ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
1
Пояснительная записка
3 2
Учебно-тематический план
7 3
Содержание программы
10 4
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
18 5
Список литературы
19
Приложение 1. «Индивидуальная карточка учёта результатов обучения»
3
1. Пояснительная записка
Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем. Как помочь ему освоиться в этом новом для него мире? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? В решении этих и других вопросов большое значение имеет организация школьного досуга.
Во время досуговой деятельности дети сами предъявляют себе взрослые требования. Досуг учит преодолевать трудности, удовлетворяет многие социально-психологические потребности детей.
Важной стратегией работы дополнительного образования детей становится организация досуговой деятельности, которая включает в себя не только получение теоретических знаний, но и широкий диапазон практической работы, где каждый обучающийся может испытать и реализовать свои возможности.
Поэтому организация досуговой деятельности в дополнительном образовании не просто актуальна, а по-настоящему востребована.
Данная программа разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы допрофессиональной подготовки по специальностям «Менеджер», «Организатор досуговой деятельности»
Бобровницкой В.Ю. и Хорева Д.В.
Отличительная особенность. Данная программа не дублирует вышеозначенную программу, а является существенным дополнением в решении важнейших воспитательных, развивающих и учебных задач, решаемых при взаимодействии с детьми в образовательном процессе.
Программа «Организация досуга» носит социально-педагогическую
направленность и рассчитана на 1 год обучения.
В данном курсе обучающимся даются теоретические и практические знания по основам игровой деятельности и методике организации игр, а также представление о разнообразии игровых форм.
Программа адресована детям в возрасте 7-18 лет.
4
Цель программы:
Создавать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, посредством знакомства с деятельностью организатора досуговой деятельности.
Задачи программы:
Учебные:
- давать знания о проведении разнообразных игр;
- обучать методике составления и проведения игровых программ;
- научить работать с литературой и подбирать материал согласно тематике игровой программы.
Воспитательные:
- воспитывать чувства взаимопонимания и взаимовыручки;
- создавать условия для самовыражения, самореализации;
- содействовать приобщению к здоровому образу жизни;
- организация яркой, насыщенной, разнообразной игровой деятельности, как средства воспитания, формы досуга и способа жизнедеятельности.
Развивающие:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать лидерские качества обучающихся;
- развивать умение самостоятельно разрабатывать, организовывать и проводить массовые мероприятия игрового направления;
- развивать внимание, воображение, память;
- развивать детскую инициативу, самостоятельность и ответственность;
- развивать умения организовать коллективное творчество и личный досуг.
При реализации программы и организации образовательного процесса нужно придерживаться следующих принципов:
1. Комплексность целей и задач, решаемых посредством программы.
2. Изучение материала через игровую деятельность и творческие задания.
Приоритет обучения при многообразии видов деятельности.
3. Апробирование на практике полученных в ходе обучения знаний.
5
Освоение программы не требует специального отбора детей.
Педагогические технологии:
- поисковые и исследовательские технологии;
- информационные технологии;
- дифференцированное обучение;
- индивидуальный подход;
- игровые технологии.
Режим занятий. Количество учебных часов в группе – 5 часов в неделю, всего 180 учебных часов.
Формы проведения занятий: беседы, мастер-класс, игры, праздники, творческие мастерские.
Образовательный процесс состоит из 2 разделов (курсов) - «Методика игровой деятельности» и «Игровая программа как форма организации досуга детей».
Распределение разделов (курсов) программы:
№
п/п
Наименование
разделов (курсов)
Всего
В том числе
Теория Практика
1
Методика игровой деятельности.
123 41 82 2
Игровая программа как форма организации досуга детей.
57 6
51
ИТОГО:
180 47 133
Прогнозируемый результат обучения:
должен знать:
- содержание игр разных направлений;
- теоретические аспекты по игре;
- понятие игровая программа;
- виды игровых программ;
- методику разработки игровых программ;
6
должен уметь:
- использовать необходимый реквизит;
- подбирать музыкальное оформление;
- владеть аудиторией играющих;
- работать с литературой по профилю;
- применять на практике полученные знания;
- вести инструкторскую деятельность;
- быть организатором в проведении игр со своими сверстниками.
владеть навыками:
- владеть коммуникативными навыками взаимодействия со сверстниками в ходе проведения игровой программы;
- организации и проведения игр и досуговых мероприятий.
Форма подведения итогов: зачёт, предусматривающий организацию и проведение игровых площадок по различным видам игр.
Результаты реализации программы фиксируются в «Индивидуальной карточке учёта результатов обучения» (Приложение 1.)
7
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего В том числе
Теория Практика
Раздел №1
«Методика игровой деятельности»
123
41
82
1
Вводное занятие «Что такое досуг?».
Формы, виды досуговой деятельности.
5 5
-
2
Игра – как одна из форм досуговой деятельности. Классификация игр.
5 2
3
3
Подвижные игры
35
12
23
3.1 Игры с разделением на команды
5 2
3 3.2 Игры без разделения на команды
5 2
3 3.3 Игры с выбором водящего.
10 2
8 3.4 Игры - эстафеты
5 2
3 3.5 Игры - поединки
5 2
3 3.6 Итоговое занятие
5 2
3
4
Малоподвижные игры
28
9
19
4.1 Аттракционы
5 2
3 4.2 Игры с эстрады
5 2
3 4.3 Игры на перемене
10 2
8 4.4 Музыкальные игры
5 2
3 4.5 Итоговое занятие
3 1
2
5
Игры для активного отдыха
29
7
22
5.1 Игры в помещении
10 2
8 5.2 Игры за столом
5 2
3 5.3 Игры на воздухе
10 2
8 5.4 Итоговое занятие
4 1
3
6
Психотехнические игры
21
6
15
7.1 Оздоровительные игры
7 2
5 7.2 Активизация резервных возможностей
(самосовершенствование)
7 2
5 7.3 Итоговое занятие
3 1
2 8
Итоговые занятия по курсу «Игра»
4 1
3
Раздел №2
«Игровая
программа
как
форма
организации досуга детей»
57
6
51
1
Что такое игровая программа?
15 3
12 2
Методика подготовки и проведения игровой программы
10 2
8 3
Разработка игровой программы
12
-
12 4
Творческие встречи
5
-
5 5
Индивидуальные занятия
10
-
10
8 6
Итоговое занятие
5 1
4
Итого:
180
47
133
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего В том числе
Теория Практика
Раздел №1
«Методика игровой деятельности»
123
41
82
1
Вводное занятие «Что такое досуг?».
Формы, виды досуговой деятельности.
1 1
-
2
Игра – как одна из форм досуговой деятельности. Классификация игр.
3 1
2
3
Подвижные игры
29
12
17
3.1 Игры с разделением на команды
4 2
2 3.2 Игры без разделения на команды
4 2
2 3.3 Игры с выбором водящего.
9 2
7 3.4 Игры - эстафеты
4 2
2 3.5 Игры - поединки
4 2
2 3.6 Итоговое занятие
4 2
2
4
Малоподвижные игры
23
9
14
4.1 Аттракционы
4 2
2 4.2 Игры с эстрады
4 2
2 4.3 Игры на перемене
9 2
7 4.4 Музыкальные игры
4 2
2 4.5 Итоговое занятие
2 1
1
5
Игры для активного отдыха
25
7
18
5.1 Игры в помещении
9 2
7 5.2 Игры за столом
4 2
2 5.3 Игры на воздухе
9 2
7 5.4 Итоговое занятие
3 1
2
6
Психотехнические игры
21
6
15
7.1 Оздоровительные игры
6 2
4 7.2 Активизация резервных возможностей
(самосовершенствование)
6 2
4 7.3 Итоговое занятие
2 1
1 8
Итоговые занятия по курсу «Игра»
4 1
3
Раздел №2
«Игровая
программа
как
форма
организации досуга детей»
46
6
40
1
Что такое игровая программа?
4 3
1 2
Методика подготовки и проведения
9 2
7
9 игровой программы
3
Разработка игровой программы
12
-
12 4
Творческие встречи
6
-
6 5
Индивидуальные занятия
10
-
10 6
Итоговое занятие
5 1
4
Итого:
144
42
102
10
3. Содержание программы
Курс «Методика игровой деятельности»
В данном курсе обучающимся даются теоретические и практические знания по основам игровой деятельности и методике организации игр, а также представление о разнообразии игровых форм.
Цель курса: познакомить, изучить более углубленно и практически освоить проведение различных видов игр.
Задачи курса:
1. Дать обучающимся знания о разнообразии видов и форм игровой деятельности.
2. Выработать навыки проведения игр.
3. Дать знания о способах взаимодействия с аудиторией.
Предполагаемые результаты обучения:
По окончании освоения курса обучающиеся могут:
1. Овладеть знаниями:
о методах использования игр при работе с конкретной возрастной группой;
о видах игровой деятельности и формах игровых программ.
2. Уметь самостоятельно разрабатывать, организовывать и проводить массовые мероприятия игрового направления.
Формы подведения итогов:
1. Опрос, предусматривающий выявление знаний теоретического материала курса;
2. Практическое задание, предусматривающее организацию и проведение разных видов игр (подвижных, малоподвижных, игры для активного отдыха и т. д).
11
Краткое содержание разделов и тем курса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Содержание
1
Вводное занятие «Что такое досуг?».
Формы, виды досуговой деятельности.
Теория:
правила техники безопасности на занятии;
понятие досуга;
формы и виды досуговой деятельности: музыка, танцы, ток – шоу, КВН, игры.
2
Игра – как одна из форм досуговой деятельности.
Классификация игр.
Теория:
понятие игры;
функции игры: саморегуляция в игре, диагностическая, коррекция в игре, развлекательная, социокультурная, коммуникативная, релаксация в игре;
классификация игр;
роль организатора в игре.
Практика:
Организация и проведение игр
(примеры классификаций)
3
Подвижные игры
Теория:
понятие подвижные игры;
учет возрастных и психологических особенностей при выборе подвижных игр.
Практика:
организация и проведение игр:
«Улитка», «Змейка», «Иголка и нитка», «Рыбаки и рыбки», «Река - берег» и др.
4
Игры с разделением на команды
Теория:
понятие командной игры;
особенности командных игр.
Практика:
организация и проведение игр:
«Успей взять кеглю», «Перемена мест», «Перестрелка» и др.
5
Игры без разделения на команды
Теория:
методика организации и проведения командных игр.
12
Практика:
организация и проведение игр:
«Капканы»,
«Вышибалы»,
«Воробьи -вороны», «Шмель» и др.
6
Игры с выбором водящего.
Теория:
Понятие водящего и способы выбора водящего.
Практика:
организация и проведение игр:
«Челнок», «Колесо», «Лабиринт»,
«Зверюшки, навострите ушки» и др.
7
Игры – эстафеты
Теория:
понятие эстафета, их значение;
особенности эстафетных игр;
организация судейства.
Практика:
организация и проведение эстафет: с мячом - «Мяч сквозь обруч»,
«Передача мячей»; с обручем, без инвентаря, с набором предметов.
8
Игры – поединки
Теория:
понятие игр - поединок;
методика организации и проведения игр – поединков.
Практика:
Организация и проведение игр:
«Сбей городок», «Потяни шнур»,
«Шесть городков», «Не теряй равновесия!», «Петушиный бой» и др.
9
Итоговое занятие
Теория:
Проверка знаний по теоретическому материалу.
Практика:
Практическое задание: проведение игр (игры – поединки, игры – эстафеты, игры с выбором водящего и т. д.)
10
Малоподвижные игры
Теория:
понятие малоподвижные игры;
особенности использования реквизита в проведении малоподвижных игр;
13
Практика:
организация и проведение малоподвижных игр: «Чепуха»,
«Ассоциация»,
«Испорченный телефон»,
«Три движения»,
«Поиски звонка» и др.
11 Аттракционы
Теория:
понятие аттракцион;
реквизит в проведении аттракционов;
Практика:
проведение аттракционов:
«Рыбалка», «Тир», «Пронеси, не урони!».
12 Игры с эстрады
Теория:
понятие игры с эстрады;
особенности проведения игр с эстрады;
Практика:
проведение игр с эстрады: «Кусты
- дерево», «Любимое блюдо» и др.
13 Игры на перемене
Теория:
понятие игры на перемене;
Практика:
организация и проведение игр на перемене: «Светофор», «Узнай, кто затейник»,
«Быстрей шагай»,
«Умей унести».
14 Музыкальные игры
Теория:
понятие музыкальная игра;
особенности проведения музыкальных игр;
Практика:
организация и проведение музыкальных игр: «Музыкальные змейки», «Раз, два, три», «Веселый хоровод», «Песня ведет» и др.
15 Итоговое занятие
Теория:
Теоретическое задание на знание материала.
Практика:
Практическое задание: проведение игр.
14 16
Игры для активного отдыха
Теория:
понятие игр для активного отдыха;
Практика:
организация и проведение игр для активного отдыха: игры в помещении, игры за столом, игры на воздухе.
17 Игры в помещении
Теория:
понятие игры в помещении;
особенности проведения игр в помещении.
Практика:
организация и проведение игр в помещении:
«Переходы»,
«Исходное положение», «Двойные хлопки», «Часы», «Кто летает?» и др.
18 Игры за столом
Теория:
понятие игры за столом;
Практика:
организация и проведение игр за столом:
«На одну букву»,
«Кинолента»,
«Пары слов»,
«Стыковка», «Рисуем лицо» и др.
19 Игры на воздухе
Теория:
понятие игры на воздухе;
Практика:
организация и проведение игр на воздухе:
«Гуси»,
«Гигантские шаги», «Эстафета с мячом»,
«Земля и воздух» и др.
20 Итоговое занятие
Теория:
Теоретическое задание на знание материала.
Практика:
Практическое задание: проведение игр.
21
Психотехнические игры
Теория:
понятие психотехнических игр;
особенности использования психотехнических игр.
22 Оздоровительные игры
Теория:
понятие оздоровительных игр;
Практика: