ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Причины нарушений слуха
Причины нарушения слуха у детей
Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.
Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.
Инфекции
Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.
Неправильная гигиена
Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.
Шумная обстановка
Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.
Ототоксичные препараты
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.
Классификация снижения слуха
I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Характеристика детей с нарушением слуха
Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Причины нарушений зрения у детей
Причины нарушения зрения у детей
Причиной слабого зрения у ребенка нередко являются врожденные патологии развития зрительного аппарата или инфекционные заболевания, перенесенные в период внутриутробного развития. Зрение может ухудшиться в результате травмирования глаз, возникновения аллергического конъюктивита или других осложнений. Немаловажную роль играет чрезмерная зрительная нагрузка из-за увлечения детей компьютерными играми или просмотра телевизора. Чтобы не допустить появления у ребенка проблем со зрением, необходимо периодически водить его к детскому офтальмологу.
Установить характер отклонений и провести грамотное лечение может только высококвалифицированный специалист. Возникшие в детском возрасте нарушения зрения самостоятельно не исчезают.
Виды нарушения зрения у детей
Косоглазие. Оно возникает из-за аномального взаимного расположения зрительных осей обоих глаз. При этом становится невозможной их фиксация на определенном объекте. Косить может только один или оба глаза. Возможно смещение зрачков к носу (сходящееся косоглазие), к вискам (расходящееся), а также кверху (гипертропия) или книзу (гипотропия). Косоглазие может быть врожденным (проявляется в первые дни или месяцы жизни), а также приобретенным (развивается позднее).
Близорукость. При этой патологии фокус зрения находится не на сетчатке глаза, а перед ней. Поэтому можно хорошо рассмотреть только изображения, находящиеся вблизи, а дальние предметы видятся расплывчатыми. Можно заметить, что малыш щурится при рассматривании книжки, подносит ее близко к лицу, пытаясь увидеть картинки. Для исправления зрения ему необходимо носить очки с отрицательными диоптриями.
Дальнозоркость. Дальние объекты видны отчетливо, а ближние – выглядят размытыми. В данном случае фокус зрения находится за сетчаткой. У младенцев такое состояние является естественным из-за незавершенности развития глазных яблок. О наличии дальнозоркости можно говорить, если ребенок, желая увидеть мелкие детали, относит предмет подальше от глаз. Для устранения подобного нарушения требуются очки с положительными диоптриями.
Астигматизм. Изображение становится нечетким и неправильным по форме в результате нарушения формы роговицы или хрусталика глаза. В возрасте до 7 лет снижение остроты зрения компенсируется с помощью специально подобранных очков. Подобное отклонение может стать причиной появления головных болей.
Амблиопия. Данное нарушение возникает у детей при одностороннем косоглазии. Косящий глаз видит все хуже и хуже, поскольку практически не участвует в процессе зрения. Если не устранить косоглазие вовремя, то зрение не восстановится, а операция даст лишь косметический эффект.
В детском возрасте можно устранить большую часть нарушений зрения. Используются различные методики аппаратного лечения (магнитотерапия, видеокомпьютерная коррекция, лазерная терапия). В сложных случаях (при катаракте, отслоении сетчатки) для сохранения зрения детям требуется хирургическое лечение.
Причины нарушений речи
Нарушения речи у детей. Какие бывают, как лечить? Речь у ребенка формируется постепенно. Но первом году это гуление, лепет, произношение отдельных звуков и слогов. Далее малыш учится складывать из звуков слова, произносить связные фразы, формировать ассоциации между словами, действиями и предметами. Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления. При оценке речевого и психического развития учитывается не только четкость произношения отдельных звуков и слов, но и умение логически строить фразы, использовать предложения из подлежащих и сказуемых, понимать обращенные слова, выражать с помощью звуков и слов свои эмоции и просьбы. Эти данные сопоставляются с возрастом малыша. Только комплексная оценка позволит выявить нарушения речи у детей, определить их причину и разработать комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий. Задержка речевого развития (ЗРР) у детей, различные дефекты звукопроизношения встречаются довольно часто, поэтому родители должны быть внимательными и своевременно обращаться к специалисту. Чем раньше начать работать с существующей проблемой, тем больше вероятность, что к началу обучения в школе речевое и психическое развитие малыша будет соответствовать возрасту. Причины нарушения речи у детей Становление речи - это комплексный процесс, на ее формирование влияют психологические и анатомические особенности. Именно поэтому причин нарушения речи у детей дошкольного возраста довольно много. Рассмотрим, чем может быть вызвана эта проблема: Генетика. Врожденные аномалии, а также отягощенная наследственность могут приводить к ЗРР и дефектам звукопроизношения. Если у родителей формирование звукопроизношения протекало с запозданием, было заикание, сложности в произношении отдельных звуков, ребенок с большой долей вероятности унаследует эту особенность. Зная это, родители должны проявлять особое внимание. Также врожденный характер могут носить изменения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, изменение формы неба и другие анатомические дефекты. Патология в родах. Груднички, получившие родовую травму, испытавшие гипоксию, с большой долей вероятности будут иметь те или иные речевые расстройства. Повреждение клеток головного мозга, связанное с недостатком кислорода, может оказывать существенное влияние на нервно-психическое развитие, в том числе и на формирование речи. Такие новорожденные нуждаются в особом наблюдении. Перенесенные заболевания. Тяжелые болезни на первом году жизни могут привести к дальнейшему нарушению развития речи у детей. К таким заболеваниям в первую очередь относятся нейроинфекции: менингит, энцефалит. На формирование звукопроизношения могут влиять и тяжелые отиты, приводящие к ухудшению слуха. Травмы головы способны изменить конфигурацию артикуляционного аппарата, что приводит к сложностям при звукопроизношении. Дефект формирования нервной системы во внутриутробном периоде. Такие отклонения обычно происходят обычно в первом триместре беременности. Они связаны с гипоксией, внутриутробными инфекциями, травмами матери, резус-конфликтом, употреблением беременной женщиной алкоголя, наркотиков, никотина, интоксикациями, воздействием ионизирующего излучения, стрессовых факторов. Социальные факторы. Дети, растущие в неблагополучных семьях, испытывающие дефицит общения со взрослыми часто имеют ЗРР вследствие педагогической запущенности, а не отклонений со стороны здоровья или нервной системы.
Нарушение двигательных и речевых функций.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.
1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Мышечный тонус условно называют рефлексом на проприоцепцию, ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.
Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса - спастичность. Мышцы в этом случае напряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.
При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.
При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.
Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.
При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.