Файл: 3министерство науки и высшего образования российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В эту шкалу собраны утверждения, выясняющие, насколько характерно спокойное разумное обдумывание своих действий, умение предвидеть события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизиологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При этом речь идет о целостной, личностной характеристике.
Шкала «ВОЛЯ» (10 утверждений)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы | Несомненно, да | Пожалуй, да | По обстоятельствам | Пожалуй, нет | Нет |
2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Явно ощущаю в себе слабость воли | Нет | Пожалуй, нет | По обстоятель-ствам | Пожалуй, да | Да |
4. Я склонен любое дело доводить до конца | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. Я люблю дело, требующее напряжения ума и мускулов | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
6. Усилием воли я могу преодолеть любые трудности | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
7. Чаще всего начатое дело завершаю в срок | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
9. Из-за своей нерешительности я много теряю | Нет | Пожалуй, нет | Нечто среднее | Пожалуй, да | Да |
10. Мне нравится преодолевать трудности в учебе и в других делах | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
В целом все эти утверждения выявляют готовность к произвольному напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать возможные трудности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, решительность.
Шкала «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
(8 утверждений, выявляющих устойчивый стиль мышления)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы | Несомненно, да | Пожалуй, да | По обстоятель-ствам | Пожалуй, нет | Нет |
2. Мне свойственны четкость и порядок в делах | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Я склонен анализировать свои поступки | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
4. Предпочел бы иметь дело с математическими науками | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. Читая художественные произведения, пропускаю разные описания | Нет | Пожалуй, нет | Когда как | Пожалуй, да | Да |
6. Стремлюсь быть знатоком в определенной области | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
7. Перед тем, как действовать, я стараюсь представить себе все последствия | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
8. Предпочитаю действовать по заранее продуманному плану | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают расположенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкости и продуманности действий, последовательность в переходах от одних этапов действий к другим. По своему содержанию один из полюсов этой шкалы можно назвать «аналитичностью» в отличие от противоположного полюса, характеризующего «синтетический» стиль познавательных возможностей.
Интерпретация полученных данных
Для получения обобщенных показателей выраженности сигнальных систем суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответственно сгруппированные шкалы. Данные по четырем первым шкалам («Активность», «Эмоциональность», «Образная память», «Воображение») объединяются в один показатель выраженности первой сигнальной системы, а показатели по другим трем шкалам («Саморегуляция», «Воля», «Аналитическое мышление») группируются в один показатель второй сигнальной системы. Причем, меньшие величины числовых значений указывают на большее развитие сигнальных систем.
1. Коэффициент сигнальности (КС) позволяет провести оценку относительной выраженности каждой из сигнальных систем :
КС = (вторая с.с. – первая с.с.) / (вторая с.с. + первая с.с.) * 100
При этом, снижение КС свидетельствует об усилении преобладания второй сигнальной системы, а его увеличение – о преобладании первой сигнальной системы.
-
Производный показатель (ПП) — обычная арифметическая сумма показателей двух сигнальных систем. Чем меньше величина этого показателя, тем выше уровень аналитико-синтетической деятельности, и наоборот.
Задание и отчетность. После тестирования испытуемых провести сравнительную оценку полученных данных. Сделать заключение об индивидуальных особенностях проявления соотношения первой и второй сигнальных систем.
Работа 3. Определение соотношения двух сигнальных систем действительности.
Цель работы: определить илупроявленияи соотношение первой и второй сигнальных систем.
Материалы и оборудование: тест-опросник Б.Кадырова.
Испытуемый: ПОПОВА КЛАРА, образование высшее, 29 лет.
Первая сигнальная система
:
Шкала «Активность» - 30 б
Шкала «Эмоциональность»- 34б
Шкала « Образная память»- 20б
Шкала «Воображение»- 25б
Соответственно, по первой сигнальной системе испытуемая набрала 109 баллов.
Вторая сигнальная система:
Шкала « Саморегуляция»- 16 б
Шкала «Воля»-16 б
Шкала « Аналитическое мышление»-13 б
Соответственно, по второй сигнальной системе испытуемая набрала 45 баллов.
По данной методике меньшие величины числовых значений указывают на большее развитие сигнальных систем т.е в данном случае у испытуемой, преобладание второй сигнальной системы.Это мыслительный тип ВНД по И.П.Павлову. Такие люди склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и часто выбирают профессии связанные с математическими или философскими направлениями.
Коэффициент сигнальности (КС) позволяет сделать оценку относительной выраженности каждой изсигнальных систем:
КС=(вторая с.с- первая с.с )/ (вторая с.с+первая с.с)*100
КС=(45-109)/ (45+109)*100,
Итак значение коэффициента сигнальности равен (-41,5)
Снижение КС свидетельствует об усилении преобладания второй сигнальной системы.
Вывод. Испытуемая относится к лицам с преобладающим типом второй сигнальной системы. Для данной испытуемой слово выступает в качестве условного раздражителя,становится стимулом к действию.Коэффициент сигнальности подтверждает преобладание второй сигнальной системы т.к. имеет отрицателное значение( снижение КС свидетельствует об усилении преобладания второй сигнальной системы.