Файл: 18. Социальноэкономическое развитие России в первой половине 19 века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

Развитие социально-экономической ситуации в России первой половины XIX века, обусловлено процессом разложения феодально-крепостнической системы.

Возникает кризис феодального способа производства, а в крепостнической системе существенно развиваются капиталистические отношения. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли. В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Сельское хозяйство

Крепостному хозяйству в этот период было присуще обеднение крестьянства, постоянные долги перед хозяйствами помещиков, совершенно несправедливые и ничем, кроме жадности помещиков, не обусловленные.

Элементы капитализма развивались медленно в сельском хозяйстве. Множество земель, которые относились к помещикам и казне, не были частью торгового оборота. Капиталистические хозяйства не могли развиваться из-за отсутствия земельного фонда.

Но несмотря на это, хозяйство развивалось: увеличивался валовой сбор зерновых, развивалось свободное предпринимательство на юге России, увеличивался экспорт хлеба.

К сожалению, рост в этой сфере экономики не мог быть особо высоким по причине отсутствия совершенствование орудий сельского хозяйства и агрономических приемов.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Промышленность

Происходил переход от мануфактуры к фабрике, которая уже была оборудована паровыми двигателями. В ходе переворота в промышленности сформировалось два капиталистических класса: буржуазия и промышленный пролетариат.

Фабрики составляли приблизительно 18 % от общего числа крупных предприятий. Развитие промышленности тормозило крепостное право, но все-таки промышленный переворот повлиял на совершенствование этой сферы.

Торговля

Постепенно складывался единый всероссийский рынок. Распространенной формой торговли были ярмарки, магазинная торговля и торговля вразнос. Товарно-денежные отношения развивались благодаря образованию Центрально-промышленного региона, в котором были расположены промышленные центры страны и промыслы.

В него были включены Московская, Владимировская, Калужская, Нижегородская, Тверская губернии. Были образованы и другие хозяйственные регионы, у каждого из которых была своя торгово-промышленная специализация. Такое разделение сфер торговли поспособствовало росту экономической ситуации и общественному разделению труда.

Изменения социальной структуры

Появляется тенденция к росту городов, которая повышала рост населения России в целом. Появилось социальное расслоение, так как возникли крестьяне-капиталисты, которые промышляли торговлей и мелким предпринимательством.

Промышленными рабочими являлись помещичьи крестьяне, которых отпускали в город за оброком, или государственные крестьяне, которые, несмотря на активное участие в промышленном процессе, были привязаны к своей земле и общине.

Класс буржуазии был представлен купечеством и торговцами, которые постепенно вкладывали деньги в предпринимательство. Это могли быть и крестьяне, которые стали состоятельными и владели денежными средствами, но все равно оставались крепостными.

19. Правление Александра I

В ночь с 11 на 12 марта 1801г в России совершился последний двор. переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла 1. На российский престол взошел его старший сын Александр (1801-1825), открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

Реформы системы управления.

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет Министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены.

Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Крестьянский вопрос.

1801 год - указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.

1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю.

1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.

Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права.

Развитие системы просвещения. В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. Новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда:

1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища;

2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе;

3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах;

4) университеты.

Появилось 6 университетов. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи.

Конституционные проекты и реформы М.М.Сперанского. Причины их неудач. Преобразование Государственного совета

Сперанский (статс-секретарь императора) предлагал начать задуманную реформу с преобразования Государственного совета. Государственный совет не законодательная власть, а только орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом устанавливается твердый порядок законодательства.

Государственным секретарем был назначен Сперанский.

Общее учреждение министерств

С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности – «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.

Проект Правительствующего и Судебного Сенатов

Предположено было преобразовать и Сенат. Сенат не может быть «законодательным сословием». Введение красноречиво доказывает, что, по мнению автора реформы, законодательным, высшим политическим учреждением должна быть Государственная Дума, а не Сенат. Реформой Сената Сперанский хотел подготовить путь для Думы.

Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената.

Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующем и сосредоточивавшее в себе правительственные дела; другое под названием Сената судебного распалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Финансовые преобразования. В разнообразную деятельность Сперанского входило и устройство финансов, которые находились в печальном состоянии вследствие войн и затруднений торговых, причиненных континентальной системой.

С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней; 6) установлению налогов.

Прежде всего Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов.

Сперанским были разработаны таможенный тариф и торговое уложение.

Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. увеличены были все налоги – или удвоены, другие более чем удвоены.

Итогом проведенной реформы было снижение дефицита государственного бюджета. Устанавливается контроль за бюджетом, устраняется произвол в финансовых делах. В расходах обозначился порядок.

Причины неудач реформ М.М. Сперанского

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского заключалась в непоследовательности. Консервативная политика второго периода царствования Александра I.

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным»,

Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина»(1815-1825).

Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г . военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г . деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822г права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

Внешняя политика Александра I

Война с Францией

Коалиция против Франции с Англией, Швецией и Пруссией. Противостояние с Францией можно разделить на два этапа. Это война 1805-1807 года, и Отечественная война 1812. Забегая вперед, можно сказать, что обе эти компании были удачными для России, и в очередной раз показали храбрость и талант Александра I.

Война 1905-1907 годов получила название война третьей коалиции, в которую вошли крупные на тот момент державы:

Великобритания,

Швеция,

Австрия,

Португалия,

Россия.

В 1905 году было подписано «Петербургское соглашения», которое заложило фундамент третьей коалиции. Австрия планировала начать военные действия в Северной Италии и Бавария, на помощь ей были пущены русские войска под командованием Кутузова и Буксгевдена. Русские войска не успели подойти в срок, зато Наполеон в короткие сроки смог перебросить своё войско в Северную Италию.

В связи с этим Австрия капитулировала. Александр I прибыл в армию, и хотя командовал войском Кутузов, основные решения принимал император, благодаря его уму и опытности Кутузова войска коалиции одержали громогласную победу под Аустерлицем. В июне 1812 года армия Наполеона начала своё вторжение на территорию Российской империи.

Александр первый получает известие о начале войны, находясь на балу. Он отправил Балашова, чтобы он вел переговоры с Францией, но лишь с тем условием, что на русской земле не останется ни одного военного француза. Уже через сутки Александр I был в месте военных событий и взял на себя командование. Спустя полгода Франция капитулировала. «Великая армия» Наполеона, была поражена. Россия развеяла миф о непобедимости французских войск, которые за короткий срок подвергли разорению половину Европы.

Война со Швецией

Война 1808-1809 годов стала последней в цикле русско-шведских войн. Война началась 16 марта, после вторжения русских войск на территорию Финляндии. Александр I, воспользовавшись тем, что залив замерз, дал приказ переправиться на берег врага. Три колоны были переведены через залив, командовал ими знаменитый герой Багратион. В результате поражения Швеции, к России была присоединена часть Финляндии. Швеция обязывалась присоединиться к континентальной блокаде. Ближневосточное направление.

Война с Турцией

Война была одной из многих между Российской и Османской империей. Последние военные компании 1808 года не удовлетворили Александра I, и он направил войска под командованием Позоровского и Багратиона. Русские войска наносили множество поражений, но компании продолжались в 1810-1811 годах. 16 мая 1812 года в Бухаресте был заключен мирный договор в пользу России.

Война с Персией

Параллельно с войной в Турции шла война с Персией (Ираном). Россия активно присоединяла территории Закавказья, в 1804 годах была присоединена Грузия, в том же году, заручившись поддержкой Великобритании, Персия объявила России войну.

Занятая в войне с Наполеоном, Россия не могла дать достойны отпор Персии, но ситуация изменилась благодаря Котляревскому, который разбил превосходившие отряды персов. Там же, в Карабахе был подписан мирный договор, по которому территория Восточной Грузии отходила Российской империи.

Итоги внешней политики Александра I

Таким образом, внешняя политика Александра I сыграла большую роль в расширении границ Российской империи, и урегулирования систем власти внутри страны.

20. Правление Николая I

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын — Николай I.

1. Николай I Павлович, брат Александра I, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая I, пришедшего к власти в день восстания декабристов, отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия.

Задачи внутренней политики Николая 1: усовершенствование внутреннего состояния государства, все служебные посты предоставить исключительно дворянам, усовершенствование военного дела.

Условия проведения внутренней политики: она была проведена из-за возможного возникновения восстаний и бунтов крестьян, формирования либеральной оппозиции и развития революционной традиции.

Стабилизация политического режима. В 1826 году Николаем 1 был издан новый цензурный Устав, названный современниками чугунным. Был учрежден главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия.

Укрепление и военизация системы государственного управления, кодификация законов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. Особое место занимало 3 отделение канцелярии Его Императорского Величества, которое имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами. Николай проводил продворянскую политику. Ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. В его царствование была проведена кодификация законов. Эта работа была поручена Сперанскому. Он собрался классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 года. Их опубликовали в 1830 году в «Полном собрании законов Российской империи(45 томов). В отдельный «Свод законов»(15 томов) в 1832 году были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране.


Попытки смягчения крестьянского вопроса: секретные комитеты и реформа графа П.Д.Киселёва. Для изыскания средств к улучшению положения крестьян несколько раз создавались Секретные Комитеты, деятельность которых свелась к бесплодным дискуссиям. В 1841 году был принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 году указ «об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам выпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование.

В 1837-1841 годах под руководством Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы-поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление гос. Крестьянами было передано Министерству государственных имуществ.

Продворянские мероприятия Николая I. Ряд указов Николая 1 способствовал консолидации господствовавшего сословия. Было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 году был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставить исключительно дворянам.

Кризисное состояние экономики, финансовая политика Е.Ф.Канкрина.

Целями финансово-кредитной реформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широком смысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839 – 1843гг. впервые установила в России серебряный монометаллизм. Главной платёжной монетой была утверждена серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным знаком ценности.

2. Собственная его императорского величества канцелярия — мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых были и III отделения:



отделение руководило работой по кодификации законодательства;

отделение стало органом политического надзора и сыска. Фактически III отделение стало «государством в государстве», стоящим над всеми иными органами — Сенатом, Государственным советом, министрами. Оно имело широкие полномочия и при Николае I стало играть решающую роль в жизни страны. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вверено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший символом эпохи. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска. Россия официально стала полицейским государством. Созданная при Николае I в 1826 г. политическая полиция стала одним из ведущих государственных органов на протяжении столетия и просуществовала до 1917 г.

3. II отделение собственной его императорского величества канцелярии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации всего законодательства России. Данной работой руководил вьшедший из тени известный при Александре I реформатор М.М. Сперанский. Результатом работ отделения и М.М. Сперанского стал выход в 1833 г. 15 томов «Свода законов Российской Империи», где было собрано все законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов.

4. При Николае I была проведена реформа образования, суть которой состоит в следующем:

  • все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии — для дворян;

  • в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.

5. В годы правления Николая I также было усовершенствовано помещичье землевладение и предпринята попытка решить крестьянский вопрос:

  • был создан секретный комитет для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса во главе с П.Д. Киселевым;

  • П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;

  • компромиссом стало решение о нераспространении крепостных порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать «вольную» некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян);

  • улучшилось и положение помещиков — были сокращены подати; помещики и дворяне освобождены от телесных наказаний, получивших распространение при Павле I.


6. Несмотря на то, что эра Николая 1 стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др., в стране вводилась жесточайшая и обязательная цензура, которая имела два уровня:

  • предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;

  • карательная — цензура вышедших произведений, в ходе которой «просеивались» вышедшие произведения и наказывались цензоры и авторы вольнодумных произведений, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру.
Внешняя политика. Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова. Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения, в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война.  Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России. Итоги.Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей отмены крепостного права.

21. Движение декабристов

Начиная со второй половины 1810-х часть представителей русской интеллигенции и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. Формированию идеологии будущих декабристов способствовали: знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы; Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права.

Тайные дворянские общества.

1) Первая централизованная конспиративная организация офицеров в 1816 г. – Союз Спасения. Создатели: Сергей Трубецкой, Якушин, братья Муравьевы. Цели - конституционная монархия и отмена крепостного права.

2) "Союза благоденствия" (около 200 человек). Развернулась просветительская деятельность. Новое общество считало основной целью формирования в стране "общественного мнения", которое представлялось декабристам главной революционной силой, движуще

1821 образовалось Южное общество декабристов, а вскоре - северное общество декабристов с центром в Петербурге. Руководителем Южного общества стал один из выдающихся декабристов - Пестель. Северное общество возглавил Н. Муравьев.

Политические программы декабристов: «Русская правда» и «Конституция» - сравнительный анализ.

Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н.М .Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. Конституция отражала взгляды умеренной части декабристов, русская правда- радикальной.

Муравьев выступал за конституционную монархию- политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору, законодательная власть- парламенту. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй.

В решении аграрно-крестьянского вопроса Пестель и Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок.

По мнению Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для пропитания.