Файл: Рабочая программа учебной дисциплины ен. 02 Экологические основы природопользования для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский политехнический колледж»


УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ «СПбПК»

Ю.П. Шабурин 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


для специальности

среднего профессионального образования

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)


Квалификация - техник

Регистрационный № 7/ЭО

Санкт-Петербург

2018

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки № 1196 от 07.12.2017, с учетом Примерной основной образовательной программы № 13.02.11-180730 от

30.07.2018.

Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский политехнический колледж» (СПб ГБОУ «СПбПК»)

Разработчики:

- преподаватель СПб ГБПОУ «СПбПК»

Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-цикловой комиссии естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин.

Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.

Протокол № 1 от 31.08.2018.


Председатель УЦК Богомолова Н.И.

Программа одобрена на заседании учебно-методического совета колледжа и рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 1

Организация-разработчик: 2

Разработчики: 2

1.1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: 4

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 9

3.2.Информационное обеспечение реализации программы 9

3.2.1.Печатные издания 9

3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы) 9

3.2.3.Дополнительные источники 9

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    «Экологические основы природопользования»


    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

Код ОК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 02, ОК 06 ОК 07 ОК 09

ОК 11

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф

Выбирать методы , технологии и аппараты утилизации газовых выбросов ,стоков, твердых отходов

Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции

Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте

Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

Основные источники и масштабы образования отходов производства ;

Основные источники техногенного воздействия окружающую среду ,способы предотвращения и улавливания выбросов , методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств ;

Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды ,экологического контроля и экологического регулирования





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

36

в том числе:

теоретическое обучение

16

лабораторные работы

2

практические занятия

14

курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

1

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация

зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3




Тема 1.

Экологические основы природопользования

Содержание учебного материала

6

ОК 01,ОК 02 , ОК 06. ОК 07, ОК 09. ОК 11

    1. Экология как наука. Цели и задачи экологии

    2. Основные методы экологии

    3. Понятие о среде обитания

    4. Концепция биогеоценоза

    5. Биосфера

    6. Основные экологические законы, регулирующие взаимодействия в системе «общество — природа»

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа №1. Биосфера и ее границы. Решение задач

Практическая работа №2. Взаимосвязи в биоценозах. Составление цепей питания

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема №.2. Особенности взаимодействия общества и природы

Содержание учебного материала

9

ОК 01,ОК 02 , ОК 06. ОК 07, ОК 09. ОК 11

    1. Понятие о природно-ресурсном потенциале

    2. Антропоэкологические системы. Признаки экстремальности

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа №3 Сырьевая проблема

Изучить основные природные ресурсы виды их классификации и условия их эффективного использования.

Традиционные и альтернативные источники энергии Рассчитать эффективность и возможность использования альтернативных источников энергии

Практическая работа №4 Антропогенные воздействия на окружающую среду.

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.

Составление схем воздействия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации №1. Сырьевая проблема. Классификация природных

1








ресурсов №2. Энергетическая проблема. Традиционные и альтернативные источники энергии: №3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.







Тема №.3 Современное состояние окружающей среды

Содержание учебного материала

9

ОК 01,ОК 02 , ОК 06. ОК 07, ОК 09. ОК 11

    1. Понятие о загрязнениях окружающей среды, их классификация и характеристика

    2. Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России

    3. Источники и основные группы загрязняющих веществ гидросферы России

    4. Источники и основные группы загрязняющих веществ литосферы России

    5. Чрезвычайные ситуации — источник мощного воздействия на окружающую среду

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

Лабораторная работа № 1 Определение качества воды.

Практическая работа№5 Влияние человека на растительное, почвенное и водное сообщество.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации №4. Загрязнение гидросферы Загрязнение атмосферы Загрязнение литосферы №5. Отходы и их классификация №6. Загрязнения и их источники

1

Тема №.4 Глобальные проблемы экологии

Содержание учебного материала

7

ОК 01,ОК 02 , ОК 06. ОК 07, ОК 09. ОК 11

1. 4.1. Сущность концепции экологического риска

    1. Экологический кризис. Понятие, причины, признаки

    2. Концепция устойчивого экологического развития

    3. Сохранение видового разнообразия планеты

    4. Размещения производства и проблема отходов

    5. Мониторинг окружающей среды

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа №6 Ознакомление с минеральными ресурсами вашей области. Эколого-экономическая оценка добываемых ресурсов». (Способы добычи, применение мер по восстановлению территории в районе добычи и пути рационального использования добываемых ресурсов).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации №7. Сокращение площади лесов, разрушение почвы и опустынивание Презентаций№10 Проблемы технотопа (большого города) и их решение (рекреационные зоны)

1

Тема №.5 Государственные, правовые и социальные аспекты

Содержание учебного материала

5

ОК 01,ОК 02 , ОК 06. ОК 07, ОК 09. ОК 11

5.1Законодательство в области экологической безопасности. Государственная экологическая политика

    1. Экологические правонарушения

    2. Механизм обеспечения устойчивого экологического развития

2





охраны

окружающей среды

    1. Международное сотрудничество в области экологии

    2. Стратегия устойчивого экологического развития







В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа №7 Особо охраняемые природные территории области»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации №11Изменение видового и популяционного состава флоры и фауны №12 Законы в области экологии (экологическое право) Подготовка докладов№1 Международно-правовая охрана окружающей среды№2 Сохранение биологического разнообразия№3 Особо охраняемые природные территории№4 Сохранение генофонда планеты. №5 Изменение видового и популяционного состава. Флора и фауна.

1

Всего:

36




  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Экологические основы природопользования»:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект документация, методическое обеспечение;

  • комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;

- автоматизированные рабочие места;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и назначения;

  • мультимедиапроектор.

    1. Информационное обеспечение реализации программы