Файл: Москва 2023 Вопросы по 1 семинарскому занятию Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология

Группа ММ20П161

Студент




Р. А. Петрушин







МОСКВА 2023


Вопросы по 1 семинарскому занятию:

4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.

Автор теории

Суть теории

Гюстав Лебон (1841-1931)


Основная идея заключается в том, что большими массами людей руководят бессознательные инстинкты.

Разделял толпу на типы:

1) Толпа разнородная:

а) Анонимная (например, уличная толпа).

б) Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д)

2) Толпа однородная:

а) Секты (политические, религиозные и т. д.)

б) Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.)

в) Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.)

Человек по его теории руководствуется двумя типами мотивации:

1) Биологическая (врожденная)

2) Умственная (приобретенная)

В толпе человек руководствуется больше биологическими мотивами, чем умственными.

Толпа иррациональна, в отличие от индивидуума, к этому приводит три фактора:

Анонимность — создаёт ощущение силы, при этом лишает чувства ответственности.

Заражение — бессознательное усваивание образцов поведения.

Внушаемость — наиболее важный механизм, потеря критической оценки стимулов и призывов к действию => неуправляемость и спонтанность

Габриэль Тард (1843-1904)


Выдвигает две идеи для объяснения развития общества:
Подражание — люди копирует поведение друг друга во всём

Изобретение — адаптация к изменяющимся внешним условиям. Всё новое, что возникает в обществе, создаётся группой одарённых лиц, после чего их достижения распространяются, как круги на воде. Борьба изобретений приводит к конфликтам.


Н. К. Михайловский (1842-1904)


Идеи:

О свободном выборе "идеала" — обоснование возможности изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении.

Теория "героев и толпы" — объяснение поведения толпы стремлением к подражанию



5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856—1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.

Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

6. Понимающая социология М.Вебера.

Выдающийся немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер (1864—1920) является создателем понимающей социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах "Протестантская этика и дух капитализма", "Основные социологические понятия", "О некоторых категориях понимающей социологии", "Хозяйственная этика мировых религий" и др.



Свою социологию Вебер называл "понимающей", поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, "понять" и "причинно объяснить" их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как "общество", "государство", "народ" и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие "идеальный тип", ставшее центральным в его методологии. "Идеальный тип" — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений отданного "идеального типа").

Вебер выделил четыре "идеальных типа" социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

• целерациональное действие— действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

• ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;

• традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого тина действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

• аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти
, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится "на границе" осмысленного человеческого поведения.