Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1539

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
затем от нее продолжать мерить дальше, каждый раз в конце отложенной мерки ставить точку, а около нее класть фишку, чтобы не забыть, сколько раз прикладывалась мерка. Измерение производится до конца стола, после чего подсчитывается общее количество меток (фишек). Дети называют, сколько раз мерка уложилась в длине стола, то есть чему равна его длина.

 

 

Задания по теме 3.2.  Развитие пространственных представлений дошкольников

 

Цель: закрепление знанийо развитиипространственных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 5. Разработайте комплекс заданий (не менее 4) по развитию временных и пространственных представлений у детей подготовительной группы, используя наглядные средства.

Ответ:

  1. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д.).

«Закончи предложение»                                                                                                          Если сегодня понедельник то завтра будет…                                                       Если сегодня четверг, то завтра будет…                                                   Если сегодня суббота, то завтра будет…                                                         Если сегодня пятница, то вчера была…                                                             Если сегодня вторник, то вчера был…                                                               Если сегодня воскресенье, то вчера была…

«Когда это бывает?»                                                                                     - Тает, снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

-Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?

-Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?

-Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?

«Назови соседей»

-  Назови соседей утра.


-  У части суток-утра соседи-ночь и день, потому что до утра-ночь, а после утра наступает день.

-  Назови соседей ночи.

 «Назови все части суток»

Взрослый называет одну часть суток, а ребёнок называет все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День-что дальше! (Вечер). И т.д.

«Определение времени по часам»

Ребёнка, освоившего счёт в первом десятке, нужно познакомить с часами на действующей модели с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребёнку, обсудите, что можно сделать за минуту, за две, за пять. Затем аналогично введите понятие о часе и других промежутках времени.

Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребёнка показать время на часах, связывая его с определёнными событиями дня: «Ты встаёшь в 7 часов утра, завтракаешь в половине девятого, в 11 часов идёшь гулять» и.т.д. Нужно почаще задавать ему вопрос: «Сколько сейчас времени?»

Задание 6. Составьте пособие по формированию у детей пространственных представлений – комплекс из 2-3 зрительных диктантов для детей 5-6 или 6-7 лет (по выбору обучающегося).

Обе части задания допустимо оформить в виде одной презентации.

 Ответ:

В общем понимании в понятие пространственной ориентации включается оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося, т.е. ориентировка на местности. Это:

- определение «точки стояния», т.е. своего местоположения по отношению к окружающим объектам, например «я стою между Вовой и Светой);

- определение местоположения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например «окно справа, а стол слева от меня»;

- определение пространственного расположения одного объекта относительно другого, пространственных отношений между ними, например в ограниченном пространстве стола: «справа от меня- карандаш, слева бумага».

Одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве является движение.



Педагогическая технология развития пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:

- упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографий, иллюстраций, оригами и вышивание; «прочтение схем и т. д.);

- специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно- схематических и графических моделей и схем);

Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами;

- Мини – ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми какими-либо видом ориентировки. Например. схематически показано, что справа от дерева в берлоги поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок «Наводит порядок», называя пространственные перемещения;

- Игровые упражнения на определение место положения предметов и направлений «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельно придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос «де и что находится», показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «Горячо, холодно»;

- Упражнения типа «А что будет, если» (изменится расположение направление движение, количество сидящих за столом расположение изображённых на фотографии и т.д.). Возможно схематизация, предложена детьми;

- Проблемные ситуации, например, надо найти самый короткий маршрут (ситуация для детей 6-7 лет из книги А.А. Смоленцевой и О.В

Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»;

- графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развитие умения ориентироваться на плоскости, раскрашивать чёрно белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу;

- Дидактические игры (развивающие);

- Игра на основание наглядного моделирования с использованием плана – схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купила мебель» и др.);

- Игры с использованием самостоятельного придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы – разведчики!» и др.;


- «Мы – пешеходы»: серия игр и упражнений на основании правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.;

- Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных отношений, удалённости, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы - инсценировки, разные виды театра и др.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека».

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа»

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать - какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать - с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.


Игра «Колокольчик»

Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот»

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево - право, верх - низ, и т.д.

Игра «Магазин»

 В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию

(от себя, от предмета)

Игра «Отгадай - где…»

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Корабли»

 Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

Вариант 1: Воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров - ищи.