Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1537
Скачиваний: 69
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Гаврилова Мариалина Сергеевна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Задания по теме 2.2. Обучение дошкольников счетной и вычислительной деятельности
Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:
Вопросы | Возрастная группа | |
Комментарий | ||
Соответствие занятия перспективному плану | | |
Соответствие поставленных на занятии задач | возрастным психологическим особенностям детей группы | |
требованиям учебной программы дошкольного образования | | |
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие) | | |
Подготовка к занятию | Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.) | |
Эстетичное оформление наглядных материалов | | |
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | | |
Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования | | |
Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм | | |
Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание. показ, художественное слово и т. д.) | | |
Реализация здоровьесберегающего подхода | Индивидуально-дифференцированный подход к детям | |
Оптимальная длительность занятия | | |
Интеграция разных видов детской деятельности | | |
Использование физкультминутки, смена поз | | |
Контроль за правильностью осанки | | |
Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте) | Интерес | |
Активность | | |
Проявление инициативы | | |
Полнота ответов | | |
Умение адекватно оценивать собственную работу | | |
Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности | | |
Рефлексия | |
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по сказкам»
Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.
2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.
3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку
4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
5. Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление.
6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.
Материал и оборудование:
Буратино; набор цифр от 0 до 10; геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы; цветные карандаши, картинки, игрушки.
Методы и приемы: игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка), словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка), наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал показ,), практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).
Предварительная работа:
Закрепление навыков счета в прямой и обратной последовательности от 0 до 10 и обратно. Разучивание четверостиший о числах и цифрах.
Индивидуально-дифференцированный подход:
-самостоятельное выполнение заданий, объяснение, самоанализ
-выполнение заданий с помощью воспитателя
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа.
Дети: «Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Цветик –семицветик».
Воспитатель: Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь
Открывай её скорей. Чтобы открыть её нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно (дети все вместе считают)
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.
На пути нам встретятся разные препятствия, потребуется помощь кому-то из сказочных героев, поэтому надо быть какими? (смелыми, добрыми, быстрыми, внимательными…)
А путешествовать с нами будет герой одной замечательной сказки. Угадайте, кто он?
Загадка:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный...
Кто же это?...
Дети: Буратино
Воспитатель: Из какой сказки этот герой?
Дети: "Золотой ключик"
Воспитатель: Мальвина любит загадывать математические загадки, загадки на смекалку, которые Буратино никак не смог отгадать. Поможем ему?
Задачки – загадки:
1. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети: Четыре
2. Шесть веселых поросят,
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать _
Поросят осталось…
Дети: Пять
3. Шесть щенят
Плюс мама –лайка.
Сколько будет?
Посчитай – ка!
Дети: Семь.
4. Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?
Дети: Четыре
5. Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай!
Дети: Девять
6. Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Дети: Два.
Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, Буратино очень любит играть в игру "Скажи наоборот". Давайте мы с вами поиграем в эту игру (игра с мячом).
- если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
- если 2 > 1, то 1 < 2
- если Саша вышел из дома раньше Миши, то Миша вышел из дома…(позже).
- если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
- если правая рука справа, то левая… (слева).
- если дерево высокое, то кустарник… (ниже).
- если ветка тонкая, то дерево… (толстое).
- если дорога широкая, то тропинка… (узкая).
- если гольфы длинные, то носки… (короткие).
- если слон большой
, то мышка… (маленькая).
- если солнышко светит днем, то луна светит… ( ночью).
- если огонь горячий, то лед… (холодный).
Устали немножко?
Буратино приглашает на веселый танец – физкультминутка.
Физкультминутка:
«Буратино потянулся»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Посмотреть намного снизу
Вот он ключик, я его вижу.
Дидактическая игра: «Цифры заблудились»(вопросы адресуются конкретному ребенку)
Цифры заблудились, помогите им занять свои места. Кто их поменял местами? (Карточки с цифрами расставлены не по порядку.
Дети расставляют цифры от 1 до 10 по порядку)
- Назовите цифру больше 2 на 1 (3)
- Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (10)
- Цифра, которое меньше 7 на 1 (6)
- Назовите соседей цифры6 (5 и 7)
- Покажите цифру больше 3 на 2. (5)
- Назовите соседей цифры 9. (8 и10)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием.
Воспитатель: А теперь, ребята, слушайте следующую загадку про новых героев.
Работа с геометрическим материалом.
Игра: «Построй дом из геометрических фигур»
Загадка: Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
Трое их – до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ("Три поросенка")
- Правильно! Три поросенка строили в сказке себе дом, но у некоторых поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить прочные домики. Домики будут у нас не простые, а геометрические (игра "Собери фигуру").
- Сколько фигур нам понадобилось для строительства домиков? (опрос каждого ребенка)
-Закрепление счета :
Кому для домика понадобилась 1 фигура?
Кому для домика понадобились 2 фигуры?
Кому для домика понадобились 3 фигуры? И т.д. до 5
- Молодцы!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно (дети все вместе считают).
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Итог:
Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие!
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
До свидания!
Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.
Ответ:
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей, и подразумевает: знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счетом, порядковым счетом; умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени; устанавливать последовательность событий; умение конструировать предмет из частей, из палочек и т. д.
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста имеет очень различные направления. Одно из самых важных мест в нем занимают количественные представления. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений [17]. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Также для закрепления знаний и усовершенствования навыков и умений, полученных на занятиях по счету, необходимо включать упражнения по развитию количественных представлений в различные виды деятельности.
Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа, что обусловлено рядом причин:
1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г.А. Корнеевой), а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни).