ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 322

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

Автор: доцент, к.ф.-м.н., Андаспаева А.А. 

Лента содержит три основных типа объектов: 

1.

 

Вкладки

.

 Вкладок всего семь, и они находятся в верхней части окна. Каждая из них предоставляет 

возможность выполнять основные задачи, предусмотренные в Excel. 

2.

 

Группы

.

 Каждая вкладка состоит из групп, объединяющих связанные друг с другом элементы. 

3.

 

Команды

.

 Команда — это кнопка, поле для ввода данных или меню. 

Основные команды Excel собраны на первой вкладке — 

Главная

. По мнению, корпорации Майкро-

софт, эти команды являются наиболее часто используемыми при выполнении основных задач с листами. 

Например, команды 

Вставить

Вырезать

  и 

Копировать

  расположены  первыми  на  вкладке 

Глав-

ная

 в группе 

Буфер обмена

. Далее в группе 

Шрифт

 находятся команды форматирования шрифта. Коман-

ды для центрирования или выравнивания текста по левому или правому краю расположены в группе 

Вы-

равнивание

, а команды для вставки и удаления ячеек, строк, столбцов и листов находятся в группе 

Ячей-

ки

 

В группах собраны все команды, которые могут понадобиться для выполнения конкретной задачи, 

и в процессе ее выполнения они всегда находятся в поле зрения, готовые к использованию, а не скрытые в 
меню. Эти важные команды отображены над рабочей областью. 

Если в ячейке нужно отобразить текст в несколько строк нужно нажать кнопку 

Переносить по сло-

вам

 

в группе 

Выравнивание

 на вкладке 

Главная

При этом откроется соответствующее окно с инструментами. 

 

В  связи  с  тем,  что  и  текстовый  редактор  Word,  и  табличный  процессор  Excel  относятся  к  пакету 

прикладных программ Microsoft Office, все операции по настройке панелей инструментов, по работе  ана-


background image

 

 

Автор: доцент, к.ф.-м.н., Андаспаева А.А. 

логично соответствующим операциям, описанным в методических указаниях для студентов для текстового 
процесcора MS Word. 

Режимы  просмотра документа 

При  загрузке  табличного  процессора  мы  можем  выбрать  режим  просмотра  документа.    MS  Excel 

содержит режимы просмотра документов: 

Обычный режим

 – этот режим просмотра принят по умолчанию. Режим позволяет видеть элемен-

ты форматирования текста, но при этом упрощается разметка страницы, что позволяет быстро вводить, ре-
дактировать и просматривать текст.  

Режим разметки страницы

 – позволяет увидеть документ в этом виде, в котором он будет напе-

чатан, и внести нужные уточнения в текст и форматирование. Но в Excel эта операция  производится при  
подключенном принтере. 

В  режиме 

Страничный

 в  окне  отображается  только  собственно  сама  таблица.  Остальные  ячейки 

листа не отображаются. Зато отображены границы страниц. Перетаскиванием этих границ можно изменять 
порядок разделения таблицы между страницами при печати. Кроме того, только в этом режиме можно эф-
фективно работать с разрывами страниц. 

При  переходе  в  режим 

Страничный

 обычно  появляется  информационное  окно 

Страничный

 

ре-

жим

. Для дальнейшей работы следует нажать кнопку 

ОК

. Перед этим можно поставить флажок 

Больше не 

показывать это окно

Во вкладке 

Вид

 в группе 

Режимы просмотра книги

 можно выбрать еще один режим просмотра –

 

Во весь экран

.

  Этот  режим  обеспечивает  скрытие  большинства  элементов  окна  для  увеличения  видимой 

части документа. 

В  отличие  от  других  режимов  просмотра,  режим 

Во  весь  экран

 устанавливается  для  всех  листов 

книги и всех открытых файлов. 

Чтобы вернуться в исходный режим, следует нажать клавишу 

Esc

Изменение масштаба отображения листа 

Изменить масштаб отображения листа можно при работе в любой вкладке Excel 2007. Щелкните по 

кнопке со знаком 

+

 (плюс)  для  увеличения  масштаба  или  по  кнопке  со  знаком 

 (минус)  для  уменьшения 

(смотрите в правом нижнем углу листа) . Масштаб можно также изменять перетаскиванием ползунка ли-
нейки масштаба. Если линейка масштаба не отображаются, щелкните правой кнопкой мыши в любом месте 
строки состояния и в появившемся контекстном меню выберите команду 

Масштаб

Минимальный масштаб отображения – 10 %, максимальный – 400 %. 

Масштаб отображения листа можно изменять также во вкладке 

Вид

. Нажав кнопку 

Масштаб

  диалоговом 

окне 

Масштаб

 можно установить требуемый масштаб отображения листа. 

Параметры страницы  

После выбора вида рабочего окна и настройки необходимых панелей инструментов желательно сра-

зу установить поля в создаваемом документе. Установка полей, ширины переплета, размера и направления 
бумаги производиться с помощью пункта ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ (Office – Печать). 

Управление файлами 

  

Файлы электронных таблиц называются рабочими книгами. По умолчанию, Excel предлагает назва-

ние: 

Книга 1, Книга 2

 и т.д. Каждая книга состоит их листов (

Лист 1, Лист 2

 и т.д.), на каждом листе рабо-

чей книги можно размещать данные, выполнять вычисления,  строить диаграммы и графики. Ярлычки ра-
бочих листов находятся в нижней части экрана. 


background image

 

 

Автор: доцент, к.ф.-м.н., Андаспаева А.А. 

Рабочие листы можно использовать для составления таблиц, проведения математических (статисти-

ческих)  расчетов,    управления  базой  данных  и  составления  диаграмм.  Для  каждого  из  этих  приложений 
программа может создавать отдельный документ, который сохраняется на диске в виде файла. 

Создание нового документа 

Для создания нового документа из Office нужно вызвать команду 

Создать

. На экране появиться до-

кумент с именем 

Книга1: 

программа присваивает новым документам имя 

Книга 

с добавлением текущего 

порядкового номера.  

Загрузка рабочего документа 

Чтобы загрузить с диска расположенный там файл с рабочим документом, нужно выбрать команду 

Открыть

 из Office (выбрав диск, папку и искомый файл). 

Сохранение документа 

При первом сохранении документа нужно вызвать из Office директиву 

Сохранить как

. После этого 

откроется диалоговое окно, в которое нужно указать имя сохраняемого файла, а также диск и папку,  в ко-
торой его надо расположить. 

Общие операции над листами и ячейками рабочей книги 

Структура рабочей книги 

Документ Excel имеет расширение "*.xls" ("*.xlsx" в Microsoft Office Excel 2007) и называется 

рабо-

чая книга

. Рабочая книга состоит из 

листов

. По умолчанию их создается три. Переключаться между лис-

тами можно, используя закладки (ярлычки) в нижней части окна "Лист 1" и т.д. 

Каждый 

лист

 представляет собой 

таблицу

. Таблица состоит из 

столбцов

 и 

строк

. Столбцов в листе 

256

 (2 в 8 степени в MS Excel 2003) и 16 384 (2 в 14 степени в MS Excel 2007), а строк 

65536

 (2 в 16 степени 

в MS Excel 2003) и 1 048 576 (2 в 20 степени MS Excel 2007). Количество ячеек предлагаю посчитать са-
мим. Столбцы обозначаются 

буквами латинского алфавита

 (в обычном режиме) от "A" до "Z", затем идет 

"AA-AZ", "BA-BZ" и т.п. до "IV" (256), "A-XFD"(16384) . Строки обозначаются обычными арабскими чис-
лами. 

На пересечении столбца и строки находится 

ячейка

. Каждая ячейка имеет свой уникальный (в пре-

делах данного листа) 

адрес

, который составляется из буквы столбца (в обычном режиме) и номера строки 

(например  "A1"). 

Адрес

  ячейки  (ссылка  на  ячейку)  используется 

в  расчётах

    для  того,  чтобы  "достать" 

данные из этой ячейки, и использовать в 

формуле

Только одна из ячеек листа в текущий момент времени является 

активной

. Вокруг активной ячейки видна 

жирная чёрная 

рамка

 с 

квадратиком

 в нижнем правом углу (

маркером автозаполнения

). Даже если вы-

делен диапазон ячеек, все равно одна из выделенных ячеек будет иметь белый цвет. Это не значит, что она 
не выделена, это значит, что в выделенном диапазоне она активная — именно в нее будет вводиться наби-
раемый с клавиатуры текст. 

Операции над листами (ярлычками) рабочей книги 

С использованием левой кнопки мыши: 

 

щелчок левой кнопкой по закладке (ярлычку) — переключение на соответствующее окно (либо ис-
пользовать сочетание клавиш Ctrl + PageUp / Ctrl + PageDown); 

 

перетаскивание левой кнопкой мыши — изменение порядка расположения листов; 

 

Ctrl + перетаскивание левой кнопкой мыши — создание копии листа; 

 

Ctrl + последовательные щелчки по ярлычкам — выделение нескольких листов; 

 

Shift + щелчок на начальном и конечном ярлычке — выделение диапазона листов; 

 

двойной щелчок по ярлычку — переименование листа. Нажимаем "Enter" для завершения. 


background image

 

 

Автор: доцент, к.ф.-м.н., Андаспаева А.А. 

По нажатию правой кнопки мыши над ярлычком открывается 

контекстное меню

, в котором доступны 

следующие команды: 

 

"Добавить..."

. Открывается окно, в котором выбираем, что добавить: новый лист, диаграмму, гото-

вый шаблон и т.д.; 

 

"Удалить"

.  

 

"Переименовать"

.  

 

"Переместить/Скопировать..."

:  

o

 

в выпадающем списке "в книгу:" выбираем, куда мы копируем лист: в один из открытых до-
кументов или в новую книгу; 

o

 

В списке "перед листом:" будут отображены листы выбранной книги. Выбираем, перемес-
тить лист в конец или перед каким листом вставить; 

o

 

Если  не  устанавливать  галочку  "Создавать  копию",  лист  будет 

перемещен

  в  выбранную 

книгу (т. е. в этой его не останется!), если установить — в выбранной книге будет создана 
копия этого листа. 

 

"Выделить все листы"

.  

 

"Цвет ярлычка..."

.  

 

"Исходный текст"

 

 

Перемещение по таблице (активация нужной ячейки) 

Самый простой способ — щелкнуть левой кнопкой на нужной ячейке. 

С помощью клавиш управления курсором (стрелочек) можно переместить "курсор" (рамку) на ячейку 
вверх/вниз/вправо/влево. 

 

Внимание!!!

 Если нажать клавишу 

"Scroll Lock"

, клавиши управления курсором будут переме-

щать не курсор, а весь лист!   

Нажатие  клавиши 

"Tab"

  приводит  к  перемещению  в 

следующую

  (справа)  ячейку  в  строке,  а 

"Shift+Tab"

  —  в  предыдущую.  Нажатие  клавиши 

"Enter"

  приводит  к  перемещению  на  ячейку 

вниз

,  а 

"Shift+Enter"

 — 

вверх

 

Однако, если нажать несколько раз 

"Tab"

, затем нажать 

"Enter"

, курсор прыгнет 

под

 ту ячей-

ку, в которой мы в первый раз нажали 

"Tab"

. Это удобно в тех случаях, когда мы заполняем 

таблицу 

построчно

 

Нажатие  сочетаний  клавиш 

"Ctrl  +  клавиши  управления  курсором"

  приводит  к  "прыжку" 

курсора  к  ближайшей  ячейке,  где  имеются  какие-то  данные.  Если  же  таких  ячеек  на  пути  не 
встречается, курсор прыгает к одному из краёв таблицы. 

 

Если выделен 

диапазон ячеек

, одна из них все равно остается белой, "невыделенной". При этом 

нажатие клавиш "Tab", "Enter" [+Shift] приведет к циклическому перемещению активной ячей-
ки. В процессе этого можно вводить данные, выделение не снимется. Если в процессе переме-
щения активной ячейки нажать 

"Ctrl+Enter"

 (не выходя из режима редактирования), значение 

из этой ячейки 

скопируется

 во 

все

 ячейки выделенного диапазона; 

 

Нажатие  клавиш 

"Page  Up"  /  "Page  Down"

  приводит  к  перемещению 

на  страницу

  вниз  / 

вверх; 

Выделение ячеек, диапазонов ячеек, столбцов и строк 

 

Чтобы выделить 

одну

 ячейку, щелкнете на ней 

левой

 кнопкой мыши; 

 

Чтобы выделить 

связанный диапазон

 ячеек, наведите курсор мыши на ячейку, которая будет на-

чалом/концом выделенного диапазона, зажмите левую кнопку мыши, и, 

не отпуская ее

, двигайте 

мышь  до  той  ячейки,  которая  будет  концом/началом  выделенного  диапазона,  затем  отпустите  ле-
вую кнопку мыши; 

 

Если  нужно  выделить  два  и  более 

несвязанных

  диапазона/ячейки,  выделите  сначала  пер-

вый/первую, затем зажмите 

"Ctrl"

, и не отпуская его, выделите остальные диапазоны/ячейки. Они 

добавятся в выделение; 


background image

10 

 

 

Автор: доцент, к.ф.-м.н., Андаспаева А.А. 

 

Нажатие сочетания клавиш 

"Ctrl+A"

 приводит к выделению 

всей таблицы

. Но не всегда, есть ма-

ленький 

нюанс

. Если справа, справа и на одну строку вниз, или снизу есть ячейка, содержащая дан-

ные, после первого нажатия этого сочетания выделится диапазон, начальной ячейкой которого бу-
дет активная ячейка, конечной — ячейка с данными. Повторное нажатие "Ctrl+A" приведет к выде-
лению 

всей

 таблицы; 

 

Чтобы выделить 

всю таблицу

, можно щелкнуть левой кнопкой мыши 

на пересечении столбцов и 

строк

 ("между" столбцом "A" и строкой "1"); 

 

Чтобы выделить 

весь столбец

, щелкнете на 

заголовке

 столбца ("шапка" таблицы сверху); 

 

Чтобы выделить 

всю строку

, щелкнете на 

заголовке

 строки ("шапка" таблицы слева); 

 

Чтобы  выделить 

диапазон  столбцов  или  строк

,  наведите  курсор  мыши  на  начало  диапазона,  за-

жмите левую кнопку, и, не отпуская ее, передвигайте курсор; 

 

С  зажатой  клавишей 

"Ctrl"

  можно  выделять  не  только  несвязанные  ячейки  и  диапазоны,  но  и 

строки и столбцы

 

Если зажать клавишу 

"Shift"

  и  нажимать  на 

клавиши управления курсором

, выделяется диапа-

зон,  началом  которого  будет  активная  в  момент  нажатия  клавиш  управления  курсором  ячейка,  а 
концом  ячейка  с  координатами,  зависящими  от  того,  сколько  раз  и  какие  вы  нажали  клавиши 
управления курсором. 

 

Внимание!!!

  В  Excel  существует  только  добавление  к  выделению  (с  Ctrl), 

убрать  из  выделения

 

ошибочно выделенные ячейки 

нельзя

! Будьте внимательны. 

Изменение ширины столбцов и высоты строк 

 

При наведении курсора мыши на границу между двумя строками или столбцами (в "шапке" табли-
цы), курсор изменяет форму. Если зажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить кур-
сор,  будет  изменяться  ширина  столбца  или  высота  строки.  При  этом  появится  всплывающая  под-
сказка, в которой будет отображаться числовое значение ширины (высоты). 

 

При изменении 

ширины столбцов

, первое число будет означать, 

сколько символов

 шрифта теку-

щего размера поместится в этой ячейке. Число в скобках показывает ширину в 

пикселях

 

При изменении 

высоты строк

, первое число показывает, какого максимального 

размера (шрифта)

 

текст поместится в эту ячейку. Число в скобках показывает ширину в 

пикселях

 

Если 

выделить несколько столбцов (строк)

, затем изменить ширину (высоту) одной из них, все 

выделенные столбцы (строки) станут такой же ширины (высоты). 

 

Внимание!!!

  Если  сделать  ширину  (высоту)  отрицательной,  выделенные  столбцы  (строки)  исчез-

нут! В 2007 нельзя сделать ширину отрицательной, перетаскиванием границы. 

 

Если выполнить 

двойной щелчок

 левой кнопкой мыши на 

правой границе

 столбца (

нижней гра-

нице

 строки), то ширина столбца (высота строки) 

подгонится под содержимое

 (под самый "длин-

ный"  ("высокий")  элемент.  Аналогично,  если  выделены 

несколько  столбцов  (строк)

,  то  двойной 

щелчок  на  правой  (нижней)  границе 

любого

  из  них  подгонит 

все  выделенные

  столбцы  (строки) 

под содержимое; 

 

Если  щелкнуть  правой  кнопкой  на  заголовке  столбцы (строки),  в  контекстном  меню  появятся  ко-
манды 

"Ширина  столбца..."

  (

"Высота  строки"

).  После  выбора  одной  из  них  откроется  окно 

"Ширина  столбца"  ("Высота  строки"),  в  котором  пользователь  может  ввести 

числовое  значение

 

ширины (высоты) в количестве символов (размер шрифта). 

Ввод и редактирование данных в ячейках 

 

Для ввода данных в таблицу необходимо подвести курсор к ячейке и набрать нужную информацию. 

Вводимые  символы  будут  появляться  в  строке  формул.  Чтобы  исправить  ошибочный  символ,  нужно  на-
жать клавишу 

Backspace

 

и ввести правильный. Для завершения ввода в ячейку нажимается клавиша 

Enter