Файл: Конспект на тему чтение и анализ сказки Цветиксемицветик.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект на тему: чтение и анализ сказки «Цветик-семицветик»
В. Катаева
Цель: Развивать чувство эмпатии к окружающим посредством сказки.
Задачи:
-
Формировать умение понимать эмоциональное состояние героев сказки, развивать наблюдательность и внимание к окружающим. -
Формировать представления детей о понятиях «добро», «зло» средствами сказки. -
Воспитывать желание проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей, узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам. -
Воспитывать желание заботиться о других людях. -
Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Этапы | Ход занятия | Методы и приемы |
| Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. | Активизация внимания |
| Педагог: Мы с вами знаем сказки народные — русские народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем? (Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», братьев Гримм «Бременские музыканты», Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», сказки в стихах Корнея Чуковского, сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и другие.) Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Катаева. Называется она «Цветик-семицветик». Эта сказка была написана 60 лет назад. Послушайте ее внимательно, а потом скажете мне, что же в этой сказке сказочного, волшебного. | Вводное слово педагога |
| Чтение сказки. Цветик-Семицветик. Катаев Валентин Петрович | Выразительное чтение |
| Педагог организует беседу, обращаясь к детям с вопросами: – Почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней есть волшебного, сказочного? – Кто главный герой сказки? – Какие черты характера девочки Жени можно назвать положительными, а какие отрицательными? – Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка? – А каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток? – Почему Женя захотела попасть на Северный полюс? Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание? – Какое чувство заставило Женю загадать себе все игрушки, которые только есть на свете? Как пишет об этом автор? (Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.) – Как вы думаете, на какие желания Женя потратила шесть лепестков — на стоящие или на пустячные? – А каким было седьмое желание Жени? Вспомните, как она его загадала? (…Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья.) – Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье? | Беседа-анализ о содержании прочитанного |
| Воспитатель предлагает разным детям разыграть различные фрагменты сказки:
Воспитатель предлагает детям придумать продолжение сказки | Проигрывание фрагментов сказки Придумывание продолжения сказки |
| Как вы думаете, какова же главная мысль этой сказки? – Как вы думаете, можно эту главную мысль выразить народными пословицами. Доброе дело два века живет. Добрые дела и до смерти живут. Делай добро и жди добра. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Как аукнется, так и откликнется. Худо тому, кто добра не делает никому. | Использование пословиц, поговорок |
Приложение 8
Конспект на тему: прослушивание и анализ сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Цель: Развивать чувство эмпатии к окружающим посредством сказки.
Задачи:
-
Воспитывать интерес и любовь к сказке. -
Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «сострадание» «жестокость» и т.д.. -
Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе и должны любить друг друга. -
Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников -
Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное, гуманное отношение к окружающим, друг к другу.
Этапы | Ход занятия | Методы и приемы |
| Сегодня мы прослушаем сказку «Крошечка-Хаврошечка» | Активизация внимания |
| Прослушав сказку «Крошечка-Хаврошечка», мы научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые дела и поступки. | Вводное слово педагога |
| Педагог: Сейчас вы прослушаете сказку «Крошечка – Хаврошечка» в исполнении профессиональных актеров. В ней слова вышедшие из употребления: прясть и ткать. В древности готового полотна не было. Не было материала, из которого мы сейчас можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это нужно было делать руками. Сначала нужно было прясть. Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст был белым. Потом складывали или катали в трубы. А только потом можно было из этого полотна сшить одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получить красивое платье или рубашку! А теперь вы внимательно слушаете сказку и думаете над вопросами: «Есть ли в сказке волшебство?» Кто свершает добрые поступки» А кто злые?» Звучит аудиозапись: | Просмотр иллюстраций к сказке |
| Итак, вы прослушали сказку. Ответьте мне на вопросы «Есть ли в сказке волшебство?» Кто свершает добрые поступки» А кто злые?» Дети отвечают на вопросы. Воспитатель комментирует их ответы. | Беседа-анализ - обсуждение поступков героев |
| Разыгрывание эпизода из сказки по ролям | Драматизация отрывка сказки |
| Дети характеризуют поступки героев произведения. Сравнивают характеры героев сказки; объясняют свое отношение к героям сказки и обосновывают свое мнение о героях, подтверждая его фрагментами или отдельными строчками из сказки. | Самостоятельные выводы детей о произведении |
Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
(в обработке А. Толстого).
Цель: Развивать чувство эмпатии к окружающим посредством сказки.
Задачи:
-
Формировать умение понимать эмоциональное состояние героев сказки, развивать наблюдательность и внимание к окружающим. -
Формировать представления детей о понятиях «добро», «зло» средствами сказки. -
Воспитывать желание проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей, узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам. -
Воспитывать желание заботиться о других людях. -
Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь. -
Формировать умение выстраивать взаимосвязь между поступком и следствием.
Подготовительная работа: Беседа о хороших поступках, внутренних качествах человека.
Материалы и оборудование: книга, ноутбук, интерактивная доска.
Ход занятия
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно – мотивационный этап | Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день! » Ребята, сегодня на утренней гимнастики я заметила, что когда Маша упала, Коля подошел, и помог ей подняться. Как вы думаете, какой поступок совершил Коля? А какие хорошие поступки совершаете вы? Как много хороших ребят в нашей группе? А какими хорошими качествами обладают хорошие люди? | Задает вопросы Читает загадки Рассказывает про | Мотивация | Стоят в кругу Отвечают на вопросы Слушают | |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Ребята, сегодня я вам расскажу русскую народную сказку «Царевна – лягушка». Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Как можно проверить ваши предположения? Правильно, прочитать сказку и ответить на главный вопрос: О чем заставляет нас задуматься писатель? | Предлагает подумать и представить о чем этот рассказ. Задает проблемный вопрос | | Дети высказывают предположения, как может быть назван рассказ и что может произойти | |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Жил – был Царь, и было у него три сына. Пришло время женить сыновей, дал Царь каждому сыну по стреле и сказал, найти свою судьбу там, куда упадет его стрела. Старший сын нашел свою судьбу на Боярском дворе, средний – на Купеческом. А стрелу Иван – Царевич поймала лягушка… Царь сыграл три свадьбы и дал задание своим невесткам: сшить ему рубаху к утру. Старшая невестка сшила рубаху – только в черной избе носить, средняя невестка – только в баню носить. А как Царевна – лягушка справилась с заданием Царя – батюшки я вам сейчас прочитаю. Вопросы: С какой сказкой мы сейчас с вами познакомились? Вам понравилась сказка? Мне тоже эта сказка очень нравиться. А кто вам больше всего понравился в этой сказке? Почему? Царевна – лягушка – заботливая? Какими словами говорила Царевна - лягушка, чтобы поддержать Ивана – Царевича? Физминутка Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. | Аннотация Чтение Вопросы | | Ответы на вопросы Дети вспоминают строчки Отрывки | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Техника безопасности Интерактивная игра Гимнастика для глаз. Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Пальчиковая игра Лягушка в болоте живёт, делаем «домик» для лягушки. Лягушка по болоту плывёт. делаем плавные движения. Лапками ударит вдруг, ударяем по коленкам. И услышим мы – плюх, плюх! хлопаем. Словесная игра Лягушка-попрыгушка, Глазки на макушке, (Приложить ладони к макушке) А все ее слова — Только «Ква!» да «Ква!». («ква-ква-ква») А щеки раздувает (Надуть щеки) И рот свой разевает, (Медленно открывать и закрывать рот) Чтоб комары и мушки Летели в рот к лягушке. («з-з-з») | Предлагает поиграть Приглашает к интерактивной доске Напоминает правила безопасности Проводит гимнастику для глаз | | Дети играют | |
3 | Заключительный этап | Давайте ответим на вопрос. Зачем писатель рассказал нам эту сказку? Как бы вы назвали эту сказку? | Рефлексия. Задаёт проблемный вопрос | | | |
Тема: «Погружение в мир сказки»
Цель: Формирование навыков адекватного общения и взаимодействия детей со сверстниками в ближайшем окружении, используя сказку «Золотая рыбка».
Задачи:
-
Обучение детей индивидуализированным приемам межличностного общения и взаимодействия (умение увидеть успехи других, оценить достоинства свои и других детей, умение договариваться, уступать, быть внимательными друг к другу и т.д.) -
Закрепление навыков бесконфликтного общения друг с другом. -
Развитие творческих способностей и познавательного интереса. -
Воспитание бережного и заботливого отношения к другим людям. -
Способствовать сплочению группы. -
Снятие психо- эмоционального напряжения. -
Развитие рефлексивных способностей.
Материал:
Свеча, световая труба, магнитофон с записями спокойной музыки, цветные карандаши, листы белой бумаги по количеству детей, текст сказки «Золотая рыбка» из книги И.В. Стишенко «Сказка в тренинге».
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Какой у нас сейчас будет урок? (ответы детей).
- Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии? (ответы детей).
- А сегодня у нас с вами будет необычный урок:
Во-первых, к нам пришли гости. Давайте на них посмотрим, поздороваемся и больше отвлекаться не будем.
Во-вторых, урок у нас будет сказочный, и нам поможет попасть в сказку «Живой огонь» вот этой свечи.
- Сейчас я буду передавать по рядам свечу, а вы каждый должен подержать ее в руках и сказать какое-то хорошее ваше качество или доброе слово. Тем самым мы зарядим свечу положительной энергией. Начинаем…
- Добрый (передаю свечу 1 ребенку; если дети затрудняются, то помогаю наводящими вопросами).
- Ну вот ко мне и вернулась наша свеча, наш «Живой огонь». Давайте все возьмемся за руки и будем внимательно, не отрываясь смотреть на огонь свечи. А огонь умеет творить чудеса, и может перенести нас, мысленно, куда захотим.
(включается спокойная музыка и зажигается свеча; дети внимательно смотрят 1-2 мин.)
- И так, с помощью нашей волшебной свечи, которую мы зарядили положительной энергией, мы попали с вами в сказочную страну.
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, которая называется «Золотая рыбка», а вы внимательно слушаете, так как потом мы будем ее обсуждать.
- Чтение сказки «Золотая рыбка».
(дети внимательно слушают сказку)
-Обсуждение и анализ сказки.
Примерные вопросы для обсуждения сказки:
О чем эта сказка?
Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?
Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?
Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?
Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?
Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали Волнистый Хвостик и его друзья?
Чему научила нас эта сказка?
Рисование сюжетов сказки по желанию детей.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картинку из этой сказки, что вам больше всего понравилось. Можно использовать цветные карандаши, ручки или фломастеры.
(дети рисуют под сопровождение спокойной музыки. 7 – 10 мин).
- Уже многие справились с заданием. Отложите, пожалуйста, свои работы на край стола.
Релаксация с элементами дыхательной психогимнастики.
- Сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, руки свободно опущены вниз, ноги вытянуты и поставлены на пяточки, и внимательно смотрим на наш волшебный аквариум.
- Рыбки в нашем аквариуме разные,
И по форме и по цвету разнообразные,
Всех их можно сосчитать
И немножко помечтать.
(включаю цветовую трубу)
- Дышим свободно, спокойно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. (пауза)
- Сделайте вдох и на мгновение задержите дыхание. (2 -3 раза)
- Попробуйте широко улыбнуться, чтобы глазки заблестели, и зубки было видно. Молодцы, очень красиво улыбнулись. Давайте, выполним еще раз.
- А теперь давайте нахмуримся, сдвинем брови, надуем щеки, как будь-то, обиделись. (повтор 2 раза).
- Следующее упражнение: напрягите все мышцы тела от пальцев рук до пяток. Расслабились. (повтор 2 раза)
- В заключении: глубоко вдохните три раза и потянитесь, как после сладкого пробуждения. Молодцы. (выключаю трубу)
Игра «Волны»
- Сейчас я попрошу вас всех опять взяться за руки и немного с вами поиграем. Игра называется «Волна».
- Волна пошла с этого края спокойная, легкая…
- Подул ветер, волна стала сильнее, покажите какая…
(2- 4 раза с разных сторон)