Файл: 1. Сформулируйте определение ролевой игры, перечислите ее характерные признаки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Сформулируйте определение ролевой игры, перечислите ее характерные признаки.
Ролевая игра – интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.
Признаки ролевой игры:
• наличие и распределение ролей;
• различие ролевых целей;
• взаимодействие игроков;
• наличие общей цели у коллектива;
• многоальтернативность решений;
• наличие управляемого эмоционального напряжения;
• отсутствие системы оценивания
2. Кратко охарактеризуйте виды игр с точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил.
Ролевые игры с точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил:
• жесткие (игры, в которых последовательность и содержание каждого шага игрока строго фиксируются, принятие решений сводится к выбору варианта из предложенных альтернатив и осуществляется в строго определенные промежутки времени);
• свободные (игры, в которых участникам задается лишь основное направление развития событий; участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут предпринимать);
• промежуточные (игры, в которых присутствуют некоторые ограничения, но при этом у участников есть возможность самостоятельно определять шаги, последовательность)
3. В чем отличие спонтанных и сюжетных ролевых игр?
Спонтанные игры предполагают импровизацию, а сюжетные игры предполагают использование сценария.
4. Перечислите компоненты ролевой игры. Охарактеризуйте средства ролевой игры.
Компоненты ролевой игры:
• задачи игры;
• содержание игры;
• правила игры;
• средства;
• роли;
• игровые действия;
• игровая ситуация;
• результат игры.
Средства ролевой игры (орнаменталика) – элемент игры, способствующий созданию игровой ситуации и облегчающий участникам процесс «вживания» в образ.
5. Что включает в себя подготовка к проведению ролевой игры?
Подготовка к проведению игры: объясняются суть игры, игровые правила и задачи,
излагается сценарий, организуется игровое пространство, определяются роли.
6. Какие задачи решаются на этапе обсуждения игры?
Задачи:
вывести участников из игровых ролей;
исправить допущенные ошибки;
внести ясность в происходившие события выявить установки, чувства, перемены, произошедшие с участниками в ходе игры;
соотнести результат игры с первоначальными целями; проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе;
проанализировать причины того или иного поведения участников и сделать выводы;
обсудить, как полученный в игре опыт может быть применим в жизни.
7. Отличительная особенность игры «Аквариум»? «Аквариум» – часть участников разыгрывает сцену, а остальные являются наблюдателями.
8. Насколько целесообразно в активном социально-психологическом обучении применение такой формы ролевой игры как «переигровка»?
Повторение одной ролевой игры несколько раз становится важным, когда речь идет об обучении простейшим навыкам межличностного общения (на русском или иностранном языках). Переигровки используются довольно редко, так как на них обычно не хватает времени, или учитель опасается, что повторение одной и той же игры может утомить учеников и наскучить им. Но организаторы ролевых игр рекомендуют лучше использовать более короткие игры и повторять их либо полностью, либо частично, чем прибегать к играм длинным и сложным и разыгрывать их только единожды. Переигровки не обязательно должны точно повторять ролевую игру, они могут проводиться в разных формах. Можно при этом использовать ротацию ролей, введение игроков- помощников, изменение инструкций для зрителей.
9. Чем отличаются такие формы ролевой игры как «параллель» и «ротация ролей»?
Параллель» – участники разбиваются на мини- группы и играют одновременно в своих группах, а «Ротация ролей» – одна и та же роль переходит от одного участника к другому.
10. Какие факторы препятствуют эффективному проведению ролевой игры?
Выход из роли – прерывание игроком игровых действий, попытка объяснить игровые действия.
Шутовство – чрезмерное старание как можно лучше изобразить своего персонажа.
Молчание – участник плохо представляет себе, как в данной ситуации мог бы действовать его персонаж.
Скука – возникает, если не предусмотрены неожиданные повороты сюжета, нет риска,
роли не содержат столкновения позиций или при многократном повторении игры.
Эскалация эмоций – чрезмерная экспрессивность, эмоциональный подъем.
проанализировать причины того или иного поведения участников и сделать выводы;
обсудить, как полученный в игре опыт может быть применим в жизни.
7. Отличительная особенность игры «Аквариум»? «Аквариум» – часть участников разыгрывает сцену, а остальные являются наблюдателями.
8. Насколько целесообразно в активном социально-психологическом обучении применение такой формы ролевой игры как «переигровка»?
Повторение одной ролевой игры несколько раз становится важным, когда речь идет об обучении простейшим навыкам межличностного общения (на русском или иностранном языках). Переигровки используются довольно редко, так как на них обычно не хватает времени, или учитель опасается, что повторение одной и той же игры может утомить учеников и наскучить им. Но организаторы ролевых игр рекомендуют лучше использовать более короткие игры и повторять их либо полностью, либо частично, чем прибегать к играм длинным и сложным и разыгрывать их только единожды. Переигровки не обязательно должны точно повторять ролевую игру, они могут проводиться в разных формах. Можно при этом использовать ротацию ролей, введение игроков- помощников, изменение инструкций для зрителей.
9. Чем отличаются такие формы ролевой игры как «параллель» и «ротация ролей»?
Параллель» – участники разбиваются на мини- группы и играют одновременно в своих группах, а «Ротация ролей» – одна и та же роль переходит от одного участника к другому.
10. Какие факторы препятствуют эффективному проведению ролевой игры?
Выход из роли – прерывание игроком игровых действий, попытка объяснить игровые действия.
Шутовство – чрезмерное старание как можно лучше изобразить своего персонажа.
Молчание – участник плохо представляет себе, как в данной ситуации мог бы действовать его персонаж.
Скука – возникает, если не предусмотрены неожиданные повороты сюжета, нет риска,
роли не содержат столкновения позиций или при многократном повторении игры.
Эскалация эмоций – чрезмерная экспрессивность, эмоциональный подъем.