Файл: Программа учебной дисциплины ен. 02 Экологические основы природопользования разработана в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Александровская
И
Л
я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью место подписания
2022.03.31 23:07:48+03'00'

Программа учебной дисциплины ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана в соответствие с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2017 года №1248 и зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации "18"
января 2018 года (Регистрационный № 49678)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Дмитровский техникум»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
предназначена для изучения экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена. Обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают экологические основы природопользования в объеме 48 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к общеобразовательному циклу.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины освоить следующие общие и профессиональные компетенции,
и личностные результаты:
Код
ПК, ОК,
ЛР
Умения
Знания
ОК 02,
04, 07,
09
ПК
2.2, 3.1,
4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Анализировать и
прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
Выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте
Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; Задачи охраны окружающей среды, природо-ресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской
Федерации; Основные источники и масштабы образования отходов производства; Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппарата обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; Правовые основы,
правила и нормы природопользования и экологической безопасности; Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
1.4. Количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося 48 часов;
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 48 часа;
Самостоятельная работа обучающегося 0 часа;
Консультации
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
3


2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
48
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
48
в том числе:
Лекции, уроки
28
Практические занятия
20
из них:
Контрольные работы
-
Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета
4

2.2
Тематический план и содержание учебной дисциплины, Экологические основы природопользования
для специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
часов
Коды компетенций,
ЛР формированию
которых
способствует
элемент программы
1 2
3 4
Раздел 1. Введение. Экология как научная дисциплина
12
Тема 1. 1. Общая экология
6
Содержание учебного материала
Экология как наука. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Законы, принципы, правила экологии. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Антропогенное загрязнение биосферы. Пути сохранения ресурсов биосферы.
2
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятия: Описание антропогенных изменений в своей местности.
2
Тема 1.2. Социальная экология
5
Содержание учебного материала
Социальные вопросы экологии. Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». Экологическое мышление и мировоззрение. Природа в искусстве. Экологическая культура населения.
Современное состояние и стороны экологической культуры
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятие: Природа в искусстве.
2
Тема 1.3. Прикладная экология
5
Содержание учебного материала
Экологические проблемы: региональные и глобальные причины возникновения глобальных экологических проблем.
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятия: Экологические проблемы.
2

Раздел 2.Среда обитания человека и экологическая безопасность
23
Тема 2.1 Среда обитания человека
3
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Содержание учебного материала
Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная, преобразованная, искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
2
Практические занятия:
Тема 2.2 Городская и сельская среда
20
Содержание учебного материала
Город как среда обитания человека. Городские помещения. Требования к их экологической безопасности.
Атмосферный воздух, шум и вибрация в городе. Их влияние на здоровье.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Городской транспорт. Экологические проблемы автотранспорта.
Автомобильные дороги и дорожное строительство.
Твердые промышленные и коммунальные отходы. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
8
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятия: Городской транспорт. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
4
Самостоятельная работа: Болезни города.
Курение как источник загрязнения квартиры.
Исследование уровня шума на улицах г. Дмитрова.
Городской транспорт.
Проблема отходов. Сообщения.
5
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Раздел 3. Концепция устойчивого развития
6
Тема 3.1 Устойчивость и развитие
6
Содержание учебного материала
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
2
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
6


Переход к модели «Устойчивость и развитие».
Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости.
Экологический след и индекс человеческого развития.
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятия Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
2
Раздел 4. Охрана природы России
16
Тема 4.1 Природоохранная деятельность
7
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Содержание учебного материала
История охраны природы в России. Особо охраняемые природные территории
России и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологическая диагностика и мониторинг.
3
Практические занятия: Особо охраняемые природные территории России.
2
Тема 4.2 Природные ресурсы и их охрана
9
Содержание учебного материала
Природные ресурсы России и способы их охраны. Водные ресурсы России и их охрана. Ресурсы морей России и их охрана. Почвенный покров и земельные ресурсы Росси. Биологические ресурсы России и их охрана. Охрана лесных ресурсов в России.Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). Природные ландшафты России.
2
ОК 02, 04, 07, 09
ПК
2.2, 3.1, 4.1, 4,3;
ЛР 01;
ЛР 10
Практические занятия: Водные, земельные, биологические, лесные ресурсы
России.Сравнительное описание естественных экосистем и агроэкосистемы.
4
Содержание учебного материала
Практические занятия: Дифференцированный зачет.
2
Итого
48
7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
-учебный кабинет посадочные места по количеству обучающихся (32 места), рабочее место преподавателя - одно;
-комплект наглядных пособий по экологии;
-раздаточный материал по экологии (карточки-задания, карточки-инструкции)
- ноутбук, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.
Экология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/под ред. Е.В.Титова.-
М.: Академия, 2017.-208 с.
(электронные издания):
1.priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды)
2.anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов.
3. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал
4. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам.
Дополнительные источники (печатные издания):
1.Саенко О.Е. Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П.
Трушина. — Москва : КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование)
2.Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 5-е изд., стер. – М.;
Академия, НМЦ СПО, 2012 – 347 стр.
3.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне - специальных учебных заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс»,
2012.
4.Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: Федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.].
5. Закон «Об охране окружающей среды»10.01.2002г.
6. ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение»
7. ГОСТ 18294-2004 «Вода питьевая»
8. ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».


9. ГОСТ 17.1.3.05—82. «Охрана природы. Гидросфера»
10. СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»
Журналы:
1. «Экология и жизнь», научно-популярный и образовательный журнал, Россия, Москва.
2.«Экология производства», ежемесячный научно-практический журнал, Россия, Москва.
3.«Экология и жизнь» периодический журнал, Россия, Москва.
(электронные издания):
1. www.myland.org.ua - земельные ресурсы
2. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования.
3. 8. http://zapovednik.cwx.ru/
4. 9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html
5. 10. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html
9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных работ, тестирования, индивидуальных заданий, работы студентов на уроках теоретического обучения.
Результаты освоения
учебной дисциплины
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен:
знать:
- Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- Задачи охраны окружающей среды, природноресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской
Федерации;
- Основные источники и масштабы образования отходов производства;
- Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппарата обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
-Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
-Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
уметь:
- Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- Выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
- Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; - Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.
2. Текущий контроль в форме:
- самостоятельных работ по темам разделов дисциплины;
- самостоятельных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- фронтального опроса;
- устного зачета;
- экологического диктанта;
- защиты реферата;
- самостоятельной работы с книгой и другими материалами.
4. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
10