Файл: Рабочая программа учебной дисциплины ен. 02 Экологические основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ГБПОУ «СПбПК»
_________________ Ю.П. Шабурин
31 августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальности среднего профессионального образования
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Квалификация – техник
Регистрационный № 7/ЭО
Санкт-Петербург
2018

2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки № 1196 от 07.12.2017, с учетом Примерной основной образовательной программы № 13.02.11-180730 от
30.07.2018.
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский политехнический колледж» (СПб ГБОУ «СПбПК»)
Разработчики:
________________________ – преподаватель СПб ГБПОУ «СПбПК»
Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-цикловой комиссии естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин.
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Протокол № 1 от 31.08.2018.
Председатель УЦК …………………………… Богомолова Н.И.
Программа одобрена на заседании учебно-методического совета колледжа и рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10


4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код
ОК
Умения
Знания
ОК 01,
ОК 02,
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 11
Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности
Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф
Выбирать методы , технологии и аппараты утилизации газовых выбросов ,стоков, твердых отходов
Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции
Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте
Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской
Федерации;
Основные источники и масштабы образования отходов производства ;
Основные источники техногенного воздействия окружающую среду ,способы предотвращения и улавливания выбросов , методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств ;
Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды ,экологического контроля и экологического регулирования


5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
36 в том числе: теоретическое обучение
16 лабораторные работы
2 практические занятия
14 курсовая работа (проект)
- контрольная работа
1
Самостоятельная работа
4
Промежуточная аттестация зачет

6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем
в часах
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1 2
3
Тема 1.
Экологические основы природопользования
Содержание учебного материала
6
ОК 01,ОК 02 ,
ОК 06. ОК 07,
ОК 09. ОК 11 1.1. Экология как наука. Цели и задачи экологии
1.2. Основные методы экологии
1.3. Понятие о среде обитания
1.4. Концепция биогеоценоза
1.5. Биосфера
1.6. Основные экологические законы, регулирующие взаимодействия в системе
«общество — природа»
2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4
Практическая работа №1. Биосфера и ее границы. Решение задач
Практическая работа №2. Взаимосвязи в биоценозах. Составление цепей питания
2 2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема №.2
Особенности взаимодействия общества и природы
Содержание учебного материала
9
ОК 01,ОК 02 ,
ОК 06. ОК 07,
ОК 09. ОК 11 2.1. Понятие о природно-ресурсном потенциале
2.2. Антропоэкологические системы. Признаки экстремальности
4
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4
Практическая работа №3 Сырьевая проблема
Изучить основные природные ресурсы виды их классификации и условия их эффективного использования.
Традиционные и альтернативные источники энергии Рассчитать эффективность и возможность использования альтернативных источников энергии
Практическая работа №4 Антропогенные воздействия на окружающую среду.
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.
Составление схем воздействия.
2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации №1. Сырьевая проблема. Классификация природных
1


7
ресурсов №2. Энергетическая проблема. Традиционные и альтернативные источники энергии: №3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Тема №.3
Современное состояние окружающей среды
Содержание учебного материала
9
ОК 01,ОК 02 ,
ОК 06. ОК 07,
ОК 09. ОК 11 3.1. Понятие о загрязнениях окружающей среды, их классификация и характеристика
3.2. Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России
3.3. Источники и основные группы загрязняющих веществ гидросферы России
3.4. Источники и основные группы загрязняющих веществ литосферы России
3.5. Чрезвычайные ситуации — источник мощного воздействия на окружающую среду
4
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4
Лабораторная работа № 1 Определение качества воды.
Практическая работа№5 Влияние человека на растительное, почвенное и водное сообщество.
2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации №4. Загрязнение гидросферы Загрязнение атмосферы
Загрязнение литосферы №5. Отходы и их классификация №6. Загрязнения и их источники
1
Тема №.4
Глобальные проблемы экологии
Содержание учебного материала
7
ОК 01,ОК 02 ,
ОК 06. ОК 07,
ОК 09. ОК 11 1.
4.1. Сущность концепции экологического риска
4.2. Экологический кризис. Понятие, причины, признаки
4.3. Концепция устойчивого экологического развития
4.4. Сохранение видового разнообразия планеты
4.5. Размещения производства и проблема отходов
4.6. Мониторинг окружающей среды
…….
4
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
Практическая работа №6 Ознакомление с минеральными ресурсами вашей области. Эколого-экономическая оценка добываемых ресурсов». (Способы добычи, применение мер по восстановлению территории в районе добычи и пути рационального использования добываемых ресурсов).
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации №7. Сокращение площади лесов, разрушение почвы и опустыниваниеПрезентаций№10 Проблемы технотопа (большого города) и их решение (рекреационные зоны)
1
Тема №.5
Государственные, правовые и социальные аспекты
Содержание учебного материала
5
ОК 01,ОК 02 ,
ОК 06. ОК 07,
ОК 09. ОК 11 5.1Законодательство в области экологической безопасности. Государственная экологическая политика
5.2. Экологические правонарушения
5.3. Механизм обеспечения устойчивого экологического развития
2


8
охраны окружающей среды
5.4. Международное сотрудничество в области экологии
5.5. Стратегия устойчивого экологического развития
………….
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
Практическая работа №7 Особо охраняемые природные территории области»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации №11Изменение видового и популяционного состава флоры и фауны№12 Законы в области экологии (экологическое право)
Подготовка докладов№1 Международно-правовая охрана окружающей среды№2 Сохранение биологического разнообразия№3 Особо охраняемые природные территории№4 Сохранение генофонда планеты. №5 Изменение видового и популяционного состава. Флора и фауна.
1
Всего:
36

9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет«Экологические основы природопользования»:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект документация, методическое обеспечение;

комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;

автоматизированные рабочие места;

компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и назначения;

мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Экологические основы природопользования : учебник для СПО/ Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 253 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05092-9.
2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования : учебник / М.В.
Гальперин. — 2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 256 с
3. Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К. Хандогина, Н.А.
Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. — 2-е изд. — М. :
ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронный ресурс. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека www.biology.asvu.ru
2. Электронный ресурс. Интернет-ресурсы на уроках биологии www.openclass.ru
3. Электронный ресурс. Биология в картинках www.kartinki/biologija/Biologicheskie- resursy.ru
4. Электронный ресурс Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. biodat.ru.- BioDat.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Экологические основы природопользования Л.Н.Блинов, И.Л Перфилова,
Л.В.Юмашевич М.; Дрофа,2010.
2. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении Д.С. Орлов. Высшая школа, 2008.
3. Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев Ученик для вузов , М. 1999, 2008 год переиздан
4. Гигиена и основы экологии человека Рубан Э. Д., Крымская И. Г. М.: Феникс, 2009.
5. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Протасов В. Ф. - М.:
Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
6. Журналы по экологии