
ТЕНДЕНЦИИ
И
ПРОТИВОРЕЧИЯ» Утверждена распоряжением от
29.12.2018 №33.14-05/2/223 2. Руководитель Радченко Татьяна Евстафьевна, канд. фил. наук, доцент.
3. Исходные данные к работе.
Научная и методическая литература отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы, статистические данные, социологические опросы, материалы практики.
4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
1.1.
Сущность и значение социальной защиты инвалидов
1.2. Сущность и особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
1.3. Правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ деятельности органов государственной власти, занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области
2.2. Исследование процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области


1 2.3. Основные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проект «Совершенствование реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте Российской Федерации»
3.2. Проблемы, связанные с реализацией государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области, и рекомендации по их устранению
6. Консультанты по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов проекта
Раздел
Консультант
Подпись, дата задание выдал задание принял
Нормоконтроль
Костина С.Н.
7 Календарный план
Наименование этапов выполнения
Срок выполнения
Отметка работы этапов работы о выполнении
Подготовка первого варианта полного текста диссертации
19.11.2019 –
28.10.2020 выполнено
Предварительная защита магистерской диссертации
25.12.2020 выполнено
Представление окончательного варианта магистерской диссертации
27.01.2021 –
02.02. 2021 выполнено
Нормоконтроль
10.02.2021 –
16.02. 2021 выполнено
Рецензирование
27.01.2021 –
09.02. 2021 выполнено
Сдача готовой магистерской диссертации с отзывом научного руководителя, рецензией и справкой о проверке на наличие заимствований
За 2 дня до защиты выполнено
Зашита магистерской диссертации
17.02.2021 –
23.02.2021 выполнено
Руководитель
Т.Е. Радченко
Задание принял к исполнению _______
____________________К.М. Козионов
Выпускная работа закончена «11» февраля 2021г.
Пояснительная записка и все материалы просмотрены
Оценка консультантов:* а)
С. Н. Костина
Считаю возможным допустить Козионова Кирилла Максимовича________________ к защите его выпускной квалификационной работы в экзаменационной комиссии.
Руководитель
Допустить Козионова Кирилла Максимовича к защите выпускной квалификационной работы в экзаменационной комиссии (распоряжение кафедры № _1______________ от «04» февраля 2021 г.)
Зав. кафедрой ТМ и ПО ГМУ____
__________________ И. Д. Тургель

2
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа содержит 100 с., 4 рис., 12 табл.,
51 источн., 2 прил.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА,
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТКА,
ПОЛОЖЕНИЕ
ИНВАЛИДОВ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Объектом исследования является реализация государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Цель работы − проанализировать состояние социальной защиты в
Свердловской области и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Методы исследования: анализ статистических данных, анализ документов, анализ исследования, проведенного методом фокус-групп, структурная декомпозиция.
Результатом работы является разработка проекта по совершенствованию реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте Российской Федерации.
Ожидаемая эффективность разработанных рекомендаций: увеличение количества инвалидов, которые осведомлены об услугах по комплексной реабилитации и (или) абилитации и увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществляются мероприятия по реабилитации и (или) абилитации.


3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ .... 10 1.1. Сущность и значение социальной защиты инвалидов ............................... 10 1.2. Особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации ................................................................... 19 1.3. Правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации ..................................................... 34 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ..... 44 2.1. Анализ деятельности органов государственной власти, занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области ................................ 44 2.2. Исследование процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области ................................. 54 2.3. Основные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области .......................................................................................... 65 3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В
СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...................................................... 75 3.1. Проект «Совершенствование реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте Российской Федерации» 75 3.2. Проблемы, связанные с реализацией государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области, и рекомендации по их устранению ............................................................................................................ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А ................................................................................................. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ................................................................................................ 100

4
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Российской Федерации свыше 11 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов в России недостаточно учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской и материальной помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии.
Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможностью продолжить обучение и другое. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства, и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления – важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества.
Актуальность темы исследования определена широким кругом лиц, чьи интересы затрагиваются.
Цивилизационный потенциал страны и эффективность государственного управления в качестве одного из факторов определяется отношением к защите прав слабозащищенных слоев населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды, или люди с ограниченными возможностями.


5
В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально- медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно- практических форумах. Однако, есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов на государственном, региональном, университетском уровнях.
В настоящее время в Российской Федерации одной из наиболее активно поднимающихся задач в сфере реабилитации и абилитации инвалидов является формирование модели (а в перспективе – системы) эффективного межведомственного взаимодействия. Особое значение раскрытие данного направления имеет для Свердловской области, которая в 2017 году стала площадкой для проведения «Пилотного проекта» по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов (проект запущен
Минтрудом России в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2027 годы). К 2018 году наш регион совместно с Пермским краем должны разработать и представить Минтруду России оптимальную модель межведомственного взаимодействия по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), ранней помощи, непрерывности и преемственности реабилитационного процесса. С 2019 года начнется федеральное софинансирование программ субъектов РФ по развитию реабилитационной структуры.
В этой связи Министр социальной политики Свердловской области А.В.
Злоказов особым образом ставит вопрос об управлении межведомственным взаимодействием. «Наиболее оптимальным для региональной системы межведомственного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов является механизм управления по результатам – т. е. такая форма организации управленческих действий, при которой основной акцент делается на эффективную постановку целей и целенаправленное

6 достижение результатов». С одной стороны, его принципами должны руководствоваться взаимодействующие субъекты при организации совместного решения социальных проблем в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. С другой – данное управление должно синтезировать в себя конкретные подходы и механизмы практики воплощения межведомственного взаимодействия.
Несмотря на то, что в России на сегодняшний день существует несколько государственных программ по поддержке инвалидов, проблема социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья остаётся открытой.
Степень
научной
разработанности
проблемы реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов достаточно высока и основывается на ряде работ. Проблемы социальной защиты и социального обслуживания в своих научных работах изучали:
В. Е. Макаров, А. А. Камаха и др. Оценкой государственной социальной политики Российской Федерации занимались такие авторы как Е. С.
Бакалдина, М. С. Егорова, А. А. Смирнова, современное состояние и тенденции развития государственной социальной политики Российской
Федерации были изучены Е. Е. Новопавловской и Е. А. Переверзевым.
З. М. Сабановым были раскрыты современные теоретико – методологические и содержательные основы профессиональной реабилитации инвалидов.
В. А Шаровым была раскрыта тема создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Правовая основа социальной защиты инвалидов была описана в трудах В. П. Шестакова, А. А. Свинцова, В. И.
Радуто, Е. А. Радьковой и Г. И. Черновой.
Объект исследования – реализация государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Предмет
исследования
– основные тенденции реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области.


7
Цель работы – проанализировать состояние социальной защиты в
Свердловской области и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
1) изучить сущность и значение социальной защиты инвалидов;
2) изучить сущность и особенности государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации;
3) исследовать правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации;
4) проанализировать деятельность органов государственной власти, занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области;
5) исследовать процесс реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области;
6) изучить основные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области;
7) создать проект «Совершенствование реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте Российской
Федерации»;
8) выявить основные проблемы, связанные с реализацией государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области, и разработать рекомендации по их устранению.
Информационная база исследования состоит из официальных данных государственной статистики, данных газет и научных журналов, данных научных сборников, аналитических данных министерств и ведомств, законодательных и нормативных актов
Российской
Федерации, законодательных и нормативных актов Свердловской области.
Новизна магистерской диссертации заключается в комплексном анализе актуальных факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области.

8
Практическая значимость заключается в разработке мер по минимизации влияния факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области.
Положения, выносимые на защиту.
Положение 1. Социальная защита инвалидов – система обеспечения инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
Положение
2.
Государственная социальная политика
— целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере.
Положение 3. Государственная социальная политика в отношении инвалидов в России строится на основе международных соглашений, а также национального законодательства и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации, законы
Российской Федерации, федеральные законы, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти).
Положение 4. Среди Министерств, задействованных в социальной защите инвалидов, есть межведомственная разрозненность, поскольку у данных государственных органов нет функций и полномочий по передаче и маршрутизации инвалида по всей цепочке, необходимых для него услуг.
Положение 5. Снижение количества инвалидов не обусловлено повышением эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов, скорее всего такая тенденция обусловлена естественной убылью населения.
Положение 6. Проведен анализ транскриптов фокус-групп, проведенных в Екатеринбурге в ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов»
Центром социальных технологий "ОПТИМА", на основе которого обозначены основные факторы, препятствующие эффективной реализации