Файл: Москва 2023 Вопросы по 1 семинарскому занятию Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная
МОСКВА 2023 |
Вопросы по 1 семинарскому занятию:
4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).
Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.
Автор теории | Суть теории |
Гюстав Лебон (1841-1931) | Основная идея заключается в том, что большими массами людей руководят бессознательные инстинкты. Разделял толпу на типы: 1) Толпа разнородная: а) Анонимная (например, уличная толпа). б) Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д) 2) Толпа однородная: а) Секты (политические, религиозные и т. д.) б) Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.) в) Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.) Человек по его теории руководствуется двумя типами мотивации: 1) Биологическая (врожденная) 2) Умственная (приобретенная) В толпе человек руководствуется больше биологическими мотивами, чем умственными. Толпа иррациональна, в отличие от индивидуума, к этому приводит три фактора: Анонимность — создаёт ощущение силы, при этом лишает чувства ответственности. Заражение — бессознательное усваивание образцов поведения. Внушаемость — наиболее важный механизм, потеря критической оценки стимулов и призывов к действию => неуправляемость и спонтанность |
Габриэль Тард (1843-1904) | Выдвигает две идеи для объяснения развития общества: Подражание — люди копирует поведение друг друга во всём Изобретение — адаптация к изменяющимся внешним условиям. Всё новое, что возникает в обществе, создаётся группой одарённых лиц, после чего их достижения распространяются, как круги на воде. Борьба изобретений приводит к конфликтам. |
Н. К. Михайловский (1842-1904) | Идеи: О свободном выборе "идеала" — обоснование возможности изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Теория "героев и толпы" — объяснение поведения толпы стремлением к подражанию |
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.
Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856—1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.
Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.
6. Понимающая социология М.Вебера.
Выдающийся немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер (1864—1920) является создателем понимающей социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах "Протестантская этика и дух капитализма", "Основные социологические понятия", "О некоторых категориях понимающей социологии", "Хозяйственная этика мировых религий" и др.
Свою социологию Вебер называл "понимающей", поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, "понять" и "причинно объяснить" их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как "общество", "государство", "народ" и др.
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие "идеальный тип", ставшее центральным в его методологии. "Идеальный тип" — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений отданного "идеального типа").
Вебер выделил четыре "идеальных типа" социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:
• целерациональное действие— действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;
• ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;
• традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого тина действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;
• аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти
, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится "на границе" осмысленного человеческого поведения.