Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования Кафедра педагогики и психологии

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в среднем дошкольном возрасте В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Курсовая работа

по дисциплине «Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований»

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования»

Исполнитель: Рамазанова

Арзу Афсар-кызы,

студентка ФППО группы

Нт 309 СПП

Научный руководитель:

Мешкова И. В.,

доцент кафедры педагогики

и психологии, канд. психол. наук

Нижний Тагил

2023

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе 6

1.2.Возрастные особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 8

1.3 Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 9

2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ 13

2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста 13

2.2 Психолого-педагогическая программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 24

2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов .... традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.


На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1. с. 7].

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В процессе исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста возникает противоречие

между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему настоящей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – Развития связной речи со сверстниками;

Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей дошкольного возраста;

Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое выявление особенностей развития связной речи со сверстниками.

Гипотеза исследования - в теоретическом плане состоит в том, что развития связной речи в процессе общения между сверстниками может быть обусловлено ряд комплекс мероприятий для развития и нормализации связной речи; в эмпирическом плане – развитие связной речи в процессе общение между сверстниками дошкольного возраста может быть обусловлено гендерными особенностями.

Задачи исследования:

1. Обосновать актуальность темы исследования.

2. Провести соответствии между темой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования.

3. Провести соответствие между структурой курсовой работы и задачами исследования.

4. Обосновать выбор и дать характеристику методов сбора информации и диагностических методик, адекватных целям и задачам проведенного исследования.

5. Обосновать выбор и дать характеристику методов обработки данных, адекватных целям и задачам проведенного исследования.

6. Обосновать подтверждение (или опровержение) статистической исследовательской гипотезы.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;


- эмпирические: тестирование;

- методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе IBМ SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010.
База исследования: МАДОУ «Радость» д.с. №202 г. Нижний Тагил, старшая группа в количестве – 20 человек.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из: введение и двух глав в количестве 38 страниц


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе


Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи. Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн. Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.

Речь выполняет определенные функции: 1) выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения); 2) воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию); 3) обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия); 4) сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).

Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи [10. с. 117].

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе. Применительно к различным видам развернутых высказываний