Файл: Тема. Роль второстепенных членов предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русский язык 8 класс
Тема. Роль второстепенных членов предложения

Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний, полученных в 5-7 классах

Оборудование урока: мультимедийная установка, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.

1. На предыдущем уроке мы с вами изучали главные члены предложения, а также тире между подлежащим и сказуемым.

Задание №1. (слайд 2) Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно; б) не нужно

1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

5. Сады сажать жизнь украшать.

6. Дважды два четыре.

7. Путешествие это та же книга.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.

10. Март только начало весны.

Ответ: а-1, 5, 6, 7, 8, 9; б-2, 3, 4, 10

Задание №2. (слайд 4) Найди тире.

1.Воспитанный человек

А) вежливый и скромный; Б) читает много книг;

В) пример для других; Г) интересен людям.
2.Книга


А) хранит удивительные открытия;

Б) лучший советчик;

В) сопровождает нас всю жизнь.

Задание №3 (слайд 6) Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством; е) не является членом предложения.

1. Льёт в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

6. Сначала читал, затем решал.

7. Мы шли в течение всего дня.

8. Врач запретил мне читать лёжа.

9. На столе стояла шкатулка из серебра.

10. Я не видел реки великолепнее Енисея.

Ответ: а-2; б-3; в-1, 4, 8; г-5, 9, 10; д-6; е-7

2. Объявление темы урока, постановка целей урока.

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».

  1. Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах?

Второстепенные члены – это… (все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания). Термин «второстепенные члены предложения» вовсе не унижает их достоинства: он просто подчёркивает, что такие слова группируются вокруг подлежащего и сказуемого и грамматически зависят от них.

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме. Составляем кластер.



- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какими частями речи они выражаются?

- Как графически мы подчеркиваем второстепенные члены предложения?

-Без главных членов предложение не построишь, а без второстепенных оно возможно. Однако далеко не всегда грамматическую основу можно оставить нераспространённой. Если я вам сейчас скажу: «Я нашла» - и не продолжу своей мысли, то вы будете думать о том, что же я нашла.

-Какой второстепенный член предложения нам необходим в конкретном случае? Давайте закончим предложение. (варианты учеников: книгу, записку, клад и т.д.)

-Для полноты мысли здесь необходимо дополнение. В конкретном предложении оно несёт основную смысловую нагрузку.



Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Найдите дополнение в этих предложениях. (слайд 8)

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

В сухом воздухе пахнет скошенной травой.

Я в долгу перед вами.

И не жаль мне ничуть.

Какие второстепенные члены предложения осталось выделить в этих предложениях?

- Что такое определение?

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

Найдите в предложении определения и подчеркните их:

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

- Что такое обстоятельство? Найдите и выделите в предложениях обстоятельство.

3. Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

-Распространите предложения, подчеркните грамматическую основу.

Приближался вечер. Солнце село. Упала роса.

5. Физминутка:

Поднятая одна рука- нераспространенное, две- распространенное

Упало несколько градин. ( нераспр.)

Ручка пишет тонко

Раннее летнее утро.

У меня зазвонил телефон.

На остановке было два человека.

Птицы заволновались, закричали. (нераспр.)

Беги быстрее!

Подъехал переполненный автобус.

- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.

Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.


 

4. Подведение итогов урока.

- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

5. Домашнее задание.

Параграф 23. Найти и выписать в текстах художественной литературы 10 распространённых предложений, сделать их синтаксический разбор.

 Рефлексия:

- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?

- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?

- Полезна ли была информация урока?

Я

а) усвоил…

б) вспомнил…

в) пополнил знания…