Файл: Тема История и генезис теории управления. Научная теория управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. История и генезис теории управления. Научная теория
управления
1. Управленческие революции. Возникновение научной теории управления.
2. Классическая школа в управлении.
1 вопрос
Развитие управления характеризует не только его история, но и генезис, предполагающий качественные преобразования управления в соответствии с изменениями потребностей общества, производства и человека.
Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления.
Например, антропологи обнаружили раскопки, которые свидетельствуют о примитивных формах самоорганизации древних племен, направленных на выживание.
Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке.
По мере развития общества, производства и экономики меняются типы управления, возникают новые, отвечающие потребностям наступающего этапа, который приходит, разворачивается и постепенно угасает, переходя в другое качество, в новый этап. Подобный ход событий характеризует как историю развития управления, так и его генезис. Отличие генезиса от истории состоит в том, что он отражает не просто цепочку событий, а процесс наращивания и углубления знаний, опыта, методов, возможностей и т.д. В процессе генезиса управления возник менеджмент как новый тип управления, в наибольшей мере отражающий, с одной стороны, специфику рыночной экономики, с другой – роль человека в научно-техническом процессе.
Этимология термина «менеджмент» свидетельствует, что в античной
Греции буквального аналога слова «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master означало «ведущий поиски» и
«умеющий разыскивать», но никак «умеющий руководить».
Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией».
Переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos –
народ, ago-веду). Это специфическая форма управления - умение с помощью слова повести за собой массы, искусство убеждать, предводительствовать
народом. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится , как правило, на периоды демократических режимов. Другой метод управления –
«рукоприкладство», то есть умение вести за собой при помощи физического воздействия, это специфика тиранического режима, неограниченная власть государя, - назвался «деспотизм». (Дес – связывать, сковывать).
Позже, демагогия стала синонимом заискивания перед народом.
(Аристотель писал: олигархи при помощи словесной эквилибристики, склоняли на свою сторону народ и меняли государственный строй).
Демагогия – искусство манипулировать властью во вред самому народу.
Немецкий историк
И.
Шайц
(интерпретация термина
«менеджмент»(итальян.)maneggiare –умение управлять лошадью.
Английское слово «manage» означает не просто управлять, но и ухитряться, не просто руководить, но и умудряться. Иными словами, не вкалывать в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Управление – это искусство, как раз и заключается в умении, хитрости так регулировать действия людей, чтобы они этого не замечали, чтобы они не чувствовали никакого давления или насилия. Выполняя задание, поручение, подчиненные должны вести себя так, будто действуют по собственной инициативе. Следовательно, главное в искусстве менеджера – мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении.
Стало быть, искусство управления лошадью и искусство управления человеком может принимать разные формы – от грубого понукания или прямой лести до очень тонкого стимулирования с таким расчетом, чтобы объект управления не чувствовал никакой скованности, выполняя чужие приказы как свои собственные задачи.
Любое управление в его обобщенном представлении отличается приоритетами, изменение которых, происходит в соответствии с потребностями и условиями производства, экономики и общества. Вместе с изменением практики управления изменяются и учения об управлении.
В развитии управления можно выделить семь этапов, которые нередко называют управленческими революциями.
Первая управленческая революция произошла 4 – 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств на Древнем
Востоке. Этот этап развития управленческой мысли характеризуют как
«религиозно-коммерческую революцию». Расслоение высшей касты священников привело к выделению особого слоя жрецов – религиозных функционеров, которые под видом отправления религиозных обрядов собирали дань и пускали её в дело. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчёты. В связи с этим

управление было связано с коммерческой деятельностью священнослужителей.
Вторая управленческая революция – светско-административная – тесно связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который для управления обширными территориями создал эффективную административную систему. Эта система основывалась на своде законов, регулирующих различные сферы жизни общества и определяющих отношения между социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность. Произошло отделение светской системы управления государством от религиозной власти, выделились группы людей, профессионально занимающихся управлением на уровне государства.
Третья управленческая революция известна как производственно- строительная и началась примерно через тысячу лет после правления
Хаммурапи во времена правления Навуходоносора II (605- 562 до н.э.). В это время велось большое строительство, разрабатывались технически сложные проекты, в производстве и строительстве применялись различные системы и методы контроля качества продукции.
В Др. Риме появилась форма предприятия, основанная на разделении труда, использовании ручной ремесленной техники, которая называлась мануфактура (манус-рука, фактура- изготовление). Термин (manuc и capio производить и накапливать капитал, трудиться и присваивать), появляется новая социальная группа – mancepts –предприниматель, человек, зарабатывающий капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но и хитростью и ловкостью.
Предприниматель – частный собственник, владелец капитала. Когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник. Менеджер - наемный работник, а не компаньон капиталиста. В его профессиональные обязанности входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их.
По мнению американского социолога
Энтони
Джей слово менеджер несет оскорбительный, уничижительный оттенок.
Менеджера в эпоху первоначального капитала воспринимали то как «заместителя» капиталиста, то как «мальчика на побегушках».
Создание грандиозных архитектурных сооружений древности
(египетские пирамиды, древние ацтекские города); существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, а позже

Древний
Рим); наличие крупных армий; успешное функционирование сложных и разветвленных религиозных организаций


(прежде всего римско-католической церкви) — все это и многое другое было бы просто невозможным без иерархического и скоординированного управления.
В этот период также появилось значительное количество управленческих нововведений в Древнем Риме. Например, система территориального управления
Диоклетиана
(243-316 до н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, которую до настоящего времени считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира.
Четвёртая управленческая революция происходила в средние века, ещё до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий
(цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве. При этом характерным было отсутствие банковской системы, недостаток мобильности работников, регулирование отношений по законам морали, а не экономики.
В более поздний период (XIV-XVI вв., Ренессанс) появились банки, стали расширяться рынки сбыта и сырья; ведение бизнеса начали осуществлять уже не сами работники, а владельцы капитала. Дальнейшее развитие привело к ещё большей дифференциации деятельности занятых в бизнесе. Целью бизнеса стало получение прибыли.
Пятая
управленческая
революция произошла в период индустриальной революции XVIII-XIX вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Управление отделилось от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, что привело впоследствии к возникновению профессионального управления. Администрирование в этот период трактовалось как процесс формирования общих целей и контроль за реализацией намеченного. В то же время функции управления постоянно расширялись и дополнялись планированием, делопроизводством, организацией закупок и сбыта продукции и др. Острая необходимость в качественном профессиональном управлении привела к появлению наёмного управляющего, однако менеджер как особая фигура в организации ещё не стал профессионалом.
Шестая управленческая революция – бюрократическая (конец XIX –
70-е гг. ХХ в.) – происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором.
Основоположником теории рациональной бюрократии стал немецкий социолог М. Вебер, который предлагал заменить собственника, как фигуру временную, менеджером и бюрократом – государственным чиновником.


В этот период развивалось крупное промышленное производство и соответствующие ему сложные иерархические структуры управления, происходила регламентация должностных обязанностей и ответственности менеджеров. В целом этот период развития управления характеризовался разделением управленческого труда, выделением и развитием менеджмента как науки.
Седьмая управленческая революция – постиндустриальный этап управленческого развития (с 80-х гг. ХХ в.) связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития, характерной чертой которого является ориентация управления на человеческий фактор.
2 вопрос
Школа научного менеджмента(1885—1920).
Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века.
Складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен:
1. новых научно-технических достижений,
2. интенсивного технического перевооружения производства,
3. изменения отношения к бизнесу,
4. успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.
5. переход от ремесленного производства 18 в. к машинному производству 19 в. сменило в 20 в. массовое поточное производство, конвейер.
6. центр развития теории и практики менеджмента в начале 20 в переместился из Англии в США. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации на транспорте и в промышленности.
7. но развитие американского производства сдерживалось перегрузкой заводов лишним оборудованием, раздуванием штатов и расточением материалов, и военно-анархическим типом организации производства. (Мастер управлял производством, отвечал за себестоимость продукции, руководил персоналом, увольнял рабочих, распределял задания, устанавливал часы работы, нормы выработки, повышал или понижал в должности и т.д.)
Формирование теории управления связывается с именем Фредерика
Тейлора. Его основные теоретические положения изложены в работах
«Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.),
«Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912г.). Взрыв

интереса к управлению вызвала его вторая работа, которая и считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.
Таким образом, Ф. Тейлор является представителем классической
школы управления, которая, в свою очередь, имела два направления:
-школу научного менеджмента, основоположником которой является
Ф. Тейлор, и
-школу административного управления, которую возглавил Анри
Файоль. Научный менеджмент занимался проблемами повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого.
Ф. Тейлор формулировал суть своей теории так: создана «наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности; максимального благосостояния».
Ф. Тейлор предложил строгую систему принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.
Слагаемыми этой системы явились математический метод исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж
(метод изучения времени и движений), расчленение и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и др.
-Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера.
Максимальное количество может быть переброшено, если пользоваться лопатой-совком емкостью около 8,6 кг.
-Ввел эффективную систему контроля за индивидуальным и коллективным трудом. (регламентация рабочего времени, обед, перерыв)
-Одной из важных проблем промышленного общества в США в конце
19 в. были разные формы выражения недовольства рабочих: открытые
(забастовки, нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение технологического процесса, неповиновение рабочих), скрытые
(неповиновения приказам, бойкот, саботаж). Наиболее популярные - искусственное сдерживание производительности труда - в результате неформального сговора рабочих.
Тейлор назвал - «Работа с прохладцей».

Рестрикционизм (от англ. restriction — ограничение) — сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей. Может выступать формой пассивного сопротивления нововведениям или саботажа со стороны сотрудников. В основе – природная склонность облегчить себе работу, стремление экономить физические усилия.
Тейлор обнаружил РСП эмпирическим путем, наблюдая за рабочим: вне работы он спешил, а в рабочее время, не торопился.
Причины: плохие условия труда, характер труда, организация труда. Причиной РСП может стать нормирование труда. Средняя норма выработки удобна для середняка и отстающего, но не удобна для передовых рабочих.
Кроме того, индивидуальное исполнение определяется не столько личностью, сколько малой группой. Энергичный рабочий предпочитает ориентироваться на собственные нормы, но вынужден подчиняться тем законам, которые преобладают в группе. Он не был психологом, но проблему он увидел. И даже употребил термин «коллективное давление», которое в современной социальной психологии заменено на понятие «групповое давление».
Групповой эффект был открыт психологией в 20-е гг. (
ДЖ.Айзенк, Дж. Струп) :положительный эффект - группа дает больший результат (синергетический эффект), психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества. Тейлор увидел отрицательное.
Конечной причиной РСП не лень или незаинтересованность в труде отдельного работника, а принуждение трудиться хуже, испытываемое им со стороны собственных товарищей. В основном задавали тон слабые работники, опуская их до своего уровня производительности.
Через 50 лет американский социолог и психолог Э. Мэйо подтвердил отрытый Тейлором феномен РСП. И говорил о существовании каких-то несанкционированных администрацией норм производительности.
Тейлор: Поскольку все люди от природы разные, то ставить разных по своим умственным и физическим способностям на одинаковую работу, значит создавать условия для перехода природной формы РСП в социальную. Одинаковая оплата труда и однородная работа приводит к тому, что «наилучшие» рабочие постепенно замедляют темп работы до темпа
«наихудших».