Файл: История взглядов на происхождение жизни на земле.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Цели урока.

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения жизни на Земле.

  2. Формировать научного мировоззрения учащихся.

Развивающие

  1. Развивать способность анализировать предложенную информацию.

  2. Развивать умения давать оценку предлагаемым фактам и высказывать своё мнение

  3. Развивать у учащихся интерес к предмету.

  4. Развивать самостоятельность и творчество у учащихся.

Воспитательные

  1. Воспитать терпимость к взглядам других людей.

  2. Приобретать коммуникативные умения(работа в группах).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, организационная работа в группах.

Форма урока: «Устный журнал»

Этапы урока.

  1. Организационный момент и актуализация опорных знаний.

  2. Мотивационный – сообщение темы, целей урока.

  3. Создание новых знаний (организация деятельности учащихся).

  4. Закрепление знаний.

  5. Домашнее задание творческого характера.

ХОД УРОКА.

Вступление «Генезис» (отрывок видеофильма).

Учитель биологии.

  1. Огромен и разнообразен окружающий мир природы. Каждый человек должен попытаться познать этот мир и осознать своё место в нём. Чтобы познать мир, мы на основе частных знаний о явлениях и закономерностях природы должны создать научную картину мира, узнать как сформировалась наша планета – Земля – и как на ней зародилась жизнь. В этом нам помогают все науки естественнонаучного цикла – это биология, химия, астрономия, физика, биохимия, биофизика, молекулярная биология, генетика.

Учёные сделали различные открытия в области этих наук, особенно в век научно-технического прогресса. Достижения учёных велики. Соединив (мысленно) достижения этих наук, можем представить общую научную картину мира с момента происхождения Земли и появления на ней жизни до современных форм живых организмов.

Тема нашего урока «История взглядов на происхождение жизни на Земле» (моя презентации…)


Моё отношение к вопросу о возникновении жизни на Земле (рефлексия).

Красный цвет – Не задумывался над эти вопросом

Синий цвет – Меня этот вопрос интересует

Жёлтый цвет – Я равнодушен к этому вопросу

Форма урокаустный журнал.

Каждая страница журнала посвящена определённой теме.

Содержание журнала (план урока)

  1. Представление о возникновении жизни на Земле учёных-философов античности и средневековья.

  2. Возраст Земли и сроки зарождения жизни на нашей планете.

  3. Идеи биогенеза и абиогенеза.

  4. Многообразие теорий возникновения жизни на Земле.

Учитель биологии.

Проблема происхождения жизни на Земле с давних времён вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические.

Давайте послушаем, о чём говорят древние греческие мыслители?

Сообщение учащихся (от первого лица, презентация сл. )

  1. Анаксимандр.

  2. Гераклит.

  3. Демокрит.

  4. Аристотель.


Учитель биологии.

Взгляды древних греческих мыслителей кажутся нам наивными, но именно греческими учёными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции…

Следующая страница журнала будет посвящена понятию «жизнь»

Послушаем дискуссию по этому вопросу на учёном совете.

Выступление учащихся (учёный 1 и учёный 2) (презентация, сл. ).

Учитель биологии.

Так как в науке нет общепринятого, универсального определения жизни, то единственный способ описать её – это перечислить основные свойства живых организмов.
Задания для учащихся в группах. Со всеми этими свойства мы знакомились ранее, предлагаю вам используя материал «Информация для размышления» Приложение № 1, дать каждому свойству краткую характеристику, затем представитель от группы выступает перед классом.


Учитель биологии.

Таким образом, жизнь – это комплекс свойств: обмен веществ, способность к росту и развитию, воспроизведению себе подобных…. При определении понятия «жизнь» должны учитывать все свойства живых организмов.

Следующие страницу журнала мы посвящаем – это возрасту Земли и срокам зарождения жизни на нашей планете.

Выступление ученика (презентация « Возникновения жизни…сл. ….)

Учитель биологии.

Во всех высказываниях учёных просматриваются две точки зрения. Сторонники теорий биогенеза, считали, что всё живое происходит от живого, и, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники – сторонники теории абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т.е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни.

Биогенез (от греч. биос – жизнь и генез – происхождение) – происхождение живого от живого.

Абиогенез (от греч. а – не, биос – жизнь и генез – происхождение) – происхождение живого от неживого.

Итак, одна из увлекательных страниц в истории биологии и, следовательно, и нашего журнала – это идеи биогенеза и абиогенеза
Сообщения учащихся (опыты).Франческа Реди, Ладзаро Спалланцани,

Луи Пастер.
Учитель биологии.

Вопросы к группам по опытам:

  1. По Реди

  2. Какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в экспериментах Спалланцани?

  3. По Пастеру

Споры вокруг проблем возникновения жизни носили сугубо теоретический характер, и эксперименты, которые ставились сторонниками той или иной теории, не представляли никаких практических целей. Опыты ставили только для того чтобы подтвердить или опровергнуть определённое теоретическое положение. Но не бывает хороших теорий, из которых не следовали бы важные практические выводы. Научный спор Спалланцани натолкнул на мысль о возможности консервации продуктов, а в результате спора Пастера и Пуше возникла пастеризация.

Задания для учащихся в группах.

В ходе обсуждения теорий заполнить таблицу (приложения № 2). Выступление от группы.

Теории возникновения жизни на Земле.

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

  1. Теории биогенеза







  1. Теории абиогенеза








Учитель биологии.

Так закончился двух вековой переходный период от всеобщей веры в самозарождение живого к экспериментально обоснованному выводу о невозможности спонтанного формирования любых организмов из неживого. Возникла проблема происхождения жизни с различным отношениям к ней представителей разных школ.
На этой странице я хочу только коснуться теорий возникновения жизни на Земле (презентация сл. )

Теории, касающиеся возникновения жизни на нашей планете, разнообразны. Среди главных следует упомянуть следующие:

  • Креационизм – жизнь была создана сверхъестественным существом в определённое время.

  • Теория стационарного состояния – жизнь существовала всегда.

  • Панспермия – жизнь занесена на нашу планету извне.

  • Физические гипотезы – жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим законам.

  • Химические гипотезы – жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим законам.


Вопрос о возникновении жизни на земле сводится к выяснению того, как возникла столь универсальная система биохимических превращений, в каких условиях было возможно появление живого вещества и осуществление начальных этапов её развития.

Закрепление знаний по группам: написать синквейн (Приложение 3)
1 группа – тема «жизнь»

2 группа – тема «абиогенез»

3 группа – тема «основные свойства живого»

4 группа – тема «биогенез»
Моё отношение к вопросу о возникновении жизни на Земле (рефлексия).

Синий цвет – Меня этот вопрос заинтересовал

Жёлтый цвет – Я равнодушен к этому вопросу

Домашнее задание. (Презентация сл…….)

«Конструирование самого простого живого образования»

! обратите внимание на следующие признаки, характеризующие простейшее живое образование:

  • отделяется от среды, не смешиваясь с ней;

  • получает от среды вещества, реагирует на раздражение;

  • имеет аппарат, перерабатывающий вещества из среды и обеспечивающий энергией;

  • есть аппарат воспроизведения себе подобных.



Руководители оцените работу ребят своей группы

Сдайте оценочную ведомость.
Закончить урок!
«Жизнь – возможность, используйте её,

Жизнь – красота, восхищайтесь ею,

Жизнь – мечта, осуществите её,

Жизнь – игра, сыграйте её».