Файл: Практическое задание Мирошникова О. И.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание­­_Мирошникова О.И.

  1. Перечислите цель, задачи и этапы РЭПТ А. Эллиса

Цель: разрешение эмоциональных и поведенческих проблем и нарушений, а также помощь людям вести более счастливую и полноценную жизнь.

Задачи: изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей.

Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:

1) Определение и осознание иррациональных установок.

2) Конфронтации с этими установками, их пересмотр.

3) Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.

  1. Опишите, как работает РЭПТ в терапии супружеских отношений.

В семейной РЭПТ клиентов учат осознавать, понимать и минимизировать свои собственные эмоциональные проблемы, а также помогать другим членам семьи стать более рациональными, испытывать более приятные и уместные эмоции и вести себя так, чтобы приносить меньше вреда себе и семье.

  1. Прочитайте выдержку из стенограммы психологической консультации.

Выделите вопросы и комментарии терапевта, в которых он помогал клиентке выявить ее убеждения, связанные с долженствованиями.

(Пример: К.: Я же мать.

Т.: И что это обязывает вас саму все делать?)

Клиентка, молодая женщина, последние два с половиной года в декретном отпуске по уходу за ребенком. Обратилась в связи с тем, что приглашают на хорошую доходную работу, но ухаживать за двухлетней дочерью некому. Хорошая зна­комая с педагогическим образованием и опытом работы в качестве няни соглашается помочь и быть с дочерью, пока мать находится на работе. Сомнения клиентки — выходить на работу и оставлять дочь с няней или ухаживать за ребен­ком самостоятельно и потерять перспективную работу — послужили причиной обращения к психотерапевту.

Клиентка: Я не могу нанять няню для ребенка. Я должна за ним ухаживать сама.

Терапевт: Почему?

К.: Что же я буду за мать такая, что у меня ребенок с чужим
человеком сидеть будет?

Т.: Вы считаете это неправильным?

К.: Да. Мать должна сама ухаживать за ребенком.

Т.: Вы в этом абсолютно уверены?

К.: Конечно уверена. Иначе и быть не должно.

Т.: Через полгода заканчивается срок вашего декретного от­пуска. Что вы намерены делать?

К.: Отдам дочь в ясли.

Т.: А что будете делать вы?

К.: Подыщу какую-нибудь работу. Буду работать и ухаживать за дочерью.

Т.: Тогда в чем сомнения? Вы видите перспективу, знаете, что намерены делать, откуда терзания по поводу поступившего от работодателя предложения?

К.: Нам очень пригодились бы те деньги, которые можно зара­ботать на этой работе.

Т.: Я правильно понимаю, что с одной стороны — вам нужны деньги, с другой стороны — вы должны ухаживать за своей дочерью сами?

К.: Да. Точно так и есть.

Т.: Вы говорите, что должны сами ухаживать за дочерью. По­ясните, почему именно так?

К.: Я же мать.

Т.: И что это обязывает вас саму все делать?

К.: Конечно.

Т.: Как вы намерены отдать ре­бенка в детский сад, ведь по­лучается, что ею будут зани­маться другие люди?

К.: Да. Я об этом как-то не заду­мывалась. Вы правы, вот вто­рая проблема.

Т.: Но хочется понять, почему вы должны ухаживать за ребен­ком и почему это нельзя до­верить няне?

К.: Как это можно доверить по­стороннему человеку?

Т.: Я не предлагаю вам сейчас до­вериться кому-либо. Я прошу вас обосновать долженство­вание — «Мать должна сама ухаживать за ребенком».

К.: По-другому просто ненормально.

Т.: Почему нормально, что мать сама должна ухаживать?

К.: Я вас не понимаю.

Т.: У меня есть основания сомневаться в справедливости ва­шего заявления, что вы сами должны ухаживать за ребен­ком и никто другой. Вам, как и мне, хорошо известно, что во многих семьях для этих целей привлекается профессио­нальная няня. Может быть они не правы, что так поступа­ют, и возможно правы вы. Но причины и основания для этой правоты мне не понятны. Попробуйте найти доказа­тельства справедливости вашего утверждения.



К.:А-а-а... Поняла.

Т.: Хорошо. Каковы доказательства?

К.: Ребенок только в контакте с матерью может получить не­обходимую ему любовь. Мать всегда позаботится сначала о нем, а няня будет заботиться в первую очередь о себе. Ведь она работает, чтобы заработать денег.

Т.: Все?

К.: Мне кажется этого более чем достаточно.

Т.: Проанализируем первое доказательство. Сколько любви ва­шему ребенку надо?

К.: Ну, на такой вопрос трудно ответить.

Т.: Хорошо. Выражение любви — это время, которое тратится на данное чувство, сила проявления этого чувства или то и другое вместе?

К.: И время надо, и конечно от того, как это чувство выражает­ся, тоже многое зависит.

Т.: Если вы не видели ребенка какое-то время, допустим, он спал, соответственно в это время он не получал вашу лю­бовь, то при встрече с ним вы ее выражаете сильнее, чем в обычной обстановке?

К.: Да. Конечно.

Т.: Таким образом, более интенсивное выражение чувства мо­жет компенсировать, что вы не виделись какое-то время?

К.: Да, получается так.

Т.: Тогда, если бы вы устроились на работу, это не означало бы, что вы станете выражать меньше любви к ребенку, чем он сейчас получает ее в течение дня. Времени на выражение чувства у вас будет меньше, но дефицит можно ком­пенсировать интенсивностью. Так?

К.: Получается, что да?!

Т.: Перейдем ко второму пункту вашего доказательства — «Мать всегда позаботится сначала о нем, а няня в первую очередь будет заботиться о себе. Ведь она работает, чтобы заработать денег».

К.: Да, так.

Т.: Няня получает деньги за заботу о ребенке или за что?

К.: Ну конечно за заботу.

Т.: То есть ей выгодно заботиться о вашем ребенке?

К.: Я как-то не задумывалась. По всей видимости, так и есть.


Т.: Тогда справедливо будет говорить, что няне выгодно забо­титься о ребенке?

К.: Нуда.

Т.: Как видно, оба ваши доказательства того, что именно мать должна заботиться о ребенке, опровергнуты?

К.: Н-да. Получается. Но я не могу сказать, что от этого стала способной оставить ребенка с няней. Тревожно все равно.

Т.: А с чем будет связана тревога? С тем, каково самочувствие ребенка, как о нем заботится няня или с тем, что вы ему вечером любви недодадите?

К.: Любви-то я понимаю, что дать смогу. Но вот, как он себя будет чувствовать с другим человеком?

Т.: Почему бы не поставить эксперимент и не понаблюдать за тем, как няня и ребенок будут общаться? В зависимости от того, как сложится их общение, вы сможете делать выводы.

К.: Да, попробовать стоит.

Комментарий

Далее терапевт и клиентка обсудили регламент эксперимен­та и разработали план, по которому этот эксперимент должен был происходить. Однако на следующий день клиентка вновь засомневалась, стоит или нет ей оставлять ребенка чужому че­ловеку (няне). Терапевт еще раз исследовал доказательства спра­ведливости ее долженствований и провел коррекцию тревож­ных опасений с помощью техник, направленных на коррек­цию катастрофического мышления.