ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимосвязь мышления и речи
Связь мышления и речи.
Компромиссная точка зрения: мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности
Взгляд на связь мышления и речи Выготского.
«Слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом». Слово – всегда характеризует предмет или явление, обозначенное им и, следовательно, выступает как акт мышления.
* В самом слове уже произведён глубокий анализ предмета
Слово: значение и смысл.
Слово – языковое выражение, обозначающее понятие о предмете
Значение – обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики (объем понятия)
Смысл – это то, что именно отражено из обозначенного словом предмета (Содержание понятия)
Генетические корни мышления и речи.
Ассоцианизм и Вюрцбургская школа: Мышление и речь сепарированы
Бихевиоризм: они едины
Отечественная психология: имеют пересечение (речевое мышление)
Речь как средство коммуникации:
* отправным пунктом принято считать труд (совместная форма деятельности), в результате которого возникает острая необходимость общения
* Речь выступала как средство непосредственного общения людей, способ общения сиюминутной информацией
* Речь – средство психологического контакта с себе подобными
Речь без мышления.
Исходная функция речи: коммуникативная
При словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к классу явлений и уже тем предполагает обобщенное отражение, т.е. факт мышления
Своеобразные средства коммуникации: выразительные движения, жесты, мимика (отражение внутреннего состояния) – к мыслям не относятся
Речь как средство обобщения.
Виды мышления, которые не связаны с речью: наглядно – действенное
Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, передать накопленный опыт жизнедеятельности другим поколениям, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания какому – либо известному классу предметов или явлений. (Непременно требует обобщения и абстракции).
* Только у человека есть способность пользоваться речью при решении интеллектуальных задач.
В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Необходимость встречи мышления и речи.
Вюрцбургская школа: «чистая мысль» не имеет ничего общего ни с образами, ни со словами. Она сводится к внутренним духовным силам или «логическим переживаниям».
Идеалистический лагерь: мысль – этап между исходным мотивом и окончательной внешне развернутой речью.
Выготский: мысль не воплощается, а совершается, формируется в слове
Переломная точка в развитии мышления и речи.
Выготский: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым (около 2х лет).
Признаки:
1) быстрое и активное расширение ребенком своего словесного запаса
2) скачкообразное увеличение коммуникативного словаря
* Ребенок открывает для себе символическую функцию речи (он начинает рассуждать в слух, использовать речь как средство мышления).
Понятие.
- это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений (лежит в основе движения мысли).
* Понятие, а не слово превращает речевой знак в творца мышления
* Понятие относится не к одному предмету, а к целому классу однотипных предметов
Значение для психической деятельности: понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, мышления, речи
Язык человека как средство обобщения.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познание, но и с речью посредством языка.
Язык – это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции передачи информации и введения ее в различные системы связей и отношений. Система кодов достаточна для того, чтобы передать информацию вне всякого практического действия.
«Язык» животных как выражение состояний и переживаний.
не обозначает постоянной вещи, признака, свойства, отношения, а лишь выражает состояния или переживания животного.
Он не передает объективную информацию.
Сигнал животного есть выражение аффективного состояния, а передача сигнала есть передача этого состояния, вовлечение в него других животных и не более.
* Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно – действенным.
Речь как средство выражения и формирования мысли.
Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже продумана мысль. Тем более четко и ясно она выражена в словах, в устной и письменной речи.
Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое рассуждение (логически расчлененное и осознанное мышление).
Язык.
- это общественно – исторически выработанная в ходе общения людей система знаков, воплощаемая в речи человека и используемая для достижения определенных целей коммуникации (Фердинанд де Соссюр).
Каждый человек:
1) усваивает уже готовый язык
2) становится источником языка и его модернизатором
Язык включает в себя:
1) Лексический состав – определенная система языков, за которой закреплены определенные значения.
2) Грамматика – определенная система различных форм слов и словосочетаний
3) Фонетический состав
- это психологически обусловленный процесс порождения и восприятия речевых высказываний посредством языка.
- это способ формирования и формулирования мысли посредством языка в ходе печевой деятельности индивида (Леонтьев).
Важные отличия речи и языка.
Признаки языка:
1) Исторически сложившееся средство общения
2) Развивается относительно независимо от человека, по законом, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением
3) Отражает психологию народа
4) Система условных знаков, с помощью который передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл
Признаки речи:
1) Выражает психологические особенности отдельно взятого человека
2) Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства
Функции речи.
1) Воздействия (способность побуждать к действию)
2) Сообщения (обмен информацией)
3) Выражения (передача чувств, переживаний, отношений, эмоций)
4) Обозначения (способность предметам и явлениям давать названия).
+ Регулирующая, коммуникативная, лексическая
Свойства речи.
Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств, их значительность и соответствие действительности. Зависит от подбора слов. Человек может владеть определенной терминологией.
Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений
, а также примените в соответствующих местах пауз или выделение слов с помощью логического ударения. Понятность также обеспечивается также совокупность знаний слушателя в определенной области. Трудность понимания может быть связана с многозначность слов.
Выразительность речи – это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. Может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.
* Обеспечивается грамматическими средствами и фонетическими средствами.
Двойственность – это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю человека, на их убеждения и поведение. Большое значение имеют искренность и убеждённость. Важны простота, ясность, логика.
Виды речи:
1) Активная – речь говорящего. (Слух – говорение, Зрение - письмо)
2) Пассивная – речь слушающего. Это речь, т.к. мы следим за ходом мысли говорящего, стараемся понять мотивы говорящего (Слух – аудирование, Зрение - чтение).
Ребенок сначала учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам.
Виды речи с точки зрения ее развернутости.
1) Развернутый тип – говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком (при теоретическом мышлении).
2) Сокращенное речевое высказывание – затруднено выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей (Для хорошо знакомых, близких людей).
Ситуативная и контекстная речь.
1) Смысловое содержание речи, понятное лишь совместно с ситуацией – ситуативная речь.
2) Всё в речи понятно для другого из самого контекста – контекстная речь. (Развивается у ребенка позже).
Виды речи по количеству вовлеченных в процесс участников.
1) Диалогическая речь – речь, которая требует 2х собеседников. Характеризуется некоторой упрощенной структурой оборотов языка и фраз.
2) Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком. Требует достаточного уровня мотивированности, развернутости, строгой последовательности изложения мысли, контроля и оценки.
Внутренняя и внешняя речь.
1) Внешняя речь связана с процессом передачи информацией.
2) Внутренняя речь – это особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое взаимоотношения между мыслью и словом. (Выготский)
Особенности внутренней речи.
В ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
1) Предикатность – характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект, и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
* Внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развёрнутое (глубокое) смысловое содержание.
2) Агглютинация – своеобразное слияние слов одно с их существенным сокращением.
Переход внутренней речи во внешнюю.
Мотив, замысел => стадия внутренней речи => выделение и выбор синтаксических структур.
Внутренняя речь формируется на основе внешней.
*Около 3х лет.
* С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.
Эгоцентрическая речь.
- это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека. (обслуживает не столько общение, сколько интеллект).
* У детей среднего дошкольного возраста особенно заметна
Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей функции, по ее психологическому значению. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она перерастает во внутреннюю.
Ж. Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь - это рудиментарная, пережиточная
речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел
проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка.
Л.С. Выготский возражал Ж. Пиаже.
Эгоцентрическая речь – изначально социализированная. При переходе речи во внутреннюю, эгоцентрическая речь постепенно исчезает.
Внутренняя речь возникает из внешней – эгоцентрической.
Эгоцентрическая речь - это средство планирования, которое постепенно сворачивается.
Кинетическая речь.
- это общение посредством языка жестов.
Кинетическая (мимико-жестикуляторная) речь включает в свой состав выразительные (выражающие нечто, выполняющие обозначающую функцию) жесты, позы (мимические и пантомимические).
В речевой деятельности кинетическая речь используется чаще всего совместно с другими формами речи (в основном – с устной речью), реже – самостоятельно (например, у глухих).
Анатомо-физиологические механизмы речи.
И. П. Павлов доказал, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее “динамической локализацией”.